|
В. Шмаков. СВЯЩЕННАЯ КНИГА ТОТА ВЕЛИКИЕ АРКАНЫ ТАРОАРКАН 0 ИЛИ XXI I. ТРАДИЦИОННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ: Radiatio; Signum; Materia; Furca; Безумный. II. БУКВА ЕВРЕЙСКОГО АЛФАВИТА: ש (Шин). III. ЧИСЛОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ: Нуль или Триста. IV. СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧЕРТАНИЕ: Средь заоблачных высот горных вершин, подернутых
синеватой дымкой, на краю крутого обрыва нависшей над
пропастью скалы стоит застывшая фигура. Кристальный воздух
раскрывает в глубинах своих сонм утесов, долин и вечных
снегов, сплетающихся в общий причудливый узор, постепенно
тающий вдали и как бы расплывающийся в блеклых тонах
воздуха. Вечер; солнце еще золотит ледники вершин розовым
светом, но внизу мрак уже начал сгущаться и глубокие долины
уже зияют черной бездной. Тишина царит совершенная, ни один
звук, ни одно движение не нарушают безмолвия далей. Странен
вид Человека, стоящего пред пропастью. Он одет в шутовской
наряд, но время заставило поблекнуть его когда-то яркие
краски и обратило его в землистый, красновато-желтый саван.
На голове его надет дурацкий колпак; он смотрит не на
обрыв, где ему грозит неминуемая гибель, а куда-то в
сторону, где ничего не видно. Он не замечает крокодила с
отверстой пастью, притаившегося за обрывом, не обращает
внимания на истерзанность своего платья, еще вдобавок
раздираемого псом, следующим за ним по пятам. В правой руке
безумного Путника красуется прочный жезл, на который он не
опирается и которым даже не пользуется, чтобы отогнать
собаку. Левой рукой Безумец придерживает конец папки, на
которой за его плечами подвешен значительных размеров куль.
У ног его лежит повергнутый во прах обелиск, но он его не замечает.
Священная Книга Тота имеет своим символом верховным иероглиф: квадрат, внутри его треугольник и посредине точка. Система Великих Арканов Таро есть учение о Боге, человеке и вселенной. Единая Реальность, Первопричина - есть непостижимое "Не То", Брахман;820 учение о Нем есть доктрина Аркана 0. Мир есть космическая греза Брахмана, утверждаемая расчленением Его Самосозерцания на Самосозерцание в Себе Самом в Своей Единой Сущности, как Вселенском Едином Синтезе и на Самосозерцание в Своей целостной грезе - в космической беспредельности Своих единичных грез. Аркан XXI есть учение о Самосозерцании Брахмана в аспекте Единого Однородного Духа; Аркан XXII - есть учение о Самосозерцании Брахмана в аспекте Космического Сознания, как совокупности сознания всех монад. В аспекте Аркана XXI творческое Бытие Брахмана познается в бытии индивидуальных монад, монада - человек, как образ и подобие Божие, силой своей собственной мощи утверждает как свое бытие как таковое, так и свои категории, тяготения, качества, возможности и самые их законы. В этом аспекте космос как таковой представляется абстрактным понятием; он существует постольку, поскольку он выявляется единичными субстанциями - монадами; каждая из них создает свой собственный относительный мир, независимо от других живет в нем и себя познает; космос в его целом есть априорное представление о совокупности этих относительных миров. В аспекте Аркана XXII Творческое Бытие Брахмана познается в совокупности Его дифференциальных проявлений. Единичные проявления изменяются в круговороте, переходят одно в другое, но их космическая совокупность является абсолютной реальностью, ибо их взаимоотношения, тяготения, категории, качества, возможности и их законы проистекают непосредственно из Творческой Силы Брахмана и, действуя на аспекты Его Духа - монады, являющиеся лишь абстрактными представлениями, их утверждают по законам гармонии в их собственных сознаниях. В этом аспекте космос познается как Брахман, Единая Реальность, а индивидуальное самоутверждение монад представляются следствиями Космической Воли Брахмана. "La substance unique avec deux ordres de propriétés, deux faces, l'une physique, l'autre spurituelle - une unité à deux faces, - semble satisfaire à toutes les exigences de la question". Bain.821 "Первый из Сущих есть Вечный, Несотворенный, Бог Творец всех вещей. Второй есть Его подобие, это есть рожденный им мир, который Он зиждет и питает; он получил бессмертность от своего Отца, он вечно жив. Бессмертность отлична от вечности: Вечный не был никем рожден, Он утверждается Самим Собой, или вернее Он Себя вечно творит. Кто говорит Вечный, говорит Вселенский; Отец вечен в Себе Самом; мир получил от Отца жизнь текущую и бессмертие". Гермес Трисмегист.
Арканы 0, XXI и XXII в своем целом представляют собой Верховный Божественный Тернер. Аркан 0, как учение о Высочайшем Синтезе, есть интеграл этого Тернера; Аркан XXI как плюсовой член бинера, как тезис, лежит на одной оси аналогии с интегралом. Для нашего сознания, лежащего бесконечно ниже истинной природы Арканов, оба они сливаются в один; Аркан XXI становится аспектом Аркана 0, из него проистекает и рождается, становясь равноправным членом цикла Арканов. Аркан XXII как минусовой член бинера, как антитеза, имеет лишь мнимое Бытие; проистекая из Аркана 0, он рождается вместе с Арканом XXI как соответствующий ему член бинера, для сознания совмещенного с циклом Арканов. "В начале Ормузд, Возвышенный над всем, был неразделен с Верховной Премудростью, с Чистотой, в Свете мира. Этот Трон Света, Область, в Которой обитал Ормузд, есть То, Что именуется Первичным Светом". Зенд-Авеста.822 "Rex summus lucis, splendor purus, lux magna. Non est mensura, numerus et terminus ejus splendori, luci et majestati. Totus est splendor, totus lux, totus pulchritudo, totus vita, totus justitia, totus miserecordia. Creator onmium formarum, pulchrarumque artifex, retinens veró suae sapientiae, suique obtegens, nee sui manifestus. Codex Nasareus.823
Аркан XXI и Аркан XXII, будучи высшим и единственно реальным космическим божественным бинером, сами по себе являются высшими синтезами. Аркан XXI как учение о Самосозерцании Брахмана в Своем Единстве и утверждении Его через индивидуальные волевые центры, является синтезом первых десяти сефиротических Арканов Священной Книги Тота. Эти десять Арканов в своей совокупности исчерпывают космогонию Вселенского Духа, отдельные аспекты Самосозерцания Брахмана, их взаимные связи и их взаимные друг в друге утверждения; они являются аспектами Аркана XXI, и Брахман заключает в Себе всю последовательную цепь космических деятелей, учениями о которых являются эти Арканы. Аркан XXII как учение о Самосозерцании Брахмана в Его грезе о феноменальной природе и Самоутверждении через совокупность отдельных грез является синтезом вторых десяти Арканов Священной Книги Тота. Эти десять Арканов в своем целом исчерпывают Жизнь Вселенского Духа чрез Самосозерцание в совокупности отдельных грез, их взаимные связи и их взаимное друг в друге утверждение; они являются аспектами Аркана XXII, и Брахман заключает в Себе всю последовательную цепь космических деятелей, учениями о которых являются эти Арканы. Стремясь к Высшему Синтезу, мы должны выявить в нашем сознании, что действительно Аркан XXI содержит в себе первую декаду Арканов, а Аркан XXII - вторую. В конечном выводе - АРКАН XXI ЕСТЬ УЧЕНИЕ О САМОСОЗЕРЦАНИИ РЕАЛЬНОСТИ КАК ТАКОВОЙ В ВЫЯВЛЕННЫХ ЕЮ БИНЕРАХ, АРКАН XXII ЕСТЬ УЧЕНИЕ О САМОСОЗЕРЦАНИИ РЕАЛЬНОСТИ КАК ТАКОВОЙ В САМОМ СОЗНАНИИ О ПРОЯВЛЕННОМ; АРКАН XXI ЕСТЬ УЧЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ ТЕРНЕРЕ И САМОСОЗЕРЦАНИИ В ТЕРНЕРАХ, АРКАН XXII ЕСТЬ УЧЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ КВАТЕРНЕРЕ И САМОСОЗЕРЦАНИИ В КВАТЕРНЕРАХ. АРКАН О, ВОССОЕДИНЯЯ ОБА АРКАНА, ЕСТЬ УЧЕНИЕ О СЕПТЕРНЕРЕ КАК ПОЛНОТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУБСТАНЦИИ. Это и есть высочайший конечный синтез всего Царственного Знания. "Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света, ни того, что стало, за исключением Единого, Непостижимого разуму, или Того, Кто есть Брахма, Пуме - Дух и Прадхана - материя". Вишну пурана, I, II.
Человек, как подобие Брахмана, познает Его одновременно
в обоих аспектах: в Его Сверхсущем Единстве - в Аркане XXI,
и в Его Космической Безбрежности - в Аркане XXII. По своему
седьмиричному существу человек сам по себе есть септернер,
что и является высочайшим определением его бытия как
такового: он триедин в Божественном Мире и квадриполярен
в Мире Бытия. Своим подобием Брахману человек и
замыкает всю цепь инволютивного Самосозерцания Брахмана и,
утверждая свое собственное единство, он восстанавливает и
утверждает Единство и Самосозерцание Брахмана. В силу
этого, Наука Царственная есть учение о Боге, человеке и
вселенной как трех нераздельных Ипостасях Единства
Космической Безбрежности.
Во всех исканиях своих, по какой бы стезе он ни шел, человеческий Дух всегда и неизменно жаждет познать Конечную Причину, ту Первооснову, атрибутами Которой являются как данная цепь феноменов сама по себе, так и их взаимоотношения, влияния, средства и сама закономерность движения. Стремясь к синтезу, человеческое мышление вырабатывает, как первооснову разумно-постигаемого бытия, совокупность Конечных Дилемм - Принципов, выраженных в бинерах. Чем выше синтез, тем могущественнее эти бинерные противоречия, тем общее число их меньше, тем более потенциальной силы они в себе заключают. Все более и более совершенствуя свой синтез, человек, рано или поздно, приходит к тому, что все отдельные частные бинеры растворяются или обобщаются с этими высшими Конечными Бинерами, в своей совокупности выражающими всю массу неразрешимых мировых противоречий. "Каждая мысль о Нем, чтобы не быть недостойной Всесовершеннейшего, должна простираться в бесконечность". Эккартсгаузен.824
Человеческий разум рождается с началом сравнивания, противопоставления и выбора; его цель есть синтез, и он заканчивается там, где сравнение невозможно, невозможен и выбор, а есть лишь одно противопоставление; оно именно и является первым и последним днем разума. Разум приводит человека к своей последней грани, различной для различных людей, но незыблемой в принципе; за этой гранью начинается область ignorabimus. Утверждение противопоставления в виде некоторого частного бинера есть созидание в разуме конкретной разности потенциалов, определяющей некоторое ей свойственное протяжение. Это протяжение представляет собой некоторый a priori существующий путь мышления, оно является как бы геометрическим местом точек цепи представлений, исходящих из одного полюса и постепенно трансформирующихся в другой. Утверждение такого бинера есть накопление потенциальной энергии, которая может черпаться или из низших сторон существа человека путем опыта, или из высших - путем интуиции. "Мы имеем два источника идей: ощущение и размышление". Локк
Всякая сила имеет своим источником разность потенциалов. Весь познаваемый мир есть мир энергии, а все формы и явления суть ее различные модификации. Мир разума, как совокупность бинеров, есть, в свою очередь, мир той же энергии, и именно этот признак осязательно указует на их тождество, на то, что мышление есть творчество. Живя в мире формы, времени и меры, человек ощущает себя в разуме, а потому цель всякого познания, каков бы вид его ни был, есть преложение его данных в разум. Но куда бы человек ни шел, куда бы ни стремился, он всем существом своим испытывает тяготение Неведомого и Непостижимого. Это Неведомое - Конечная Первопричина всех вещей - отделена от человека гранью сонма космических противоречий. Чем больше стремится к Ней человек, тем дерзновеннее эти противоречия спорят друг с другом, тем сложнее и необъятнее становятся бинеры Вселенского Синтеза. Непостижимость Божества есть следствие бессилия человеческого умиротворить и связать между собой бинерные представления о Нем в своем разуме. Божество - это синоним совокупности всей массы мировых противоречий. "Бог есть нечто Сущее - это неправда; Он есть нечто Преизбыточное, Он Сверхсущее Небытие". Мейстер Экхарт.825 "Когда говорят, что все вещи возникли из "Ничто", вовсе не хотят говорить о "ничто" в буквальном смысле слове, ибо никогда бытие не может возникнуть из небытия. Но под Не-Бытием понимается То, Что не может быть выражено ни по Своим причинам, ни по Своей Сущности; Это, одним словом, Причина причин, это Ее мы называем Первобытным Не-Бытием (דומדק ןיא), ибо Оно внутри вселенной, из Него мы не только воспринимаем материальные объекты, но также Мудрость, на Которой мир основан. Если теперь спросят - какова сущность Мудрости и каким образом Она содержится в He-Бытии или Верховной Короне, - никто не сможет ответить на вопрос, ибо в He-Бытии нет никаких качествований, никаких модусов Бытия. Не может быть тем паче понято, как Мудрость существует отождествленной с Бытием". Авраам бен Дауд.826
Чем выше бинер, тем более высокую грань Божества он раскрывает в разуме; каждая совокупность представлений, объединяясь в своем конечном синтезе, тем самым становится аспектом Общемирового Синтеза, т.е. Божества. Вот почему противопоставление бинерных относительных синтезов на конечной грани разума есть, вместе с тем, противопоставление отдельных аспектов Божества друг к другу. Несовершенность синтеза есть расчленение Божества; относительность мышления приводит к забвению Его Всеобщности; введение в разум элемента борьбы есть внесение его в космос. На пути веков все Откровения во всех Посвящениях неизменно выражались в антиномиях;827 именно здесь, когда разум с очевидностью для себя самого сознается в бессилии, его оковы рушатся и высшие стороны человеческого существа впервые получают возможность воспринимать непосредственно сознанием духа. Аркан 0 есть учение о Мировом Абсолюте, о Верховной
Вселенской Первопричине, об Источнике бытия всего. Его
учение есть совокупность трансцендентальных доктрин,
лежащих выше чем самый принцип разума, а потому это
Верховное Учение и раскрывается Священной Книгой Тота в
виде совокупности крайних противоречий, запечатленных на
иероглифе этого Аркана. Действительно, он раскрывает пред
нами горнюю высь, что одинаково может свидетельствовать как
о победе и господстве над землей, так и об оторванности и
отчужденности от нее. На краю обрыва скалы стоит Путник -
но кто может сказать, стоит ли он перед концом долгого пути
или вскоре погибнет в бездне? Он одет в лохмотья - но разве
они не украшают одинаково пророка и бродягу? Он смотрит
вдаль, как бы не видя пропасти, зияющей около его ног, -
что одинаково может указывать как на безумство Путника, так
и на достижение полной власти, для которой опасностей быть
не может. За плечами в мешке у Путника лежат атрибуты Мага:
меч, чаша и сикл; Путник несет их как ненужный скарб, но
почему, - потому ли, что он не знает об истинной цене своей
ноши, даже не подозревает о ней, или потому, что он слишком
много знает, чтобы ощущать необходимость в этих внешних
признаках власти? У обрыва лежит во прахе обелиск, -
эмблема и хранитель мудрости; Путник не смотрит на него, но
потому ли, что он, как глупец, не знает цены ему, или
потому, что, постигнув все, он знает и то, о чем гласит
обелиск, а потому для него он есть лишь мертвый камень? За
обелиском виден притаившийся Тифон - огромный крокодил с
отверстой пастью, лохмотья одежды разрываются собакой, но
Путник не обращает на это никакого внимания - потому ли,
что он не понимает опасности, потому ли, что он
пренебрегает ей? Весь иероглиф Аркана О, таким образом,
исполнен бинерных противоречий, даже более того, он есть
сам по себе классически выраженный бинер. - Ясной,
определенно сознаваемой гранью Аркан 0 расчленяется на
бинер: безумец и Совершенный Маг. Это есть высшая бинерная
полярность, вкладывающаяся в рамки человеческого разума;
большей противоположности, большего противоречия человек
себе в принципе представить не может; этот бинер является
для него высшим доступным аналогом Первопричины, Которая
есть прежде всего совокупность всех антиномий.
Общей для всего цикла Арканов является доктрина о том, что мир есть феноменальное отражение Единого Ноуменального Духа в волнах майи, т.е. по тем протяжениям, которые соответствуют бытию конкретных групп тональностей, присущих виду проявления духа в каждом отдельном случае. Феноменальный мир есть прежде, всего мир относительного движения, мир вечного кругооборота форм - частных λογος'ов, обусловливающих бытие конкретных феноменов. Мир относительного рождается и зиждется Миром Абсолютного, а потому движение относительного имеет своим генезисом Мир Абсолютный. Абсолютное в Себе Самом недвижно по принципу, но, будучи Источником всякого движения, Оно порождает его изменением Самосозерцания; Божество в Себе Самом одновременно сознает нераздельный синтез и синтез как совокупность частностей; Оно Едино и Всеобъемлюще, и, противопоставляя один этот аспект Самосознания другому, Оно и порождает феноменальную природу как звено между этими аспектами. В этом противопоставлении Божество вечно варьирует тональности совокупного синтеза через вечное изменение не только порядка, но и самых законов последовательности и этим порождает жизнь, т.е. вечную трансформацию феноменальной природы. Это движение в Абсолюте, преобразование Самосозерцания Божества есть Дыхание Вселенское, Мировая Пульсация. "Бесконечное Бытие подобно светлому кристаллу, который принимает в себя все цвета и испускает их опять; однако это не портит и не уменьшает его прозрачности и чистоты. Оно подобно бриллианту, который поглощает свет, окружающий его, и сияет в темноте, испуская его". Ману. "В самой сущности нет действия. Ибо хотя силы, посредством которых она действует, вытекают из основы души, в самой основе - одно глубокое молчание. Только здесь покой и обитель для того рождения, для того, чтобы Бог Отец изрек здесь Свое Слово, ибо эта обитель по природе своей доступна только Божественной Сущности". Мейстер Экхарт.828 "Ничто не истекает из Самого Бога - Его Субстанция совершенно не изменяется. Ничто не выходит из Него и ничто в Него не возвращается. Все, что начинается, что появляется, разделяется, растекается и проходит, - все это начинается, появляется, течет и проходит в тени Его. Сам по Себе Он Непреложен в Свете Своем и пребывает спокойным, как старое вино, которое не пенится, а спокойно покоится на дрожжах своих". Сифра Дзениута. "Мировое Проявление происходит по закону, который мы выражаем словом "Vivartha",829 т.е. Причина, производя Свое действие, остается тождественной Сама Себе, другими словами: действие не изменяет Причины, Которая его производит. Таков Закон Проявления (Манифестации) в противоположность закону превращения (трансформации)". Браман Чаттерджи.830
Утверждение Субстанции во вне Своей Собственной Сущности в порожденной Ей же Самой цепи атрибутов есть классический вид ноуменального движения, пульсации. При изучении цикла Арканов мы уже выявили в своем разуме ряд законов и принципов, следуя по которым эта пульсация протекает. Аркан X своей доктриной о Великом Вечном Мгновении уже раскрыл нам, что Мировое Творчество происходит всегда и непрерывно в вечном нарождении одних миров и разрушении других. "Действие Бога есть осуществление вечного предопределения воли; у Бога нет деления времени". Абеляр.831
"У Бога нет ни прошлого, ни будущего, одно только настоящее" - говорит Дон Кихот Санчо Пансе.832 Где есть форма, ограниченность и относительность бытия - там есть и ограниченность бытия во времени. Время как протяжение феноменального пространства, обусловливающее самую природу его, есть необходимо присущая ему категория, без наличия которой самое понятие о феноменальности бытия теряет смысл. Порядок планов или миров в метафизическом пространстве обусловливается степенями свободы, т.е. наличием большого или меньшего числа координатных стеснений. Всякое ограничение, понижающее порядок фактора, должно как бы химически взойти составляющим членом во все его категории, причем в категориях однородных этот стесняющий фактор тоже, естественно, будет однородным. При переходе из одного плана или мира в другой изменяется, как мы знаем из Аркана VIII, не число стеснений, каковое может зависеть также и от угла зрения, но именно глубина, сочность, яркость качеств. Грань между ноуменальным и феноменальным мирами совершенно определенна и непреложна: мир феноменов - это мир частных Логосов, мир конкретных форм, существующих как таковые, так как реальность их бытия есть modus vivendi бытия самих конкретных феноменов; мир ноуменов это мир по существу однородный, но заключающий в себе в потенциальном виде всю массу возможных разделений через порождение относительных граней. Эта форма, эта ограниченность в относительном мире по самому существу своему не может не простираться, согласно только что сказанному, по всем координатным направлениям, т.е. и по временному протяжению. Все, что относительно - смертно, все что абсолютно - вечно. Все, что знает наш низший манас, малый разум, все познается нами временно - все уйдет в Лету, забудется как мгновенный слепок с величественного хода мировой жизни. Вселенная наша ограничена в существовании как в прошлом, так и в будущем. Постоянно и бесповоротно происходит процесс обезличения энергии через рассеяние в космическом пространстве теплоты, что выражается законом Карно-Клаузиуса: "энтропия вселенной стремится к своему максимуму", - материя вечно переходит в энергию, энергия вечно развивается. Это приводит нас признать логическую необходимость Божественного Творчества как Акта, который связал эти гигантские массы энергии в атомную материю. Творчество не могло быть только первичным, ибо тогда самое бытие мира было бы невозможно. Действительно, в каждой конкретной части вселенной, т.е. в определенном объеме космического пространства, как бы велик он ни был, могло бы быть заключено только определенное количество кристаллизированной энергии в виде атомной материи. Как бы это количество велико ни было, все равно при вечности вселенной оно уже должно было быть израсходовано и рассеяно в космических пустынях.833 Повышая порядок нашего рассуждения, как бы интегрируя его, мы логически заключаем, что единое первичное космическое творчество есть логический nonsense с точки зрения элементарных основ механики. Необходимо в космическом просторе должен иметься Деятель, который восстанавливает это вечно нарушаемое равновесие. Этот Деятель должен быть Активен и Самодовлеющ, Его Бытие должно обладать Субстанциональностью, ибо только в этом случае Он способен осуществлять Свою миссию, так как извне Своей Собственной Сущности Он ниоткуда в принципе даже одного килограммометра энергии получить не может. И действительно, астрономия раскрывает пред взором нашим образования в космических пространствах туманностей, являющихся генезисом будущих миров; эти гигантские вихри рождаются из ничто, из космического эфира, существование которого в форме самостоятельной субстанции ныне наукой окончательно опровергнуто.834 Итак, мы логически приходим к необходимости признать существование Вселенского Деятеля, осуществляющего непрерывность мирового творчества Силой Своего Собственного Субстанционального Бытия; этот Деятель и есть Мировая Первопричина - Божество. Основной закон термодинамики, закон энтропии, является верховным космическим деятелем, вечно переводящим мир кристаллизированной и свободной энергии в мир безличной пустоты с потерей в пучинах вселенной всех разностей потенциалов, с погружением всей мощи этой в неведомое; с другой стороны, второй Верховный Деятель осуществляет обратную работу, черпая мощь из неведомого; естественно, мы заключаем, что оба эти Деятеля должны быть связаны единством, а тогда непонятное исчезновение энергии с одной стороны и неведомое ее появление с другой претворяются в вечное колебание единой космической энергии от кристаллизированной формы - материи - до Сверхличной Единой и Однородной Энергии, наделенной Субстанциональностью Бытия и силой Своей Собственной Мощи осуществляющей этот космический круговорот. "Этот Вечный не рождается и не умирает, не становится ни больше, ни меньше, Он не изменяется и не распадается при распадении этого тела, как пространство не исчезает, если разбивается горшок, Высший Дух, Параматман, отличается от Пракрита (природы) и ее проявлений; Он не составной и проявляет эту бесконечность деятельности и недеятельности. Сущность, лежащая в основе представления "Я", проявляется в состояниях бодрствования и других, как свидетель (зритель, субъект) Буддхи. О, ученик! Владей своими чувствами; ты сам в себе должен видеть его, этого Атмана, как "это - Я"; увидь его в покое Буддхи; пересекай по всем направлениям безбрежное море полного перемен бытия, волны которого есть рождение и смерть, и твердо укрепляйся в Образе Брахмы в духовном сознании". Шри Шанкарачарья.
Эта доктрина и лежит в основании всех эзотерических учений о мировом творчестве, как Самоутверждении Мировой Первоверховной Субстанции в порождаемой Ей же Самой вселенской иллюзии, майи, сотканной из конкретных феноменальных атрибутов - запечатленных образов единичных аспектов этой Субстанции. Когда Божество Свое Самосозерцание сводит в Единый Нераздельный Синтез, наступает пралайя, Ночь Брахмы; когда же Божество Свое Самосозерцание утверждает в совокупности Своих феноменальных аспектов, наступает бытие мира - День Брахмы. "Это Он, это Бхагават в покрове Своей майи проявил под формой, как то, что существует, так и то, что не существует для наших чувств, и, облекшись качествами, от которых Верховный Сущий по Природе Своей свободен, создал в начале эту вселенную. Проникнув вглубь Своих качеств, манифестированных майей так, как если бы Он Сам имел эти качества, Сущий проявился во вне мощью и энергией Своей Мысли. Так как это тот же самый огонь, который горит во всяком дереве, где он проявляется, так и Дух Единый, Душа Мира, таящаяся в каждом из существ, показался таким, как если бы Он был раздельным. Проникнув в существа, порожденные произвольным соединением тонких элементов, чувств и сердца, принципов веществ, порожденных качествами, Он проник все представления, который возникают у каждого из них". Бхагавата пурана "Существуют недвусмысленные указания, что материальная вселенная, как мы видим ее в настоящее время, прогрессирует от какого-то акта творения или от какого-то перерыва в существовании, время которого может быть приблизительно указано научными умозаключениями. Она прогрессирует, стремясь к такому состоянию, в котором способная действовать энергия рассеется по бесконечному окружающему пространству, и тогда вся материя сделается холодной и безжизненной. Это составляет как бы исторический период физической науки, на который может более или менее простираться наше научное предвидение. Но в этом, как и в других случаях, мы не имеем права истолковывать наш опыт отрицательно и умозаключить, что так как нынешнее положение вещей началось в известное и определенное время, то прежде этого не было никакого существования. Может быть, что настоящий период материального существования есть только один из неопределенного ряда подобных периодов. Все то, что мы видим и чувствуем, о чем судим и умозаключаем, есть, может быть, так сказать, только часть одной отдельной пульсации в существовании вселенной". Стэнли Джевонс.835
Течение Дней и Ночей Брахмы непрерывно, хотя оно существует лишь по отношению к единичным факторам; каждый феномен, заканчивая свое существование, видит в своем собственном аспекте ночной луч Брахмы; возрождаясь вновь, он видит Его день. Творчество и уничтожение имеют место лишь по отношению к частным единичным мирам; в Мире Абсолютном они сливаются в одно Субстанциональное Бытие, выражающееся в вечной мировой пульсации - во Вселенском Дыхании Брахмы, вдыхающем и выдыхающем миры. "Должно представлять себе Великое Существо Верховным Владыкой мира, более мелким, чем атом, столь же блестящим, как чистейшее золото, таким, которое можно понять лишь умом, погруженным в самое отвлеченное созерцание. Одни поклоняются Мне в элементарном огне, другие - в Ману, Господе творений, третьи - в Индре, четвертые - в чистом воздухе, пятые - в Вечном Брахме. Это Тот Бог, Который, даровав тело всем существам, образованное из пяти элементов, заставляет их последовательно переходить от рождения к возрастанию, от возрастания к разложению в движении, подобном движению колеса". Maнy.
Все существо человека, освещаемое сознанием, все средства общения с внешним миром, все силы в нем живущие, чувства, эмоции и самые законы их жизни, развития и деятельности, одинаково имеют лишь относительное бытие, лишь условную ценность. Живя в себе самом внутренним движением, осуществляемым относительным перемещением частей своих, человек вечно изменяет в свете своего собственного сознания не только вид, качества и интенсивность составляющих его элементов, но и самый состав их, который в разделении большего промежутка времени может стать совсем иным. Среди всей этой грандиозной массы тяготений и свойств, наклонностей и отдельных многокрасочных обликов испытующий разум человеческий и непосредственное внутреннее сознание приводит, тем не менее, человека к убеждению в единстве первоисточника, который и претворяется в этот многообразный сонм. Атман человека, неведомый и непостижимый в своей истинной природе, в своих целях, тем не менее познается на всяком пути искания, во всякой деятельности, во всех сторонах человеческого существа. Познавая атрибуты, человек тем самым выявляет в своем сознании одни за другими отдельные свойства - аспекты субстанции, и последовательно строит на них эволютивную цепь относительных синтезов, благодаря чему и приближается постепенно к Синтезу Абсолютному. "Я обращаюсь к тебе с этой речью, о Тат! для того, чтобы ты стал посвященным во Имя Высшего Бога. Если ты это поймешь, то То, что кажется Невидимым, для тебя будет повсюду Проявленным. Если бы Он был Проявленным, Он бы не был Богом; все проявленное сотворено, потому что оно выявлено, эманировано; Невидимое существует всегда без необходимости в манифестировании. Оно есть всегда и делает все вещи видимыми. Невидимое, потому что Оно Вечно, проявляет все, не раскрывая Себя. Несотворенное, Оно эманирует все вещи в проявлении; проявленность присуща только тварным явлениям, она есть не что иное, как рождение. Тот, Кто Един и Несотворен, в силу этого Невыявлен и Невидим, в то же время манифестированием всех вещей выявляется в проявлении и через него становится Видимым для тех, кто хочет Его найти". Гермес Трисмегист "Я учу о бесконечности вселенной как результате действия Бесконечной Божественной Силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как Оно обладает возможностью творить все новые и новые миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которые я представляю себе, как Пифагор, в виде небесных тел, похожих на луну, планеты и другие звезды. Все они населены; бесконечное их множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует Всеобщее Провидение, благодаря Которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это Провидение или Сознание я понимаю в двояком смысле: Во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, т.е. одновременно в Целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью, Проявлением Божества; затем Сознанию присуща еще одна форма Проявления во вселенной и над вселенной, именно ни как часть, ни как душа, а иным, непостижимым для нас образом". Джордано Бруно.836 "Все мы - не больше, как огромная процессия созданных фантазией существ. Мы бродим повсюду, бродим вокруг прекрасного светила Солнца, которое Начальник процессии держит в руках своих. Мы - безжизненные игрушки, пешки на той шахматной доске, где расположены Дни и Ночи. Начальник церемонии заставляет нас ходить, бегать, останавливаться, рождаться, умирать"... Кяийяма.837 "Все видимые существа вселенной суть выражения и образы возможностей и образов Бога точно так же, как мы рассматриваем все наши произведения, как чувствуемые выражения нашей мысли и наших внутренних возможностей". Сен-Мартен.838
Еще до начала всякого познания человек в праве по простой аксиоме, что если есть следствие, то должна быть причина, заключить, что имеется какая-то Реальность, Которая Своей Субстанциональной Мощью утверждает все конкретные проявления. Идея об этой Реальности лежит вне и выше каких-либо гипотез, логических построений, логики и самого разума. В своей общей форме, т.е. что такая Реальность есть - эта идея представляет собой аксиому, ибо всякий вопрос или сомнение в этом есть уже проявление этой Реальности. Сомнение в этой основной идее всякого познания вообще есть или недоразумение, основанное на непонимании игры слов, или же заведомое для себя самого ложное утверждение невежества. Все явления мироздания, все законы его, вся космическая цепь причин и следствий связана Единством Первопричины. Неведомый и Недосягаемый Параматман есть Космическая Абсолютная Реальность, Субстанция, атрибутами Которой являются все манифестации мироздания и все его законы. "Трояко можно сказать о Боге. Первое: Он есть Единая Сила, нераздельно сущая во всех вещах. Затем: Он есть Единое Добро, совмещающее в Себе все раздельное. Если же вы хотите познать Бога воистину, то должны признать, что Он есть Нечто Неведомое". Дионисий. "Оно есть в Себе Самом пребывающее неизменное Единство и царящая Тишина, но в то же время и Источник всех обособлений". Мейстер Экхарт.839 "К Нему тяготеет все течение событий, как периферия к центру; к Нему сходятся все радиусы круга времен". Епископ Феофан Затворник. "Подобно тому, как ничто бы не могло существовать без Творца, так точно Он Сам не существовал бы, если бы Он не творил беспрерывно в воздухе, на земле, в глубинах, во вселенной, во всякой части вселенной, во всем, что существует и во всем, что не существует, ибо во всем мире нет ничего, чего бы не было в Нем; Он Тот, Кто есть и Тот, Кто не есть, так как то, что Он не проявил - то, что не есть, - Он заключает в Себе Самом. Таков Высший Бог в Своем Имени, Невидимом и Проявленном, Который проявляется духу, Который раскрывается глазам, Который не имеет тела и Который имеет много тел или, вернее, все тела, ибо нет ничего, что не было бы Им, и все есть Он Единый. Он имеет все имена, ибо Он есть Единый Отец, и вот почему Он не имеет Имени, ибо Он Отец всего. Что можно сказать о Тебе, что можно Тебе сказать? Куда я направлю свой взор, чтобы Тебя прославлять, - в высь, в низины, внутрь или во вне? Нет пути, нет места, которые были бы вне Тебя; не существует других сущих, все существует в Тебе, все исходит от Тебя, Ты даешь все и не принимаешь ничего, ибо Ты управляешь всем и нет ничего, что бы Тебе не принадлежало". Гермес Трисмегист.
"Все явления вселенной,
Алексей Толстой.840 "Иди и смотри; написано: "Я есмь Сам - прежде всех вещей". В первом Я есть, а в последних из всего Я есмь Сам, весь Целый. Все есть Он, ибо все Его открывает; Он скрывается во всем сущем; Дыхание Его одушевляет все живущее". Сифра Дзениута.
Священная Книга Тота - есть учение об Абсолютном Синтезе, о познании Реального, о Вечной Истине, в отдельных аспектах своих запечатленной на пути веков во всех религиях и во всех философских системах мира. Великие Арканы Таро представляют собой отдельные аспекты Единого Знания Царственного, расчлененного согласно требованиям абсолютного разума с абсолютным же совершенством. Аркан 0 представляет собой учение о Вселенском Синтезе в Его Собственной Сущности. Его доктрина - есть учение об Эйн Софе, и в этой чистой форме своей Аркан 0 представляет собой Трансцендентальную Истину, безмерно возносящуюся над возможностями человеческого познания, символом чего и является самое цифровое обозначение этого Аркана. "Бог есть ничто", говорил Дионисий. Под этим можно разуметь то, что у Августина выражено так: "Бог есть все"; это значит: "в Нем нет ничего". А когда Дионисий говорит: "Бог есть ничто" - это значит никаких "вещей" нет у Него. Поэтому должен дух подняться над вещами и всякой вещественностью, над всяким ликом и образом, даже над сущностью и над подобием сущности. Тогда проявится в нем полная действительность блаженства, обладать которым дается существу, как творящему разуму". Мейстер Экхарт.841
Все Арканы Книги Тота связываются воедино Арканом
0, и цель, стоящая пред нашим эволютивным сознанием,
заключается лишь в том, чтобы убедиться непреложным образом
в тождестве Аркана 0 со всеми Великими Арканами. Сравнивая
последовательно каждый Аркан с Арканом 0, мы будем
неизбежно убеждаться в их тождестве, в том, что каждый
Аркан может быть как бы наложен на Аркан 0. Следуя этому
пути, мы с очевидностью убедимся в том, что Аркан 0
действительно является их общим синтезом. Не будучи в силах
обхватить своим сознанием всю совокупность уже познанных
нами доктрин и законов на пути толкования цикла Арканов, мы
приходим, таким образом, к конечной грани наших
способностей, за пределами которой уже начинается заветная
область сознания духа.
Верховной категорией Космической Реальности является Ее Единство; Мировое Проявление начинается с утверждения Ею "Аз есть", с рождения в Ней Самосознания о Субстанциональности Своего Бытия. Аркан 0, Великая Реальность эманировал из Недр Своих Аркан I утверждением Вселенского Единого Духа как Мировой Первопричины, Единой Субстанции. Начало Проявления, утверждение дилеммы Неба и Земли, противопоставление Бытию - небытия, Единому Однородному Духу - космического хаоса чрез выявление Творящего Божества есть рождение Аркана I из Аркана 0, ибо дар творчества есть высший атрибут Реальности. Утверждение Неба и Земли и связывание их воедино есть утверждение Божественного Самосознания через порождение принципа противопоставления относительным делением и создание возможности относительных миров. Аркан I гласит о Всемирном Активном Начале, активность есть первый признак и даже более того - синоним субстанциональности; Мировое Творчество, утверждение Первопричины в Своих атрибутах есть высшее проявление Субстанциональности. Аркан I есть учение о микрокосме, о подобии его макрокосму, о божественности достоинства оживляющей его монады; он есть аспект Аркана 0, потому что Мировое Проявление связано законом единства и единения всеобщего, что осуществляется законом подобия или аналогии. Аркан I есть учение о воле; воля есть высшая категория Духа, она присуща только Ему, ибо все явления и тяготения представлений создают лишь благоприятствующие возможности, создают поле деятельности, побуждают к решению, но самого решения сделать не могут. Власть утверждения и отрицания присуща только субстанции, она одна имеет власть критерия, решения и исполнения своих желаний. Иероглиф Аркана I - Первоверховный Маг есть тот Человек Совершенный, который развил свою волю, т.е. достиг мощи решать, не считаясь с феноменальными тяготениями и препятствиями. Аркан 0 есть также учение о Космической Воле, ибо все Мировое Проявление есть выявление Божественной Воли и Ее утверждение. Здесь именно Она достигает максимума мощности к независимости, здесь именно во всем величии раскрывается субстанциональность духа, выливающаяся в / абсолютность его власти над волей. Аркан I представляет Совершенного Человека во всеоружии;
он победил все препятствия, он выявил все вложенные в него
потенциально качества и силы; атрибуты Мага - жезл, чаша,
меч и сикл - исполняют во всей полноте свой миссию,
реализуют все свое могущество. Путник иероглифа Аркана 0
имеет также все эти атрибуты, он также владеет ими, но
около себя он сохранил лишь жезл - неотъемлемую эмблему
божественного достоинства своего духа, другие же атрибуты
для него не имеют уже цены, будучи лишь внешними
запечатлениями воли. Победитель Аркана I есть венец пути
человека, он постиг великое искусство иметь опору в себе
самом, он стал могучей силой, твердо стоящей на своих
ногах. Найдя в себе опору, Великий Маг в себе же самом
имеет и свой критерий; он полон сознания своего достоинства
и застыл в вечном мгновении готовности проявить свою
власть. Путник Аркана 0, как показывает его иероглиф, также
стоит у конца пути своего, он также один и его решения
проистекают из его собственной воли, ибо он также опирается
на себя самого, также считается лишь с своим собственным
критерием и твердо идет к одному ему известной цели, не
обращая внимания на то, что людям его деяния кажутся
безумными.
Аркан II есть учение о Внутреннем Самосознании Божества. Великая Матерь всего существующего, Изида Божественная, Мировая Первопричина, Высшая Пракрити (Шаптасати) есть Начало Сознания, Генезис Вселенского Разума. Утверждение самосознания рождается чрез противопоставление, чрез порождение принципа бинера, на котором зиждется относительное бытие, мировая иллюзия, майя. Аркан II есть учение о бинерности сознания в разуме, о познании человеком мира через бинеры всех форм восприятий, запечатлений и претворении. Аркан 0 есть также учение об утверждении Самосознания Духа и творчестве мира через утверждение разделения Сознания на бинеры, утверждающие относительный мир. Брахман в Своей Собственной Сущности грезит о возможности бытия отдельных качеств Своих, Он противопоставляет их друг другу, грезит о возможности бытия отдельных бинерных вихрей, как изменчивых эволютивных отблесков Своих единичных аспектов. Аркан 0 есть учение об Абсолюте, как maximum maximorum всего комплекса мировых бинеров, он учит о познании Абсолютного за гранью относительного мира, очерчиваемого совокупностью мировых антиномий. Греза Брахмана, порождая бинеры, порождает и Начало Разума и разделение его на большой и малый разум. Разум Божественный проявляется в антиномиях, разум малый живет по отдельным членам бинеров и цель его бытия есть выявление этих бинеров. Малый разум есть средство или орудие познания, это есть агент высшей воли, назначение которого сводится к ориентировке и составлению групп, утверждению качеств, выявлению отличий по категориям; Разум Божественный есть само познание. Малый разум дает средства познания, приуготовляет его возможность, т.е. делает возможности свободными, претворяя ignorabimus в ignoramus, Разум Божественный осуществляет самый акт познания, является целью познания и самой его сущностью. Аркан II есть учение о второй Ипостаси Божества, о Вечной Истине - Абсолютной Мудрости царствующей в мироздании и создающей его жизнь. Этот Аркан является учением о Производящем Лоне Вселенском, о Мировом Вечно-Женственном Начале, о Материнской Силе природы, о Пассивном Начале, о Мировом Начале Красоты, о Космической Гармонии. Аркан 0 есть учение о Самосозерцании Брахмана, об Истине как Верховной Сущности Его, Основе Его Бытия и Его Высшей Форме. Брахман как Сущий пребывает в Форме Космического Духа, как Единой, Безбрежной, Вездесущей, Всенаполняющей Духовной Материи, Которая есть Мудрость в Себе Самой, есть Животворящий Дух, Художник мира. В этой Ипостаси Своей Брахман есть Творческое Дыхание Вселенское, рождающее все, есть Великая Матерь, Начало Красоты совершенной, ткущее светозарную сеть вековечной гармонии. Аркан II есть учение о Мировой Душе, о Сознании
Божественном, брошенном в пучину меры, о страдании этого
расчлененного Сознания, о неусыпной работе Его, о сбирании
частей Своих, о ткании Им Своего Божественного Облика,
оплакивающего расчлененность Целого, о вечном вопле,
звучащем в пространстве миров безбрежных, о Божественной
Изиде, Кибелле Великой, собирающей прах Осириса, Диониса и
Атиса. Аркан 0 есть учение о двойственности Самосозерцания
Брахмана, о сознании Себя Единым в Своей Сущности и в
синтезе частей Своих, о жизни мира как вековечном
прорастании одного Сознания другим, о вечной изменчивости,
вечном вибрировании, вечном стремлении отдельных волокон
этих Сознаний, исполненных жаждой неутолимой любви.
Аркан III есть учение о третьей Ипостаси Божией, о той Божественной Природе, Которая в Целом Своем есть отражение Единого Духа в Своем Космическом Бытии, в Своей Мировой Всеобъемлемости, в Своем Внутреннем Самосозерцании. Это - Мир Первообразов, Мир Истины, запечатленной на скрижалях вековечного простора вселенского, Мир Глагола Недвижного в продлении бесконечном. Этот Аркан имеет своей доктриной верховной великую дилемму Горнего Мира и Мира Бытия; он учит о том, что все сущее в мире времени есть лишь отражение в майе небесного Реального Мира Абсолютных Истин, Абсолютных Законов и Истинной Жизни. Аркан 0 есть учение о бытии мира как грезе Брахмана. В этой грезе Своей каждому аспекту Своему Брахман дает иллюзию независимости бытия, в каждой частной грезе Своей Брахман созерцает в ее тональностях всю совокупность других грез, т.е. созерцает Себя Самого в Целом. В этом аспекте Брахман порождает Сознание Себя, как Natura Naturans всякого частного бытия, природа которого Natura Naturata образует фон глубинного Самосозерцания. Этот аспект Самосознания Брахмана утверждается рождением в Его Собственной Сущности принципов Essentia и Existentia. На грани их и восстает бинер Divina Natura и Partus Generatio. Divina Natura есть отражение в Духе Divina Essentia (Гнозис), это есть Самосознание Брахмана в аспекте совокупности потенциального бытия частных Логосов, связанных всеобщностью взаимных отражений, единством порядка по степени духовности. Partus Generatio есть отражение и Духе (в аспекте Аркана II) Самосознания Брахмана (в аспекте совокупного бытия предельных, дифференциальных манифестаций, потенциально заключенных в единичных частных Логосах, недвижных в готовности самоутверждения). По отношению к Сущности Брахмана, Его Самосознание в этом аспекте есть Divina Natura, по отношению к совокупности проявлений, синтезированных в этом Самосознании Брахмана, Оно есть их Partus Generatio. Этот аспект Самосознания Брахмана есть действительно Источник Произрождения, ибо в этом Самосознании Своем Брахман есть Космический Логос; Он есть Совокупность Первообразов, Мир Самосознающей Истины, Мир Горний, отражением которого и является вселенная. Аркан III есть учение о Первообразе - недвижной, по
совершенству своему, сущности конкретного бытия.
Первообраз - это запечатленный аспект Духа со всеми
взаимоотношениями его с другими, со всей совокупностью всех
a priori возможных следствий; утверждая их,
Первообраз, тем самым, обратно, сам утверждается ими. Аркан
0 есть учение о Брахмане, как Первообразе мира. В аспекте
Аркана I, Аркан О утверждает Бытие этого Первообраза; в
аспекте Аркана II, Аркан 0 утверждает сущность этого
Первообраза, как Великую Мать Мира, как Истину, основу его
бытия; в аспекте Аркана III Аркан 0 созерцает этот Мировой
Первообраз, Свою Divina Natura - Partus Generatio всех
Первообразов. В более низком аспекте своем Аркан 0 учит о
конкретной субстанции - относительно бесконечной монаде -
как Первообразе совокупности ее манифестаций. Он также учит
о том, что потенциальный Логос, утверждающий бытие
относительной субстанции второго рода, есть, в свою
очередь, первопричина своего проявления и его законов.
Аркан IV есть учение о Мировом Творчестве как
Проявлении во вне Триединого Творящего Божества - Активного
Космического Логоса, т.е. о рождении Мирового Принципа
Формы, утверждающего возможность бытия отдельных частных
волевых центров. Этот Аркан имеет своей верховной
доктриной Первичное Творчество, как претворение Единого
Вселенского Духа в совокупность индивидуальных монад.
Каждая отдельная монада утверждается своею
индивидуальностью, как совокупностью тональностей духа,
обусловливающих данную его форму. Монада божественна, она
представляет из себя субстанцию, подобную Вселенскому Духу,
но она обладает лишь относительной бесконечностью и
утверждает свое бытие в своем собственном самосознании, из
которого и рождается свойственный ей конкретный
относительный мир. Аркан 0 есть учение о грезе Брахмана. В
Своем Собственном Существе Он утверждает Свою грезу, Он
противопоставляет Себя по отношению к ней в виде
Бога-Творца - Брахмы, Иеговы Библии и Личного Бога наших
дней. Брахман утверждает Свою грезу Своей Творческой Волей,
и это творчество есть претворение Потенциального Бытия, с
его нераздельностью отдельных аспектов, в Бытие Реальное,
по отношению к присущему данному аспекту сознанию.
Утверждение этой грезы Брахмана есть расчленение Его
Совокупного Сознания, есть порождение иллюзии, утверждаемой
Принципом формы. Совокупность всех форм утверждается
Космическим Логосом, являющимся в своей собственной
сущности выявленной Творческой Активной Волей. Активный
Логос становится таковым, т.е. претворяется из своего
потенциального состояния, соответствующего Самосознанию
Брахмана в аспекте Аркана III, лишь постольку, поскольку он
сам по себе в своем сознании имеет независимое от Сущности
Брахмана бытие. Поэтому творчество есть эманация во вне
Синтетичного Самосознания атрибутов Брахмана, есть
выявление Космических Принципов, утверждающих совокупность
законов мироздания в виде самодовлеющих в их сознании
субстанций, наделенных, таким образом, относительным
бытием. В Своей Всеобъемлемости Сознание Брахмана входит в
сознание каждой отдельной монады согласно ее тональностям и
тем утверждает ее, как часть в Целом. Единый Вселенский
Дух, утверждая бытие отдельных монад, тем самым растворяет
каждую из них в Себе; Брахман сознает Себя в каждой монаде;
утверждая каждую из них, Он утверждает соответствующую
совокупность тональностей Духа и тем самым обусловливает ее
форму, т е. индивидуальность, связывает все монады воедино
и каждую из них утверждает и познает в Лоне Своего
Собственного Единства. Именно этим Брахман делает
божественность и субстанциональность монады реальностью и
тем утверждает ей свойственный относительный мир.
Аркан V есть учение о Второй Пассивности, об индивидуальности монады как форме Вселенского Духа, утверждающей монаду как таковую, о том, что цель независимого бытия монады есть утверждение своей индивидуальности. Великий Иерофант есть прообраз Мирового Вечно-Женственного Начала, это есть сенситивная природа человеческого существа, это есть среда духа, посредник монады в ее общении с феноменальной природой. Этот Аркан учит об истине верховной, присущей данной монаде, т.е. об истине относительной вообще, но абсолютной для данного индивидуума. Великий Иерофант есть отблеск Горней Изиды, это есть мудрость, отблеск Мировой Истины. Аркан V имеет своей доктриной верховной потенциальное свойство индивидуальной монады самосозерцать себя в двух аспектах и, двигая сознание свое по этим двум руслам, расчленять существо свое в бинер, наличие которого и утверждает бытие монады как таковой. Эти два априорные вида утвержденного самосознания и интерпретируются бинером двух пентаграмм и двумя людьми, изображенными на иероглифе Аркана V. Аркан 0 есть учение о грезе Брахмана. В аспекте Аркана IV Аркан 0 утверждает грезу Брахмана чрез утверждение бытия отдельных индивидуальных монад как таковых, т.е. в виде субстанций второго рода, а потому и их индивидуальностей; в аспекте Аркана V Аркан 0 утверждает грезу Брахмана чрез утверждение индивидуальностей, отдельных монад, а потому и монад как таковых. Утверждение индивидуальности есть утверждение свойственного монаде относительного мира, ее законов, ее возможностей; это есть утверждение тональностей Духа, осуществляющих форму монады, т.е. ее индивидуальность, благодаря чему Самосознание Брахмана в аспекте Аркана I переходит в Самосознание в аспекте Аркана IV, и есть в то же время утверждение тональностей свойственного этой монаде самосознания Духа и соответствующей ей истины, осуществляющих форму монады, т.е. ее индивидуальность, благодаря чему Самосознание Брахмана в аспекте Аркана II переходит в Самосознание в аспекте Аркана V. Через один аспект Брахман утверждает Аркан V как учение о субстанциональности, независимости, свободе и законченности целостного человеческого существа, а через другой аспект Он утверждает этот Аркан как учение о незыблемости, абсолютности и вне условности цели всего бытия монады, истины и мудрости, эмблемой которых и является Великий Иерофант. Брахман созерцает существо человека в двух аспектах Самосознания. С одной стороны, Брахман в аспекте Аркана IV сознает Себя в его монаде, созерцая чрез сознание монады в аспекте Аркана V; с другой стороны, Он сознает монаду как часть нераздельного Целого, чрез Свое Единое Вселенское Сознание, как нераздельную совокупность всех частных сознаний, т.е. Он созерцает Себя в аспекте Аркана III. Это созерцание по отношению к человеку в космическом Едином Сознании утверждает прообраз сознания, присущего его монаде; этот прообраз есть Божественная Душа человека. Созерцание Брахмана в аспекте Аркана IV, Созерцание отдельных индивидуальных монад, соответствует Самосозерцанию Брахмана в аспект Аркана III, Созерцанию потенциального бытия индивидуальных монад как a priori возможных проявлений самостоятельных аспектов Единого Духа. В строгой гармонии с этим, Самосозерцание Брахмана в аспекте Аркана V, Созерцание через отдельные индивидуальные сознания соответствует Самосозерцанию Брахмана в аспекте Аркана III, Созерцанию потенциального бытия индивидуальных сознаний, как a priori возможных проявлений самостоятельных аспектов Единого Сознания. Отсюда явствует, что расширяя свое самосознание, индивидуальная монада тем самым расширяет Самосозерцание Брахмана в Своем Существе; в гармонии с этим, монада утверждает и расширяет свою Божественную Душу, т.е. Самосозерцание Брахмана в прообразе, соответствующем сознанию человека Мира Бытия. Таким образом, мы выявили в нашем сознании, что Брахман созерцает человека одновременно как через него самого, так и через его Первообраз или, иначе говоря, Брахман созерцает Себя в аспектах Арканов IV и V как непосредственно, так и через Аркан III. Арканы последующие вытекают из IV и V Арканов, а посему мы приходим к выводу, что все Арканы созерцаются Брахманом через Аркан III через Свою Divina Natura, через третью Ипостась Духа, вечно рождающегося Сына. Отсюда явствует, что Самосознание Брахмана и Реальность Бытия заканчиваются Арканом III, и все другие Арканы лежат в области майи. Первые три Аркана суть учение о трех Ипостасях Единого Духа, Который суть Единая Вселенская Реальность, Брахман, а весь мир - Его сновидение. Созерцая Себя в аспекте Аркана V, сознавая Себя
индивидуальной монадой, Брахман утверждает это сознание
одновременным Самоощущением в двух аспектах самосознания
монады, интерпретируемых бинером двух типов людей иероглифа
Аркана V. Созерцая Себя в одном аспекте в Своем Единстве,
Брахман исполняет другой аспект Своего Сознания
(совокупного синтеза тяготений к Нераздельной Сущности)
Творческой Силой Своей; Брахман утверждает Свою грезу,
влагая в основу ее существа стремление к конечному
средоточию всех видов синтезов относительных. В этом
аспекте Брахман проявляется как Космическая Сила тяготений
всех отдельностей грезы Его к своему Центру, Единому
Первоисточнику. Входя в Свою грезу, Брахман утверждает
бытие каждой отдельной грезы исполнением ее самой
стремлением к развитию, к доминированию, к растворению
всего с ней гармонирующего. В этом аспекте Брахман сознает
Себя Самого Силой Инволюции, Всеобъемлющим Деятелем,
утверждающим Бытие дифференциальных феноменов, ткущим
изменчивый мир майи, т.е. осуществляющим самое Бытие
Самосозерцания Брахмана в мире единичных грез, через
свойственные им единичные сознания. В каждой отдельной
грезе Брахман сознает Себя в сознании, свойственном этой
грезе, как самостоятельный деятель, независимый и
субстанциональный, действующий силой присущей ему воли. Он
утверждает бытие единичной грезы, как отдельный аккорд
вселенской гармонии сонма единичных независимых деятелей.
Он сознает в тональностях, присущих этой отдельной грезе,
пантеизм мировой красоты. В этом аспекте Своего
Самосозерцания Брахман сознает Себя совокупностью гармоний
Своих грез, Он утверждает ее тварность и безграничность ее
многокрасочности.
Аркан VI есть учение о мировом творчестве как
отражении Триединого Творящего Божества в волнах Майи.
Он имеет своей верховной доктриной подобие мироздания
Божеству; вселенная как совокупность отдельных проявлений
есть аналог Божества, как совокупность Его аспектов,
потенциальных прототипов, Первообразов единичных
проявлений. Этот Аркан учит о замкнутости, целостности и
единстве мироздания по принципу, которое есть внешняя
расчлененная по протяжениям познающего сознания
интерпретация Единого Вездесущего Вселенского Духа.
Единство и целостность мироздания, проистекая из
аналогичности его Божеству и Его Единства, утверждаются
Первоверховным Законом Аналогии, законом всеобщего единства
всех связей гармонических. Аркан VI учит о феноменальном
мире, о бытии относительном, о его связи и его
подчиненности Миру Ноуменальному, он учит о мире как о
среде, утверждаемой и утверждающей феноменальные
проявления. Этот Аркан есть учение об утверждении
Первообразов, о космической семье их феноменальных
утверждений, их феноменальных обликов, о феноменальной
природе как совокупности взаимных влияний и тяготений
отдельных мгновенных сознаний, рождающихся и заключенных в
соответствующих им Первообразах, по отношению к которым эти
мгновенные сознания утверждают в феноменальной среде им
свойственные геометрические места точек - пути, по которым
движутся эволютивные познающие сознания. Аркан 0 есть
учение о грезе Брахмана как расчленении Его Самосозерцания
на два аспекта, на Самосозерцание в совокупности
Первообразов как нераздельных аспектов Единой Сущности и на
Самосозерцание в совокупности Первообразов, утвержденных
как отдельные единичные грезы. Брахман в Себе Самом
противопоставляет Самосознанию Себя в синтезе Первообразов,
Его аспектов, имеющих потенциальное бытие, Самосознание
Себя в синтезе утвержденных отдельностей. Эти два вида
Самосознания Себя в синтезе утверждают друг друга, и один
представляет собой отражение другого через претворение
бытия потенциального отдельных грез в бытие, утвержденное в
им присущих сознаниях. Эти два вида Сознания подобны, но не
равны друг другу, и Брахман последовательно созерцает Себя
в одном как таковом, а в другом через первое Сознание.
Второй вид Самосозерцания Брахмана разрывается с
Самосознанием Своего Единства Нераздельного и претворяется
в Сознание Своего Единства как синтеза. Эти два вида
Самосозерцания и утверждаются в своей аналогичности
изменением направления сознавания. В одном Брахман сознает
Себя Единым, порождающим совокупность Своих аспектов, в
другом Он сознает Себя в совокупности Своих аспектов,
утверждающих Его Единство. Самосозерцание Брахмана в
совокупности Своих аспектов утверждает замкнутость,
целостность и единство этого Сознания, ибо Оно подобно
Самосозерцанию Брахмана в Своем Единстве. Познавая Свое
Целое в совокупности частей и сознавая каждую часть, как
часть Целого, Брахман, тем самым, утверждает Единство всех
видов Своих Самосозерцаний через незыблемость
перманентности сущности и подобие форм Сознания. В этом
аспекте Брахман сознает Себя как Космическую Силу Единства
всех видов единичных грез, как Верховный Деятель,
утверждающий целостность всей грезы космической, Он сознает
Себя деятельным Законом Аналогии, реализующим это Сознание.
В Своем Самосозерцании, порождая независимость своих
единичных сознаний в единичных грезах, Брахман, тем самым,
утверждает принцип относительного бытия, утверждает
феноменальную природу и связывает ее законом подобия с
Миром Первообразов. Феноменальная природа как таковая, как
арена деятельности отдельных грез, есть их среда, есть фон,
аспект Самосозерцания Брахмана в совокупности единичных
грез как утвержденных присущих им Первообразов. Сознавая
Себя в Первообразе и утверждая его, в себе самом в присущем
ему сознании, Брахман созерцает Себя во всей эволютивной
цепи мгновенных сознаний, каковые своими взаимными
тяготениями и утверждают относительный мир.
Аркан VII есть учение об утверждении монады в Себе
самой; он имеет своей верховной доктриной учение о
септернере и отходе первого Тернера. Утверждение
индивидуальных монад есть предел Божественного Творчества;
дальнейший ход Проявления управляется и утверждается
монадами, становящимися quasi-самостоятельными
субстанциями. Аркан VII есть учение о присущем монаде
относительном мире, о его целостности, замкнутости и
независимости бытия от других подобных, о божественности
достоинства целостного существа человека, о микрокосме -
подобии макрокосма. Этот Аркан учит о выявлении Атманом
своего существа, об его самоутверждении как самосозерцании
через различные виды сознаний. Разность сознаний утверждает
разность миров существа человека, подобие их и единство
одухотворяющего начала. Самосознание осуществляется
расчленением целостного сознания на сознания в частях -
элементах. Сознание в элементах утверждает их бытие, как
волевые центры низшего порядка, утверждает наличие состава,
как совокупность этих элементов, как самосознание Атмана во
вне себя. Каждый элемент, будучи волевым центром, обладает
тяготениями к другим подобным, а посему Аркан VII, как
учение о составе его элементов, есть учение о воле и ее
законах. Аркан 0 есть учение о грезе Брахмана как
Самосозерцании в совокупности Своих отдельных аспектов
Своих единичных грез. В аспекте Аркана VII Брахман
созерцает Себя в каждой индивидуальной монаде как
независимую субстанцию, абсолютную для свойственного ей
относительного мира. Независимость Самосозерцания Брахмана
в отдельных монадах утверждается разрывом совокупного в
монадах Сознания с Сознанием их единства и целостности
через Мир Первообразов. В аспекте Аркана VII каждый
Первообраз, утверждая сознание в своем собственном
существе, тем самым разрывает связь со свойственным ему
Миром, кладет раскол с другими Первообразами, ему
подобными. Потеря самосознания о своей истинной природе
есть падение Первообраза. Сознание монады, оторванное от
Единства, должно утвердить себя во всей совокупности в ней
потенциально заключенных частностей и тем возродить
Первообраз, восстановить самосознание монады в Целом.
Падение Первообразов есть великий раскол Самосозерцания
Брахмана, есть падение Первозданного Логоса, Люцифера. В
Своем Самосозерцании Брахман сознает Себя в каждой монаде и
в присущем ей относительном мире в двух аспектах. С одной
стороны, Брахман, сознает Себя Атманом, внутренней
первопричиной и первоисточником, чувствует Себя центром,
Брахманом этого относительного мира. С другой стороны,
Брахман созерцает Себя во всех сознаниях человеческого
существа, утверждается на присущих этим сознаниям составах,
на основании их элементов создает относительные синтезы и,
совмещая с ними феноменальное сознание, созерцает Атман,
его Эа, их свойства, качества и возможности и, таким
образом, созерцает Себя в аспекте феноменальной природы.
Аркан VIII есть учение о феноменальной природе, о
среде, в которой протекает феноменальная жизнь - круговорот
единичных феноменальных сознаний. Атман живет не только
в себе самом, но и является частью всего проявленного мира,
а потому жизнь его проявленного существа управляется с
одной стороны законами, утверждаемыми волей Атмана, а с
другой стороны - законами феноменальной безличной среды.
Подобно тому, как в Мире Ноуменальном жизнь Первообраза
слагается из его бытия в себе самом и бытия как часть
Divina Natura, так и в феноменальном мире жизнь конкретного
феномена зависит не только от него самого, но и от
совокупности всех других подобных. Аркан VIII есть учение о
законах космоса, слагающихся из двух групп: законов
личности и законов среды. Верховной доктриной Аркана VIII
является принцип причинности, закон чередования причин и
следствий. Этот Аркан учит, что подобно тому, как все вещи
в мире суть феноменальные отражения ноуменальных
Первообразов, так и взаимоотношения между ними, законы их
бытия, проявления и развития суть феноменальные проявления
законов Мира Первообразов, Мира Нагорнего. Аркан 0 есть
учение о грезе Брахмана как Самосозерцании в совокупности
взаимоотношений Его отдельных аспектов - Его отдельных
грез. В аспекте Аркана VIII Брахман созерцает Собственное
Космическое Сознание о Своих грезах отдельных. Созерцая
Себя в каждой отдельной грезе через сознания монад, Брахман
синтезирует отношения каждого проявленного феноменального
существа каждой монады, т.е. сознание ее об этом существе,
в Целое Самосозерцание Брахмана в феноменальной природе как
таковой, т.е. как среде, в которой протекают феноменальные
сознания отдельных монад, единичных грез. В аспекте Аркана
V Брахман также созерцает Себя в совокупности сознаний
монад, но это синтезирование протекает в Мире Первообразов.
Сознание монады в Аркане V лежит в Области Духа и оно
неразрывно связано с монадой как таковой, ибо именно
наличие этого сознания и утверждает самое бытие монады.
Сознание Божественное, Божественная Душа Аркана V есть то
же самое сознание монады, но обращенное к синтезу; иначе
говоря: постольку, поскольку монада Аркана V утверждает
свое бытие как часть в Целом, как аспект Вселенского Духа
утверждает свое индивидуальное бытие, - она сознает себя в
сознании Хе, в пассивной индивидуальности; постольку,
поскольку монада Аркана V утверждает свое бытие как
божественную субстанцию, как самодовлеющую реальность, т.е.
поскольку она провозглашает: "аз есмь" - она сознает себя в
сознании Божественной Души, ибо она попросту утверждает
присущее ей божественное достоинство без отношения к
последующему индивидуальному утверждению. Сознание Аркана
V, индивидуальность как таковая, в своей собственной
сущности и лежит поэтому на грани Абсолютного и
относительного, макрокосмичности и микрокосмичности монады.
В аспекте Аркана VIII Брахман созерцает Себя в совокупности
сознаний монад в присущих им относительных мирах;
синтезирование этих единичных самосозерцаний протекает уже
не в Мире Первообразов, а в мире феноменальном, в среде,
где происходит феноменальное самоутверждение единичных
грез. Созерцая Себя в двух аспектах: в аспекте Аркана VII и
в аспекте Аркана VIII, Брахман, тем самым, сознает каждый
феномен с двух сторон: во-первых, через сознание монады -
соответствующей единичной грезы, а с другой, через
совокупность тех соотношений тяготений и влияний, который
этот феномен имеет со всеми другими подобными. Таким
образом, Брахман каждое феноменальное проявление созерцает
в человеке через него самого и тем утверждает в его аспекте
окружающую среду, а во-вторых, через самые тяготения всех
других феноменов мироздания к имеющему появиться феномену,
т.е. через соответствующий этому феномену аспект среды, и
тем утверждает этот феномен как таковой. Эти два вида
Самосозерцания Брахмана - через ноуменальные монады и
феноменальную среду - утверждают два вида законов. Начало
Законодательное есть атрибут, неотъемлемо присущий
Реальности, Субстанции и только Ей одной. Самосозерцание
Брахмана есть творчество; творчество есть утверждение
законов; каждый вид Самосозерцания Брахмана утверждает и
свои законы. Оба вида Самосозерцания по Аркану VI подобны
друг другу, а потому совокупность законов среды подобна
совокупности законов Мира монад, Мира Горнего. Один вид
Самосозерцания Брахмана является Первообразом другого;
Законы Горнего Мира суть Первообразы законов среды.
Самосозерцание Брахмана через монады утверждает законы
индивидуальные. Брахман созерцает Себя в феноменальной
среде в аспекте Аркана VIII через расчленение Сознания о
ней с Сознанием Своего Единства; в этом Самосозерцании
Брахман как бы эманирует Свое Сознание в недра Им же
порожденной грезы. Жизнь феноменальной природы
осуществляется относительным движением; созерцая Себя в
этой природе, Брахман рождает в Своем Сознании
относительное движение Своих отдельных грез. Вот почему
жизнь мира, Самосозерцание Брахмана, есть пульсация
Божественного Сознания. Созерцая Себя в Атманах, Брахман
созерцает Себя в их пульсирующих сознаниях. Сознавая Себя в
феноменах или относительных синтезах, Брахман утверждает их
в им свойственных сознаниях и тем восстанавливает
Первообразы и Всеобщий Синтез.
Аркан IX есть учение о Тройственной Триаде как
абсолютной системе равновесия Духовной Субстанции,
утвержденной в выявленных Ею атрибутах. Принцип
Тройственной Триады гласит о тройном утверждении
субстанционального Первообраза в бытии как таковом, т.е. в
своей собственной единой и нераздельной сущности, в бытии в
совокупности эманированных им во вне его сущности аспектов
- единичных атрибутов и в бытии в каждом отдельном
единичном аспекте. Первый Тернер Арканов утверждает Эйн Соф
в Себе Самом в Его трех Ипостасях; второй Тернер Арканов
утверждает Эйн Соф в совокупности индивидуальных монад;
третий Тернер Арканов утверждает Эйн Соф в каждой отдельной
монаде. Аркан IX есть учение об утверждении и познании
человеком на пути своего бытия своей индивидуальности, о
независимости и обособленности его проявленного
существа. Утверждение индивидуальности осуществляется
Атманом последовательным объективированием и утверждением
всех его единичных потенций согласно свойствам и законам
каждой из них. Атман, сознавая себя в монаде, претворяет
свое самосозерцание в тот вид, который соответствует среде
в данном отдельном случае. Утвердив себя в феноменальной
природе, выявив все заключенные в нем потенциальные
аспекты, Атман, основываясь на них, воссоздает синтез и
поднимает свое сознание, благодаря чему все проявленное
вновь приближается к своим Первообразам и восстановляет их
в виде утвержденных синтезов. Аркан 0 есть учение о грезе
Брахмана как Самосозерцании в трех аспектах: в Своем
Единстве, в совокупности единичных грез и в каждой грезе в
отдельности. Созерцая Себя в аспекте Аркана IX, Брахман
утверждает все виды тональностей Своих, всю совокупность
Своих отдельных аспектов - единичных грез; сознавая Себя в
их сознаниях, Брахман утверждает все индивидуальности, все
обособленности, все единичности и, вместе с тем, Он сознает
их совокупный синтез по их Первообразам и Конечный
Нераздельный Синтез. Это утверждение единичных грез
протекает по относительным законам в свойственных им
сознаниях. Одновременным сознанием всех видов
Самосозерцания Брахман восстанавливает как Свой Целостный
Вселенский Первообраз, так и Первообразы всех относительных
синтезов в сознаниях, им свойственных. Таким образом, в
аспекте Аркана IX Брахман утверждает высшую дифференциацию
Своей грезы и восстанавливает Свое Космическое Единство с
возвращением Своего Божественного Достоинства всем
индивидуальным монадам.
Аркан X есть учение о целостности, единстве и
законченности мироздания, о перманентности его и вечном
круговороте его отдельных составляющих. Он имеет своей
доктриной верховной Великое Вечное Мгновение вселенной, он
учит о непрерывности творчества мироздания и непрерывности
возврата его в пралайю. Аркан X есть учение об эманировании
Абсолютным относительного через утверждение принципа
последовательности - закона причинности, непрерывности
течения причин и следствий. Этот Аркан учит о природе
всякой космогонии как выявлении из абстрактного
представления об Абсолюте принципов и законов - активных
деятелей, управляющих течением мировой жизни. Аркан X есть
учение об истинной природе утвержденного Первообраза, о
целостности и законченности его сущности и совокупности его
феноменальных утверждений. Аркан 0 есть учение о грезе
Брахмана как одновременном Самосозерцании во всех видах
Сознания. Одновременность, всеобъемлемость и единство
Самосозерцания Брахмана во всех единичных грезах Его
утверждают Его целостную космическую грезу в перманентности
ее целого и в вечном круговороте ее отдельных аспектов.
Сознание Брахмана скользит по Его мировому составу, Оно
вечно утверждает бытие единичных грез, Брахман вечно
сознает Себя в Своих отдельностях; в этом аспекте
Самосозерцания Он является космической силой созидания.
Утверждая отдельности в Своем Самосозерцании, Брахман вечно
приобщает их к Своему Синтетичному Целому, Он созерцает их
в аспекте их Первообразов в виде потенциальных возможностей
и, наконец, созерцает их в Своем Нераздельном Единстве; в
этом аспекте Самосозерцания Брахман является космической
силой разрушения, вечно переводящей все отдельности в
пралайю. Греза Брахмана есть Само Его Существо, когда Он
входит в нее Своим Сознанием, утверждает ее, проявляется в
ней и в ней познается, - вот почему Брахман есть вселенная.
Греза сама по себе есть лишь отражение Самосознания
Брахмана как такового. Он входит в нее, но она есть лишь
облик Его, - вот почему вселенная не есть Брахман.
Космическая греза Брахмана как Целостное Самосозерцание
Его, едина, но именно в ней Абсолютное расчленяется на
относительное. Утверждение раздельности Самосозерцания
Брахмана в единичных грезах осуществляется, таким образом,
динамическими сознаниями отдельных монад - Его отдельных
грез. С другой стороны, эти именно динамические сознания в
момент наивысшего самоутверждения каждой из них вновь
восстанавливают Единство Самосозерцания Брахмана.
Действительно, сознание всякой единичной грезы Брахмана,
утверждаясь в себе и в других подобных, подымается в
синтезе, и чем выше этот относительный синтез, тем более в
сознании монады отражается Космическое Сознание,
Свойственное Брахману, а потому Единое. Вводя в Свое
Самосозерцание принцип последовательности, Брахман, тем
самым, начинает Созерцать Себя в творчестве на пути
относительных космогонии. Устраняя этот принцип, Брахман
сознает Себя Вселенским Утвержденным Первообразом, как в
Его Единой Сущности, так и в совокупности феноменальных
утверждений. В этом Самосозерцании Брахман воссоединяет
воедино все аспекты Самосозерцания, соответствующие первым
десяти Арканам Священной Книги Тота.
Арканы второй декады суть аналоги Арканов Сефиротических, а потому Аркан 0, как Интеграл Бинера Арканов XXI и XXII, есть, действительно, Верховный Синтез, Истинное Вместилище и Средоточие всего учения и всех доктрин Священной Книги Тота. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|