Глупенький молодец

Согласно центральному понятию христианской антропологии и психологии, человек есть Личность, созданная по образу Божию и стремящаяся к подобию Божию.

Личность возникает уже в момент зачатия и развивается всю свою жизнь. Личность обладает различными характеристиками, основными из которых является ее уникальность, единичность, неповторимость. Более того, во все времена не рождалось два идентичных человека – каждый уникален.

Если только представить себе, что перед нами – образ Божий, пусть даже двух или четырех лет от роду, то можем ли мы сказать ему, что он плохой или хороший? Что он – молодец или не молодец? Можем ли мы дать оценку Личности, если наблюдаем не саму личность во всей ее многообразии и полноте, а то, что она делает или не делает в данный момент? 

Оценка Личности исключает возможность уважать ее, принимать ее в своей уникальности, так как вынуждает оценивающего стать на позицию более развитого существа, который наделен правами эти оценки раздавать, то есть судить.
Иногда возникает ощущение, что ничего такого ужасного не произойдет, если похвалить ребенка такими фразами, как «умница», «молодец», «ты хорошо постарался». 

Все бы ничего, но за ними скрываются как минимум три опасности:
«Сегодня я - молодец, а завтра – не молодец?». Как думаете, можно ли быть всегда успешным, и как при этом учиться переживать неуспех? Или я буду прикладывать усилия до невротизации, чтобы быть все время «молодец», мучительно переживая «не молодец», или вообще перестану прикладывать усилия, так как буду вечно «не молодец».

«Сегодня я хорошо постарался, а завтра и послезавтра молодец - кто-то другой». Как относится группа к человеку, который всегда молодец? Зарождение нездоровой конкуренции имеет истоки в сравнениях детей между собой: кто-то сегодня лучше, чем я. В конце концов, у каждого свой темп выполнения задания, своя манера и тактика. «Я очень стараюсь и спешу. Но я не могу иначе, как тот другой, поэтому не буду опять «молодец». А того, кто будет – я начну тихо ненавидеть…» Или, если молодец всегда я, то буду и невротизированным (пункт 1), и отверженным из-за зависти и ревности остальных, жаждущих быть «хорошими».

«Я – молодец, а тот мальчик – молодец?». Если два человека уникальны, можно ли их сравнивать? В конечном итоге формируется зависимость от оценки, ориентация на поиск положительных оценок и постоянное сравнивание себя с другими детьми (людьми).

Конечно, ребенок постоянно совершает поступки, которые вызывают у нас различные эмоции, которые мы вполне себе можем выражать. Вопрос именно в форме выражения. Здесь на помощь приходит формулировка предложений, когда высказывание, выражение эмоции, чувства или состояния, как реакции на действие ребенка, исходит от собственного лица.

Сравним примеры:
Как мы говорим - А: Как следует говорить - Б:
А. Умница Б. Мне так понравилось, как ты это сделал!
А. Молодец Б. Я так рада, что ты убрал за собой
А. Хорошо сегодня постарался Б. Мне очень приятно, что ты выполнил это задание, старался
А. Хороший мальчик/девочка Б. Я люблю, когда ты так говоришь/делаешь…
А. Красивая картинка Б. Как мне понравилось, как ты нарисовал!
А. Красивое платье и прическа, тебе идет Б Мне очень нравится, как ты выглядишь сегодня
______________________________________________________
А. Глупый, дурак, Б Я очень злюсь, что ты разбил вазу
А. Плохой мальчик/девочка Б. Я расстроен, что ты не убрал игрушки
А. Это ужасно некрасиво, так только дурачки себя ведут! Б. Мне очень грустно, что ты раскидал эти игрушки

Это всего лишь несколько высказываний, которые помогают становлению психологически здоровой личности. Для того, чтобы научиться выражать свое отношение корректно, можно освоить способ «я-высказываний». Последовательность предложения строится по схеме: факт, мысли, чувства, желания, намерения.

Пример:
Я неоднократно ловила себя на том, что оцениваю поступки своего ребенка словами «умничка», «молодец» или «ты глупенький, что ли?» (факт).
Я поняла, что своими высказываниями могу сильно подпортить его качество жизни и сейчас, и в будущем (мысли).
Я очень расстроилась и испытала чувство вины из-за своей невоздержанности в словах (чувства).
Я очень хочу помочь своим детям вырасти психологически здоровыми (желание).
Я собираюсь повышать свою родительскую и психологическую компетенцию (намерения).

Как это будет во фразе:
Ты сегодня не убрал за собой игрушки (факт) -
наверное, ты заигрался и забыл это сделать (мысли). 
Я расстроилась, когда увидела разбросанные игрушки (чувства), 
мне бы очень хотелось, чтобы ты все-таки их убирал в конце игры (желание). 
Давай в этот раз я тебе немного помогу помогу, а потом ты снова будешь делать это самостоятельно (намерения).

Это полная форма, которая, конечно, не всегда подходит для общения с близкими. Но если потренироваться, то можно научиться выделять основные мысли, адекватные контексту, но в рамках «я-высказывания», не переходя на личности.


Просмотров: 302
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я - МОЛОДЕЦ!
  • Что скрывается за словом «молодец»?
  • «Замерзла под дождем? Молодец!» Забота или унижение?
  • Фальшивое слово "молодец"
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • ОНКОЛОГИЯ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ. ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ. И НЕ ОЧЕНЬ.
  • Если сегодня твой последний день?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • А что если я перестану быть собой в результате работы с психологом?
  • Собой можно только Быть!
  • Запрет на чувства или когда нельзя чувствовать и быть собой.
  • Очень полезная книга для детей и родителей.
  • Я буду любить тебя, если...
  • Очень взрослые оптимисты
  • "Давай посмеемся, а то все слишком серьезно" или очень несмешная история.
  • Присутствуя, мы оказываемся очень ранимы.
  • Очень внимательный и заботливый мужчина
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • МИР ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ
  • О любви, браках, разводах… идеальных и не очень.
  • Про слияние и границы своего внутреннего мира. Могу ли я быть счастливой, если рядом горе?
  • "Удобным" детям - очень не удобно жить.
  • Что делать, если чувства не взаимны?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мы очень похожи, но абсолютно разные. «МАМА» - конституциональные психотипы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь