Л. Толстой. О ЖИЗНИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Глава XV

Отречение от блага животной личности есть закон жизни человеческой

Жизнь есть стремление к благу. Стремление к благу есть жизнь. Так понимали, понимают и всегда будут понимать жизнь все люди. И потому жизнь человека есть стремление к человеческому благу, а стремление к человеческому благу и есть жизнь человеческая. Толпа, люди не мыслящие, понимают благо человека в благе его животной личности.

Ложная наука, исключая понятие блага из определения жизни, понимает жизнь в животном существовании и потому благо жизни видит только в животном благе и сходится с заблуждением толпы.

В том и другом случае заблуждение происходит от смешения личности, индивидуальности, как называет наука, с разумным сознанием. Разумное сознание включает в себя личность. Личность же не включает в себя разумное сознание. Личность есть свойство животного и человека, как животного. Разумное сознание есть свойство одного человека.

Животное может жить только для своего тела – ничто не мешает ему жить так; оно удовлетворяет своей личности и бессознательно служит своему роду и не знает того, что оно есть личность; но разумный человек не может жить только для своего тела: Он не может жить так потому, что он знает, что он личность, а потому знает, что и другие существа – такие же личности, как и он, знает все то, что должно происходить от отношений этих личностей.

Если бы человек стремился только к благу своей личности, любил только себя, свою личность, то он не знал бы, что другие существа любят также себя, как не знают этого животные; но если человек знает, что он личность, стремящаяся к тому же, к чему стремятся и все окружающие его личности, он не может уже стремиться к тому благу, которое видно, как зло, его разумному сознанию, и жизнь его не может уже быть в стремлении к благу личности. Человеку только кажется иногда, что его стремление к благу имеет предметом удовлетворение требований животной личности. Обман этот происходит вследствие того, что человек принимает то, что он видит происходящим в своем животном, за цель деятельности своего разумного сознания. Происходит нечто подобное тому, что бы делал человек, руководясь в бдящем состоянии тем, что он видит во сне.

И тогда-то, если этот обман поддерживается ложными учениями, и происходит в человеке смешение личности с разумным сознанием.

Но разумное сознание всегда показывает человеку, что удовлетворение требований его животной личности не может быть его благом, а потому и его жизнью, и неудержимо влечет его к тому благу и потому к той жизни, которая свойственна ему и не умещается в его животной личности.

Обыкновенно думают и говорят, что отречение от блага личности есть подвиг, достоинство человека. Отречение от блага личности – не достоинство, не подвиг, а неизбежное условие жизни человека. В то же время, как человек сознает себя личностью, отделенной от всего мира, он познает и другие личности отделенными от всего мира, и их связь между собою, и призрачность блага своей личности, и одну действительность блага только такого, которое могло бы удовлетворять его разумное сознание.

Для животного деятельность, не имеющая своей целью благо личности, а прямо противоположная этому благу, есть отрицание жизни, но для человека это как раз наоборот. Деятельность человека, направленная на достижение только блага личности, есть полное отрицание жизни человеческой.

Для животного, не имеющего разумного сознания, показывающего ему бедственность и конечность его существования, благо личности и вытекающее из него продолжение рода личности есть высшая цель жизни. Для человека же личность есть только та ступень существования, с которой открывается ему истинное благо его жизни, не совпадающее с благом его личности.

Сознание личности для человека – не жизнь, но тот предел, с которого начинается его жизнь, состоящая все в большем и большем достижении свойственного ему блага, независимого от блага животной личности.

По ходячему представлению о жизни, жизнь человеческая есть кусок времени от рождения и до смерти его животного. Но это не есть жизнь человеческая; это только существование человека как животной личности. Жизнь же человеческая есть нечто, только проявляющееся в животном существовании, точно так же, как жизнь органическая есть нечто, только проявляющееся в существовании вещества.

Человеку прежде всего представляются видимые цели его личности целями его жизни. Цели эти видимы и потому кажутся понятными.

Цели же, указываемые ему его разумным сознанием, кажутся непонятными, потому что они невидимы. И человеку сначала страшно отказаться от видимого и отдаться невидимому.

Человеку, извращенному ложными учениями мира, требования животного, которые исполняются сами собой и видимы, и на себе и на других, кажутся просты и ясны, новые же невидимые требования разумного сознания представляются противоположными; удовлетворение их, которое не делается само собой, а которое надо совершать самому, кажется чем-то сложным и неясным. Страшно и жутко отречься от видимого представления о жизни и отдаться невидимому сознанию ее, как страшно и жутко было бы ребенку рожаться, если бы он мог чувствовать свое рождение, – но делать нечего, когда очевидно, что видимое представление влечет к смерти, а невидимое сознание одно дает жизнь.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 811
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • К. Рождерс. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | Библиография Angyal, A. Foundations for a Science of
  • К. Рождерс. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Некоторые из приведенных положений в частности,
  • К. Рождерс. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | ПОЛОЖЕНИЯ Каждый индивид существует в постоянноизменяющемся мире переживаний,
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ Теперь мы подошли
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Психоаналитическая теория Фрейда представляет собойпример психодинамического подхода
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 3 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Зигмунд Фрейд Когда психология
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Теория выполняет роль катализатора для эмпирическогоисследования важных
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Теории личности представляют собой организованныепопытки продвинуться в
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ Из
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Предисловие Первый курс по психологии личности должен ввестистудентов
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 14. ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ СКИННЕРА В начале этого
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Типичные исследования. Методы исследования Миллер и Доллард сделали
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 13. СТИМУЛ-РЕАКТИВНАЯ ТЕОРИЯ Здесь мы представим наиболее изящную,
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 12. ФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ КЭТТЕЛЛА В данной главе мы
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 11. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ШЕЛДОНА Для человека с улицы
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 10. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОЛПОРТА Три десятилетия назад лучшие
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 9. ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА Старшие науки 150
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 8. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В годы, последовавшие сразу за
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | ГАНС АЙЗЕНК: ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ Айзенк соглашается с
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 10 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Абрахам Маслоу Теоретические направления
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Когнитивное направление персонологии подчеркиваетвлияние интеллектуальных или мыслительных
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 9 КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Джордж Келли То, что
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Социально-когнитивное направление в изучении личностипредставлено двумя персонологами
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | ДЖУЛИАН РОТТЕР: ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ В то время,
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 8 СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Альберт Бандура и Джулиан
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанныйБ.Ф.Скиннером, касается открытых
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 7 НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Б.Ф.Скиннер Все теоретики, чьи
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Диспозициональное направление предполагает, что людиобладают некими устойчивыми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь