Воспитатель: Науменко М.А. ГБОУ Школа № 1467
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить детей слушать музыку;
- Продолжать учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами классической музыки, поэзии, изобразительного искусства при создании образа царевны Лебедь А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»,
Развивающие:
- Продолжать развивать творческое воображение детей посредством чтения стихов, выражения в рисунке, восприятия звуков музыки (Н. Римский-Корсаков, «Три чуда»);
- Продолжать развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, речь;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам А. С. Пушкина;
- Обогащать художественные впечатления детей посредством приобщения их к музыкальному, изобразительному искусству, литературе.
Подготовительная работа:
- Рассказы о русском поэте А. С. Пушкине, о его няне;
- Выставка книг по произведениям А. С. Пушкина в группе;
- Чтение сказок А. С. Пушкина дома с родителями, в свободное время в группе;
- Чтение и обсуждение сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» дома с родителями и в группе;
- Слушание и обсуждение сюиты Н. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» во время совместной деятельности с детьми;
Словарная работа: крещёный мир, светлица, ядра, хрустальный дом, брег, Черномор, вздуется бурливо, величава, пава.
Оборудование:
- Портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, в электронном виде;
- Детский костюм царя Салтана;
- Шапочка белочки;
- Столы, стулья, восковые мелки, листы бумаги, музыкальный центр, USB-носитель.
Ход совместной деятельности
В зал входят дети с воспитателем. На электронной доске слайд — иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Ребята, посмотрите, что изображено на экране? (ответы детей).
Рассаживайтесь на стульчики.
(После дети рассаживаются полукругом)
А сейчас нам Соня расскажет отрывок из произведения.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Там царь Кощей над златом чахнет.
Там русский дух.
Там Русью пахнет.
Воспитатель:
— Дети, вам знакомы эти стихи? — Кто написал их? (А. С. Пушкин.)
На электронной доске слайд — портрет А. С. Пушкина.
— Правильно, ребята. Мы с вами читали стихи и сказки А. С. Пушкина.
Назовите, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Давайте мы с вами немного поиграем.
Д/игра: Угадай персонажа сказки по предметам»
На экране появляются предметы из сказок. Дети необходимо отгадать, каким героям сказок Пушкина они принадлежат.
— Молодцы ребята! Вы знаете много сказок А. С. Пушкина. А кто знает, как звали любимую няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна) на экране портрет Арины Родионовны
— Правильно, дети. Когда А.С. Пушкин был маленький, у него была няня, которая перед сном рассказывала ему сказки.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что когда Пушкин был маленький, он любил озорничать. Он убегал на ближайший луг и часами наблюдал и слушал, как водят хороводы, играют в игры крестьянские девушки и парни. Давайте и мы поиграем в игру «Гори, гори, ясно!».
В зал входит ребёнок, одетый в костюм царя Салтана, с книгой «Сказки А. С. Пушкина» с тремя девицами.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал?
Здравствуйте! Кто вы? Что изволите поведать нам?
Царь Салтан: Я царь Салтан, пришел к вам в гости принёс вам книгу Сказок А. С. Пушкина и привел с собой девиц красавиц. Сейчас девицы прочтут отрывок из произведения, а вы попробуйте отгадать сказку.
Царь Салтан:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-ая девочка
— Кабы я была царица,
— Говорит одна девица,
— То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
2-ая девочка
— Кабы я была царица,
— Говорит её сестрица,
— То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3-я девочка
— Кабы я была царица,
— Третья молвила девица,
— Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Воспитатель:
Вы узнали, из какой сказки царь и девицы – красавицы? Правильно, это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» и о ней мы сегодня с вами поговорим.
На доске появляется иллюстрация — «Сказочная книга».
Д/игра: «Четвёртый лишний»
На экране три предмета из одной сказки, а один – лишний. Дети определяют, какой лишний, и объясняют почему.
Воспитатель:
А. С. Пушкин любил море, писал о нём стихи и сказки. А русский композитор Н. Римский-Корсаков сочинил музыку к сказке «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Сейчас мы послушаем музыку к этой сказке, которая называется «Три чуда». Итак, первое чудо.
Дети слушают фрагмент «Во саду ли, в огороде» в исполнении симфонического оркестра в записи.
После танца девочка читает отрывок из сказки.
Ель растёт перед дворцом,
А под ней — хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.
Воспитатель: Вы узнали героя из сказки?
(На экране появляется картинка белочки из сказки)
Воспитатель: Как вы думаете, почему белочку из сказки назвали чудом? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас я загадаю вам загадку.
Если с Пушкиным знаком,
Если видел в море шторм,
Значит знаешь Черномора,
За которым идут споро
Чешуей своей блестя…
Тридцать три богатыря
(На экране картинка богатырей)
Воспитатель: Правильно ребята. Скажите, почему богатырей считают чудом? (Ответы детей).
Давайте мы с вами отдохнем и мальчики нам покажут, какие сильные были богатыри.
Физминутка «Богатырская наша силушка»
Богатырский наш отряд
Мы шагаем дружно в ряд. (Шагают по кругу)
Раз, два, три, четыре
Поднимаем вверх мы гири.
Пять, шесть,
Нужно быстро всем присесть. (Приседают)
Семь, восемь.
Вас похлопать дружно просим. (Повороты туловища)
Воспитатель:
Вы такие сильные, как настоящие богатыри.
— И наконец, третье чудо. У меня есть интересная таблица. О каком персонаже и о каких чудесах может рассказать нам эта таблица?
На экране появляется мнемотаблица с изображением отрывка из сказки «Царевна – лебедь» (слайд с изображение «царевны – лебедя»).
Девочка в костюме Царевны
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами,
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит —
Словно реченька журчит.
Воспитатель: Ребята, почему это тоже назвали чудом? (Ответы детей)
Хорошо, вы справились с заданием, молодцы!
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Клубочек»
Дети играют в кругу, передавая «клубочек» (мячик) друг другу под музыку; у кого окажется мячик по окончанию музыки, тот называет героя сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
И теперь я предлагаю вам нарисовать царевну Лебедь из сказки «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
Дети пересаживаются за столы, на которых разложена бумага, краски, кисточки, вода. Тихо звучит музыка «Три чуда» Н. Римского-Корсакова в исполнении симфонического оркестра. Дети рисуют.
Воспитатель: Вот и подошла наша встреча к концу. Спасибо вам, ребята, за прекрасные работы, мы их покажем малышам, а потом устроим выставку ваших рисунков в группе. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Спасибо, что пришли к нам в гости. Дети уходят в группу.
|