С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




И С К У С С Т В О

§1031. Когда в глубокой древности в головах наших предков появились первые знания о природе, тогда, соответственно, перед их Я встала задача осознать наличие такого знания в самом себе (§§641-643). Для этого им необходимо было перевести его (знание) из идеальной формы, каковую оно имело в их головах, в чувственно воспринимаемую внешнюю форму. Иначе говоря, для того чтобы осознать зачатки своих знаний о мире, им требовалось вывести их из своей головы и выразить через какой-либо природный материал. Вот эта потребность перенесения внутреннего идеального содержания человеческого духа на внешнюю материальную основу и привела к появлению первой формы существования знания – искусства.

Отдельное произведение искусства представляет собой реальный предмет, в образ которого руками человека вложена определённая совокупность его (человека) идеальных представлений о природе и о самом себе. За счёт создания таких чувственно воспринимаемых предметов древние люди предъявляли самим себе идеальное содержание своего духа. Это можно сравнить с тем, например, как инженер в процессе обдумывания каких-то проектов спешит зарисовать пришедшую ему в голову идею на бумаге. Тем самым он придаёт своему идеальному представлению внешнюю наглядную форму и за счёт этого делает её предметной для самого себя.

§1032. В произведениях искусства с необходимостью присутствуют три элемента:

  1. художник, создающий произведение искусства,
  2. само произведение искусства в готовом виде,
  3. зритель, созерцающий данное произведение искусства.

Используемый для создания произведения искусства природный материал представляет собой только субстрат, в котором художник запечатлевает своё духовное содержание (идею, представление). Соответственно, художник и зритель соединяются друг с другом посредством того духовного содержания, которое вложено в произведение искусства. А это значит, что целью создания произведений искусства является не копирование природы, а выражение идеального содержания духа людей посредством обработки внешнего материала. Отсюда вытекает смысл слов прекрасное и дурное и их отличие от просто красивого и безобразного. Прекрасное и дурное относятся к духовному содержанию произведений искусства, тогда как красивое и безобразное – только к их внешней форме.

§1033. В зависимости от того, какой материал используется художником и каким образом этому материалу придаётся художественная форма, произведения искусства различаются по родам. Живопись и ваяние (скульптура) создают внешне созерцаемые образы. В живописи идеальное представление художника выражается посредством красок, накладываемых на плоскость, в ваянии – посредством изготовления из твёрдых материалов объёмных фигур. Сюда же относится пластика танца и театральное лицедейство. Музыка и литература (поэзия), напротив, порождают внутренне созерцаемые образы. Музыкальное произведение искусства представляет собой сочетание звуковых тонов, которые преобразуются в воображении человека в образы. Литературное произведение посредством слов также порождает образы во внутреннем представлении человека.

Такие виды искусства, как ораторское искусство, искусство садовника, дизайнера, модельера и т.д. относятся к прикладным. Поскольку в их основе лежат практические цели людей, а не цели выражения содержания их духа в его чистом виде, они не являются изящными искусствами.

§1034. КУЛЬТ. Исторически первой формой произведения искусства были культовые предметы: тотемы, фетиши. В качестве таковых могли выступать образы животных или растений или каких-либо ландшафтных элементов, например, горы или водопада. Преимущественно предметом культа являлись образы животных. Они изображались на скалах, на кости, на глиняных изделиях и т.д. Животные, становившиеся предметом культа, наделялись сверхъестественными свойствами. Их нельзя было убивать либо употреблять в пищу.

Хотя предмет культа сохраняет свои природные формы, тем не менее для всех членов общины он обладает уже совсем иным содержанием, вкладываемым в него их собственным самосознанием: племя орла, племя медведя и т.д. Появление культового предмета свидетельствует о том, что данная общность людей (племя, община) достигла ступени осознания того, что все её члены связаны между собой какой-то новой нематериальной силой – духом, который есть в каждом из них. В предмете культа каждый общинник находит наглядное выражение своего собственного духа. А через акт поклонения предмету культа все члены общины проявляют своё духовное родство, своё единство в духе.

§1035. ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА. Следующий шаг в деле овнешнения идеального содержания духа людей состоял в переходе от изображения тех предметов, в которых только предполагалось наличие духа (тотем, фетиш), к тем предметам, в которых он (дух) действительно присутствует. Таковым является в первую очередь сам человек. В формах тела человека, в чертах его лица запечатлена формирующая его внешний облик внутренняя деятельность его духа (§§614-615). Тело человека является самым прекрасным из всех существующих тел природы именно потому, что в нём имманентным образом выражено богатейшее содержание его духа. Отсюда повсеместное распространение в древнем мире изображения человеческих фигур.

§1036. СОЕДИНЕНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА С ОБРАЗОМ ЖИВОТНОГО. Дух человеческий наполнен знаниями о мире и состоит из них. Знания же, с одной стороны, относятся к природе, поскольку они взяты из неё, с другой стороны, они имеют своим обиталищем только головы людей. Осознание нашими предками такого родства содержания их собственного сознания с содержанием окружающей их природы привёло к появлению таких произведений искусства, в которых образ культового животного и образ самого человека приходят к своему объединению. В образе кентавра, минотавра, сфинкса, русалки и им подобных продуктов воображения художника тело человека как бы выходит из тела животного. В них, следовательно, выражен тот смысл, что дух, носителем которого являются люди, выходит именно из природы и существенным образом связан с ней.

§1037. ЭПОС. Человеческое общество представляет собой уже не только природное, но и нравственное объединение, в рамках которого каждый человек имеет определённые права и обязанности. Посредством их исполнения он проявляет себя как духовное существо. Однако по мере становления самой практики общественной жизни у людей возникла целая гамма новых качеств, духовных по своему происхождению. Люди научились любить и ненавидеть, дружить и предавать, льстить и обманывать, гневаться и обижаться, мстить и лицемерить, и т.д. Чем больше жизнь людей отделялась от животных форм, тем явственнее становилось, что "паче всех человек окаянен есть".

Осознание людьми появления такой нравственной составляющей их духа привело к возникновению у древних народов новой формы искусства – эпоса (от греч., epos – слово, повествование). В нём соединялись в одно целое мифы, сказания, песни, поэмы, предания, принадлежащие данному народу. В эпосе все новообретённые нравственные качества людей раскрываются через деяния богов и героев. Тем самым люди делали их (нравы) наглядными для самих себя и благодаря этому осознавали и осмысливали их.

§1038. ДЕНАТУРАЛИЗАЦИЯ ФОРМЫ. По мере нарастания духовного содержания общества форма произведений искусства становится всё более произвольной, а их духовное содержание, наоборот, всё более богатым. Природные формы (животного, человека) отодвигаются на задний план. Творение художника может иметь теперь любую форму, но при этом оно продолжает оставаться прекрасным, поскольку несёт в себе духовное содержание.

§1039. РОЛЬ ХУДОЖНИКА. Чем более возрастает значение духовной составляющей произведений искусства, тем большая ответственность ложится на художника. Именно художник призван отражать в своих творениях всё богатство духовного содержания своего общества. Но художник, как и любой другой человек, является единичным субъектом, который в своём творчестве отталкивается в первую очередь от самого себя, от своего индивидуального внутреннего мира. Соответственно, для того чтобы его произведения могли иметь общественное признание, они должны как можно меньше нести на себе проявлений его субъективности и как можно полнее отражать духовное содержание жизнедеятельности всего общества.

Достигается такой компромисс между единичной определённостью художника и всеобщей значимостью создаваемых им произведений за счёт фактора вдохновения. Художником движет его вдохновение, которое рассматривается как приходящее к нему от Бога. (Муза – богиня вдохновения). Художник, следовательно, опирается в своём творчестве не на свою единичность, а на снисходящее к нему свыше вдохновение. Именно поэтому создаваемые им произведения приобретают всеобщую значимость.

Но если содержание произведений искусства определяется вдохновением художника, то их форма предоставлена свободе его выбора. А это значит, что художник сколь свободен в своём творчестве, столь и не свободен. Он не свободен от приходящего к нему свыше вдохновения, но он свободен в сотворении формы своих произведений. Художник, следовательно, является мастером Бога. Это Бог его руками творит произведения искусства и запечатлевает в них духовное содержание общества. Говорят: "Художник от Бога".

§1040. В классическом искусстве духовное богатство общества ещё умещалось в природных формах творений художника. Однако по мере дальнейшего роста объёмов духовного содержания общества стала обнаруживаться его несоразмерность с природными формами. Возможности классического искусства уже не позволяли отражать всё то духовное богатство, которое приобрело общество. Для овнешнения развившихся представлений людей о единстве и многообразии мира требовались новые формы произведений, поиск которых привёл к появлению двух новых направлений в искусстве:

  1. символического;
  2. романтического.

Оба направления стремятся найти более ёмкие, более адекватные формы для выражения обогатившихся представлений людей о мире. Однако данная задача является уже в принципе неразрешимой для искусства. (Она могла найти своё решение только за счёт перехода интеллекта на ступень представления и, соответственно, за счёт создания религиозной картины мира.) Но тем не менее само стремление деятелей искусства разработать такие новые формы не только получило распространение, но и устойчиво сохраняется до настоящего времени.

§1041. Символическое искусство для выражения богатейшего духовного содержания общества стало использовать при создании произведений искусства ненатуральные элементы: маски, символы, знаки. Применение данных элементов формы было направлено как раз против самой формы. Коль скоро естественные природные формы оказываются неспособными выразить всё богатство представлений людей о единстве и многообразии мира, то у художника появляется желание вообще упразднить их. Но поскольку полностью обойтись без формы нельзя, постольку символическое искусство пошло по тому пути, что стало привносить в неё элементы искусственного происхождения, наделяемые каким-либо условным значением.

Смысл наносимых на произведения искусства символов, масок, знаков в одних случаях может быть вполне очевидным и используемым в прямом значении, в других случаях он может быть не столь очевидным, и потому зритель должен либо заранее знать его, либо уметь разгадать (§753). За счёт применения таких элементов формы произведениям искусства стало придаваться более глубокое, более насыщенное духовное содержание, приобретающее во многих случаях мистическое, таинственное значение.

§1042. Романтическое искусство решает ту же самую задачу, только продвигаясь в противоположном направлении. Оно не упраздняет естественные природные формы произведений искусства, но пытается вместить в них весь мир – в капле росы выразить вечность. Художник-романтик как бы насильно вкладывает в натуральные формы избыточное содержание своих представлений (идей), которое в силу этого нередко оказывается чуждым для них.

§1043. Таким образом, и символическое, и романтическое направление свидетельствуют о том, что разросшееся вглубь и вширь духовное содержание общества (представления людей о многообразии и единстве мира) стало необъятным для тех форм его выражения, которые использует искусство.

Посредством создания художественных образов наши предки сделали идеальное содержание своего духа предметным для самих себя, благодаря чему они осознали его наличие в себе. (Точно так же и малые дети за счёт лепки, рисования, пения, танцев, заучивания и чтения стихов не только насыщают своё сознание соответствующим ему идеальным содержанием, но и приходят к осознанию его наличия в самих себе: "А я стишок знаю", "А я песенку спою".) Но далее неудержимо растущий объём знаний потребовал от интеллекта человека сделать следующий шаг в своём развитии – перевести процесс их оформления с "технологий", присущих ступени созерцания, на "технологии", присущие ступени представления.

Соответственно, в этом пункте изящное искусство, исполнив свою стартовую роль в деле осознания человеком идеального содержания своего духа, передаёт лидирующие позиции религии. Дальше оно (искусство) развивалось преимущественно уже вместе с религией и на её материале.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 616
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XII УРОВЕНЬ БОДРСТВОВАНИЯ, ИЛИ СОСТОЯНИЕ ВАЙШВАНАРЫ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVII ПОСМЕРТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА До
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVI СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ АТМАНА И ЕГО
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XV БЕЗУСЛОВНОЕ СОСТОЯНИЕ АТМАНА Бодрствование, сновидение,
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIV УРОВЕНЬ ГЛУБОКОГО СНА, ИЛИ СОСТОЯНИЕ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIII УРОВЕНЬ СНОВИДЕНИЯ, ИЛИ СОСТОЯНИЕ ТАЙДЖАСЫ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XVIII РАСТВОРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Когда человек
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIX РАЗЛИЧИЕ ПОСМЕРТНЫХ СОСТОЯНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XX ВЕНЕЧНАЯ АРТЕРИЯ И СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXI БОЖЕСТВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СУЩЕСТВА ПО ПУТИ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXII КОНЕЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ Освобождение Мокша, или
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIII ВИДЕХА-МУКТИ И ДЖИВАН-МУКТИ Освобождение, в
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIV ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЙОГИНА: ВЫСШЕЕ ТОЖДЕСТВО
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | Примечания Глава I: Исключение может быть сделанолишь для
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XI РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ АТМАНА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь