Что ограничивает наше мышление?

Существуют четыре фактора, ограничивающие мышление, влияние которых с трудом поддается рефлексии, а многими людьми не осознается вовсе. Осознав эти факторы, мы сможем направить усилие на то, чтобы устранить, или как минимум снизить их негативное влияние.
Первый фактор – это ценности
Ценности – это идеи, смыслы, имеющие для нас значение и на которые мы опираемся принимая решения. Операционально ценность – это функция смысла. К примеру, если мы используем некий смысл в ситуации выбора, то этот смысл становится ценностью и выполняет функцию обозначения других смыслов.
Рассматривая в свете какой-либо ценности другие смыслы, мы словно взвешиваем их на весах данной ценности, определяя значимость этих смыслов и тем самым приближаясь к приемлемому, в свете данных ценностей, для нас решению.
Таким образом ценности задают границы семантического и смыслового пространства, в рамках которого оказываются возможными разнообразные решения. Ну а раз ценности задают и очерчивают поле смыслов, границы и направленность движения внимания в процессе размышления, то они задают и спектр возможных решений. Поэтому ценности необходимо периодически пересматривать и совершенствовать.
Второй фактор – это чувство собственной правоты
Логически верный вывод остается верным независимо от того, чувствует человек свою правоту или нет. Истинность суждения может быть установлена или не установлена, третьего не дано.
Чувство собственной правоты требуется в ситуации, когда у человека не достаточно информации, чтобы делать выводы. В этом случае мы опираемся на мнения, на свой личный жизненный опыт, который всегда ограничен. В ситуации недостатка информации чувство правоты дает ложное чувство уверенности и помогает решится, предпочесть одну альтернативу другой. Ясно что вероятность ошибки возрастает при этом на порядки, по сравнению с решением найти недостающую информацию до того, как решение будет принято.
Чувство собственной правоты останавливает поиск новых данных, даже когда информация продолжает поступать. Человек ее игнорирует как несоответствующую тем гипотезам, которым уже присвоен статус достоверного знания.
Таким образом чувство собственной правоты можно рассматривать как индикатор ограниченности мышления. Необходимо чутко реагировать на появление этого чувства и разотождествляться с ним волевым образом и с помощью постановки новых вопросов.
Третий фактор – это мгновенные эмоции
Этот фактор известный, пожалуй, всем. Однако далеко не все задумываются над тем, что делает мгновенные эмоции возможными. К примеру, отреагировать злостью на какое-либо утверждение коллеги. Это значит быть уверенным, как минимум в правильном истолковании его слов и позиций, стоящих за ними.
Хорошо известно, что мы воспринимаем лишь малую часть информации, при чем речь здесь идет об информации совершенно открытой и доступной для органов чувств. Просто мы обращаем свое внимание лишь на малую часть имеющейся информации.
Для того, чтобы испытывать мгновенные эмоции нужно чувствовать себя правым. Эти факторы, ограничивающие логику взаимосвязаны. Так гнев возникающий из уверенности в правильном распознавании ситуации в последствии усиливает чувство собственной правоты и останавливает процессы поиска новой информации.
Четвертый фактор – это образ «Я»
Родившись каждый из нас вынужден идентифицировать себя, как источник действий и сознания последствий в мире. Однако эта самоидентификация, это самообнаружение не приходит сразу и в завершенной форме.
Путь к самосознанию напоминает лестницу с достаточно высокими ступенями. Сначала ребенок отождествляет себя с физиологическими потребностями, удовольствием и страданием. Потом с желаниями и эмоциональными реакциями. Затем с образом «Я», сформированным в своих и чужих глазах. И лишь потом, если всерьез пытается, пробуждается до уровня сознания себя источником волевого действия и смысла.
Пока же человек не пробужден, пока он не является самодостаточным и способным к постоянному саморазвитию, он будет склонен к выводам, которые выставляют его в выгодном свете, к умозаключениям, подтверждающим представления человека о себе. Потому что эти представления о себе, этот образ «Я» и воспринимается как «Я».
Пока человек не осознал основу своего «Я», как источника намерения, выбора и поступка – он будет отождествлять себя с представлениями о себе, в том числе с теми, которые отражены в сознании других людей.
Отсутствие пробужденной субъектности приводит к систематическим логическим ошибкам в размышлениях, поскольку линии размышления не согласующиеся с образом «Я», противоречащие представлению о себе, заранее отсекаются, игнорируются.
Опасность такого самообмана понятна – со временем человеку приходится выстраивать все больше психических защит, чтобы сохранить представления о себе, невзирая на обратную связь от окружения и реальные результаты действия. Ясно что о ясности мышления тут говорить не приходится.
Таким образом, чем лучше человек осознает свое «Я» как наблюдателя, как исходную опору внимания, как точку активности сознания, тем меньше он привязан к представлению о себе и тем он свободнее в своем мышлении.
 
Необходимо как можно чаще смотреть со стороны на свои собственные эмоции, ценности, чувство правоты и образ «Я». Это разотождествление высвобождает подлинное «Я» человека, обладающее колоссальным творческим и созидательным потенциалом.
 
Статья появилась благодаря работам Вадима Левкина, Михаила Литвака.


Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чувство собственной ценности.
  • Чувство собственной важности
  • Мысли и Я. Почему моя жизнь сложилась таким образом?
  • Зачем человек испытывает чувство обиды?
  • Как справляться с потоком негативной информации? Реальность, которую мы сами себе создаем.
  • Принятие Себя... Или девочкам о ценности первой любви (из цикла «Психотерапевт без масок»)
  • Философия гештальта. Ценности и смыслы в реальной жизни.
  • «В мире рухнуло сразу всё». Татьяна Черниговская о недоверии к информации и растерянном человеке
  • Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
  • Чувство одиночества поможет нам открыть себя и обрести любовь
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Как определить собственные ценности
  • Нервы духа. Статья про ценности.
  • Я больше ничего не хочу. О ценности депрессии.
  • 11 августа Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров. 20 позиций которые вкладываются мужчинами в определение «эта женщина – в постели полное бревно»
  • КАК ПРОЖИТЬ СВОЮ, А НЕ ЧУЖУЮ ЖИЗНЬ или про ИСТИННЫЕ И НАВЯЗАННЫЕ ЦЕННОСТИ
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Моральные ценности как иллюзия: почему наши этические взгляды меняются, когда мы говорим на иностранном языке.
  • Заниженная и завышенная самооценка: причины, признаки, влияние на жизнь человека. Что делать в сложившейся ситуации?
  • Убей в себе ЛОСЯ или Как изменить мышление, чтобы изменилась жизнь.
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • О ценности
  • Две стороны одной медали или рассказ про чувство вины
  • Что означает «мои ценности»?
  • О женской ценности
  • О ценности. Для меня
  • Чувство вины и стыда - как в психике появляется то, чего там быть не должно?
  • Чувство поверх чувства: это ужасно!
  • Про ценности и внутренний стержень



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь