Методика определения стиля руководства трудовым коллективом.

Разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.

Инструкция: "Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком "+" под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов".

Текст опросника

1.
а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2.
а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда ни просит.
б. Приказывает так, что хочется выполнить,
в. Приказывать не умеет.

3.
а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4.
а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу
б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5.
а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
6. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

6.
а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
6. Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.
а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
б. Ответственность распределяет между собой и своими подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает или отменяет решения.

8.
а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указа ния своему руководителю.
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, a TCN более возражали.

9.
а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными. I
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.
а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие".
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11.
а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. I
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12.
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим. |
в. Он не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны.

13.
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14.
а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Очень строго контролирует работу коллектива в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.

15.
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
в. Не может влиять на дисциплину.

16.
а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные предоставлены самим себе.

Опросный лист

1. а б в 9. а б в
2. а б в 10. а б в
3. аб в 11. аб в
4. а б в 12. а б в
5. а б в 13. а б в
6. а б в 14. а б в
7. аб в 15. аб в
8. а б в 16. а б в

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Директивный компонент - Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент пассивного вмешательства - П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент - К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Ключ
№ а б в № а б в 1 д к п 9 д к п 2 д к п 10 к п д 3 к п д 11 п д к 4 д п к 12 д к п 5 п д к 13 п к д 6 к д п 14 к д п 7 п к д 15 к д п 8 к п д 16 д к п
Просмотров: 15473
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Коллектив




Другие новости по теме:

  • "Эффективность лидерства".
  • “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
  • «Потребность в поисках ощущений» Методика Цукермана
  • Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
  • Басса-Дарки опросник.
  • Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С).
  • Исследование локуса контроля по Дж. Роттеру.
  • Исследование уровня эмпатийных тенденций Юсупова.
  • Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
  • Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе.
  • Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
  • Методика диагностики эмоционального выгорания.
  • Мотивация успеха и боязнь неудачи. Опросник Реана А.А.
  • Не спешите разводиться!
  • Опросник Стефансона.
  • Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера.
  • Проективная методика "Рисунок дерева".
  • Психологический час "Космос моего отряда".
  • Рисунок "Человек под дождем".
  • Семейный тест.
  • Соционика
  • Тест «Самооценка»
  • Тест коммуникативных умений Михельсона.
  • Тест родительского отношения.
  • Тест. "Способны ли вы быть жестким руководителем?"
  • Тест. Определение типа личности по ведущему полушарию.
  • Тренинг командообразования для молодежного совета.
  • Уровень субъективного контроля (УСК).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь