Не так страшен черт, как его малюют (немного о психологической подготовке к выпускным экзаменам в школе)

Как мы знаем, в подготовке учащихся к выпускным экзаменам участвуют сами учащиеся, их родители, педагоги, специалисты и администрация школ. Во многих учреждениях складывается ситуация, что ребята очень переживают по поводу ситуации оценки, которая повлияет, если не на выбор всей жизни, то на жизнь в течение ближайшего года, как минимум. Вдобавок ко всему этому, они испытывают на себе давление от волнения родителей и педагогов, активно «помогающих нерадивому взяться за ум». Многие выпускники, таким образом, посвящают целый отрезок жизни погоне за высоким баллом, нарушая тем самым оптимум мотивации, определенный Р. Йорксом и Д. Додсоном как зависимость наилучших результатов в решении сложных задач от средней интенсивности мотивации. Проще говоря, закон Йоркса-Додсона гласит: «Относись к сложному проще, а к простому – внимательнее, и будет тебе успех!».

Что же на самом деле стоит за требовательностью, постоянными нравоучениями и запугиваниями со стороны педагогов в адрес выпускников и их родителей? Это и невозможность педагогов к регуляции собственного эмоционального состояния. Это и страх учителя перед общественным и собственным осуждением его деятельности, не приносящей желаемый результат, и страх перед детским разочарованием от невозможности поступления в желаемый ВУЗ, и неуверенность в собственной компетентности как педагога и, что еще страшнее, человека.

Многие педагоги скажут на это: «Ну конечно, все могут так рассуждать! А видели ли вы современных подростков и юношей? Особенно девятиклассников! Им же совершенно наплевать на нас и наши старания! И единственное, что хоть как-то заставляет их осваивать минимум знаний, - это страх перед «фазанкой» или непоступлением».

Соглашусь, что выглядит ситуация именно так. Я и сама за годы работы в школе слышала тысячи обещаний «взяться за ум», которые, увы, не были исполнены. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Что стоит за подростковой бравадой протеста и юношеской прокрастинацией? Это часто всего лишь избегание неудач и выученная беспомощность, которую мы, педагоги, совместно с родителями старательно культивировали в них все учебные годы. Это и наши сомнения в способностях первоклассника, и последующие прилипшие ярлыки, и нереалистичные ожидания – все, заставляющее ребенка сомневаться в том, принимают ли его таковым, каков он есть на самом деле.

Спросите себя, готовы ли вы считать завалившего ГИА/ЕГЭ по вашему предмету хорошим человеком? Способны ли вы разглядеть человека в учащемся? Отрадно, если вы искренне даете утвердительный ответ, с улыбкой вспоминая примеры из опыта. Но печальная реальность в том, что это могут сделать далеко не все профессионалы своего дела, даже имеющие внушительные результаты.

А теперь давайте подумаем, чем реально мы можем помочь выпускникам в этом нелегком деле? Ведь основной материал школьной программы уже пройден, времени на подготовку осталось совсем немного, и все большую роль приобретают эмоциональные процессы.

Первый вопрос, который мне хотелось бы осветить в рамках данной темы, - субъект эмоций. Когда вы видите терзания ребят по поводу экзаменов, первым делом спросите себя: «Кто в первую очередь здесь переживает?». И вместо традиционного «Не переживай!», «Брось бояться!» и других подобных фраз, скажите честно в зависимости от своего ответа на вопрос: «Я тоже переживаю за вас/тебя» или «Я бы тоже переживал/-а на твоем месте». Очень многие подростки и юноши тяжело переживают непонимание со стороны взрослых. А таким образом вы сможете донести, что понимаете их чувства и готовы их принимать.

Второй момент. Очень многие педагоги из добрых побуждений и попытки подбодрить говорят: «Я уверен в том, что ты сдашь этот экзамен». И еще гордятся тем, что отличаются от своих коллег, вещающих обратный вариант: «Вы все не сдадите». Как практикующий психолог, очень много контактирующий с подростками, могу сказать, что вредны оба варианта. Во-первых, оба они – ложь. Мы не можем знать наверняка, сдаст ли учащийся экзамен, – это та еще лотерея. Зато неискренность непременно воспримется подростками как ваш существенный недостаток, если не сознательно, то на уровне интуиции. Во-вторых, говоря такое, мы выражаем подростку собственные ожидания от него. Стремясь соответствовать им, он не видит принятия себя таким, каким он является на самом деле, и не принимает себя сам. Это только повышает тревогу. Более подходящий, на мой взгляд, вариант: «Я в тебя верю» или «Ты можешь справиться с этим».

         Отдельным пунктом хотелось бы рассмотреть варианты реагирования на одну из любимейших фраз выпускников перед контрольными и пробными экзаменами: «Я не сдам», «Это не мое», «У меня не получится». Если вы видите, что подросток говорит это с целью получить поддержку, ответ из предыдущего абзаца будет как нельзя кстати. Я хотела бы показать еще и другой, когда это со стороны учащегося определенный протест или вызов (такое чаще встречается в 9-х классах, чем в 11-х). Во-первых, как, наверное, уже понятно из моей заметки, не стоит убеждать в том, что надо «сделать хотя бы как-нибудь», «попробовать хотя бы минимум», и применять все подобные изречения. Это только укрепит его в том, что он действительно недотягивает, и в том, что вы все равно продолжаете ожидать от него результата. Во-вторых, если вы видите, что это именно тот случай, замечательно подойдет вариант «спора на оценки». Примерный ответ в таком случае звучит: «Возможно, но я не верю. Попробуй доказать. Я готов/-а поставить тебе на балл выше сегодня, если это действительно не твое». Самое сложное здесь – не отступать от договоренностей и показывать, что вы будете уважать его даже в случае провала. В любом из исходов учащийся однозначно получит ваши внимание и поддержку. Если он, все же, справится с заданием или его частью, получит возможность разглядеть, что не так уж плох. Если не справится или специально не будет делать – выиграет спор и получит авторитет, внимание и уважение, которые ему так нужны.

В заключение своего небольшого послания хотелось бы сказать, что отслеживать мотивы своего поведения и поведения учащихся постоянно достаточно сложно. Делать это всегда объективно – еще сложнее. Тем не менее, если каждый педагог хотя бы немного прислушается к себе и ребятам в процессе подготовки к экзаменам, тревоги и страхов в стенах школ станет гораздо меньше.

 

Любите себя и своих учеников!



Просмотров: 548
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Если мама не принимает своего ребёнка
  • Что делать если я люблю, но не уважаю своего мужа?
  • Терапевтическая сказка о девушке, которая думала, что хотела Одного, а на самом деле хотела себя😍😍
  • ПРОВЕРЬТЕ, ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Про слияние и границы своего внутреннего мира. Могу ли я быть счастливой, если рядом горе?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДЫВАЮТСЯ?
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Семейный кризис после рождения ребенка или почему многие пары не переживают первый год родительства?
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Жизнь без чувств: у души не будет радуги, если в глазах не было слез
  • Что такое любовь к себе на самом деле?
  • Если вашего ребёнка обижают в школе. Что делать родителю в отношении администрации школы.
  • Как себя вести, если рядом горе?
  • ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Как жить, если когда тебе сказали НЕТ: невыносимость фрустрации
  • Что на самом деле несут в себе родительские послания?
  • Кого мы увидим вокруг себя, если узнаем слово «шизоид»
  • Где искать мужа, если вам уже немного за тридцать?
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Если ты прошла много тренингов про женственность, но до сих пор тебе не везет в любви...
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни (часть 2)
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ
  • А что, если ты ничего не знаешь о мотивации?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь