- Оглавление -



ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

(Занятие начинается с десятиминутной медитации; один из участников опоздал и дожидался за дверью.)

Кэрол – Это не страшно, если вам приходится входить в комнату, когда остальные уже медитируют. Ведь медитация в том и состоит, чтобы сосредоточиться на своем дыхании, предоставив жизни со всеми ее шумами идти своим чередом. И какой бы шум вокруг не стоял, дыхание продолжается. Но я ценю вашу заботу о нас, которая выразилась в ожидании за дверью.

Возможно, у кого-то возникли вопросы в связи с последним вчерашним упражнением?

Вася – Я так и не понял, кто я. И это мешает мне понять, что такое психосинтез.

Кэрол – Кто вы? Существует такая формула: я – все и я – ничто. Но она не отвечает на ваш вопрос, она лишь указывает направление поисков. Потому что на ваш вопрос не сможет ответить никто, кроме вас.

Сегодня после обеда мы нарисуем диаграмму, которая позволит вам увидать освоенные ранее принципы психосинтеза в их взаимосвязи и получить соответствующий интеллектуальный опыт. Однако предшествующие дни работы были рассчитаны на то, чтобы побудить вас не столько задуматься над определенными вещами, сколько испытать их. Потому что наш ум, подобно телу и чувствам, способен служить лишь проводником, носителем опыта, а не его источником.

Клер – Итак, последние несколько дней мы пытались выяснить, можем ли мы присутствовать в себе. Присутствовать в себе означает занимать центральное положение по отношению к своим частям, принимая их все без осуждения и сознавая, что мы представляем собой целое, – то есть удерживая в поле сознания целостность, а не только какие-то определенные свои части. Сегодня утром мы хотели бы поэкспериментировать с тем, как такое сознание целого отражается на работе с другим лицом, какое воздействие оно оказывает на нашего клиента. Так что мы приглашаем вас принять участие в эксперименте. Для начала мы могли бы изучить эффект, вызываемый активным невербальным восприятием. Нам поможет в этом упражнение, которое выполняется следующим образом.

Вы выбираете себе партнера и становитесь лицом друг к другу, почти соприкасаясь ладонями. Затем вы определяете, кто из вас будет ведущим. Ведущий начинает произвольное движение руками. Второй партнер находится в роли активно воспринимающего: он полностью сосредоточивает внимание на этом непредсказуемом движении и пытается как можно точнее воспроизводить его, не касаясь ладонями ладоней ведущего. Движения выполняются молча, без комментариев. Затем партнеры меняются ролями. Необходимо также обращать внимание на то, что вы переживаете, будучи ведущим, и что – будучи активно воспринимающим. И отметить, совпадают ли в каком-то пункте ваши переживания как ведущего и как воспринимающего.

Хотя я уже говорила об этом, все же попрошу еще раз посмотреть, можете ли вы некритично отнестись к тому, что делается, можете ли вы не судить, не давать оценки, но просто позволить себе делать это, отстранившись от Критика. Ибо пытаясь управлять своим восприятием, вы нарушаете связующее вас силовое поле. В определенном смысле это напоминает практику медитации: когда является мысль, вы возвращаетесь к наблюдению за движением – и мысль уходит. Есть ли у вас вопросы?

Вера — Взаимодействие устанавливается лишь на уровне рук, или можно также смотреть друг другу в глаза?

Клер — Не имеет значения, как именно устанавливается контакт с партнером. Вы сами должны определить, что вам для этого нужно. Каждый из вас может установить контакт по-своему. Посмотрите, как именно вы этого достигаете.

Галя — Движения осуществляются в любой плоскости?

Клер — Будучи ведущим, вы можете делать любые движения.

Вася — Так может быть, пусть одна пара с помощью руководителей проделает все это, а мы посмотрим, как это надо делать правильно.

Клер — Смысл этого эксперимента в его спонтанности. Тут не может быть "правильного" и "неправильного".

(Выполняется упражнение)

А теперь, когда мы закончили, не расходитесь, пожалуйста, а обменяйтесь с партнером своими ощущениями. Поговорите об этом буквально пару минут. Затем запишите самое главное из того, о чем вы говорили. (Пауза)

Возможно, кто-то теперь хотел бы поделиться с нами своими впечатлениями?

Оксана — Мне было приятнее находиться в роли ведущего, нежели пассивного участника событий. Роль ведущего предполагала какой-то поиск, выбор каких-то положений. Роль пассивного партнера была менее приятна, нельзя сказать, чтобы совсем неприятна. Вследствие этого эксперимента я поняла, что приятнее всего для меня некое нейтральное положение.

Клер — В числе прочего этот эксперимент позволяет выяснить, какую из двух ролей мы находим более творческой. И задуматься над тем, какие творческие возможности заключены в другой, противоположной роли. Он позволяет нам также выяснить, в какой роли мы способны к большей концентрации внимания. Иногда пассивное, воспринимающее состояние ассоциируется у нас с отсутствием активного внимания. Между тем подлинно исследовательское состояние – это именно состояние активной восприимчивости.

Люба — Мы работали в паре с Галей, а Наташа – в паре с Женей. Когда я и Наташа играли пассивную роль, мы обе стали себя очень плохо чувствовать.

Наташа — Я бы не сказала, что плохо...

Люба — Ну, хорошо. Значит, я стала себя плохо чувствовать: сперва возникло тепло, потом напряжение, а затем боль в кистях рук. Когда я стала ведущей, тепло осталось, но появилась легкость.

Галя — У меня было ощущение, что она не хочет за мной двигаться, она уходила от меня. И это создавало во мне какой-то дискомфорт. Пассивная роль давалась мне гораздо легче – я руками чувствую, куда надо двигаться, мне даже не надо глазами следить за этим.

Клер — В вашем опыте можно отметить ряд моментов. Уже только благодаря общению наших тел между нами возникает энергетическое поле взаимодействия, в котором наши установки представлены в форме телесной энергии, то есть вполне ощутимо. И поэтому, обращая внимание на такие простые ощущения как тепло, дискомфорт, напряжение и т.п., мы можем определить свои установки, чувства, представления – все компоненты своего отношения к ролям ведущего и воспринимающего. Столкнувшись с этим фактом в своем личном опыте, мы начинаем обращать больше внимания и на то, что сообщаем клиентам невербально, одним лишь своим присутствием.

Тут произошло еще одно интересное взаимодействие, и мне хотелось бы сказать пару слов по этому поводу. Если я правильно поняла, вы, Наташа, не захотели, чтобы ваш опыт описывал кто-то другой?

Наташа — Да, потому что у меня были другие ощущения.

Клер — Спасибо. Тут мы встречаемся с другой важной разновидностью поведенческих реакций, которые желательно было бы попытаться взять под контроль. Вы почувствовали, как важно иметь возможность самому сформулировать свой опыт без того, чтобы кто-то предварительно описал и объяснил его по-своему. Подобным же образом, когда вы работаете с клиентом, очень важно дать ему возможность самому ответить на вопрос "кто я", не предлагая своих ответов, которые бы заключили его в рамки вашего личного опыта. Так что я призываю вас просто обращать внимание на эти нюансы во время выполнения такого рода упражнений.

Сергей — У нас возникла интересная ситуация. Лично мне было несколько проще вести движение, нежели воспринимать его. Я заметил, что в жизни у меня наблюдается такая же тенденция к быстрому движению и подтягиванию за собой своего окружения. Хотя я при этом следил за тем, поспевает ли за мной мой партнер. Но в ситуации, когда мне пришлось быть ведомым, к концу эксперимента я почувствовал – и, как потом оказалось, мы почувствовали это одновременно – что у нас фактически исчезли роли ведущего и ведомого; были просто какие-то совместные движения.

Кэрол — Может это прозвучит банально, но представьте, что то же самое произошло в ваших отношениях с клиентом.

Саша — У нас возникла даже еще более интересная ситуация. Мне приятнее было быть ведомым – это было легко и увлекательно, – но в конце опыта у меня возникло и стремительно стало нарастать ощущение, что я стал ведущим: я делал руками что хотел, причем движение были очень быстрыми. При этом мой партнер (ведущий) не заметил смены ролей. Я поражен.

Егор — Я продолжал ощущать себя ведущим и в роли ведомого, то есть я лидировал даже в роли ведомого. Я получил наслаждение оттого, что справляюсь с задачей, что он не может загнать меня в тупик и что я выхожу победителем. А когда я был ведущим, я тоже испытывал радость и даже радостное злорадство оттого, что я его загонял.

Клер — Один из моментов, на который мы хотели бы обратить ваше внимание – это способность воспринимающего буквально пленять того, кого он воспринимает. Есть и такой нюанс: действительно ли мы воспринимаем другого человека в процессе восприятия, или же процесс этот протекает по имеющейся у нас "повестке дня"? Нередко мы считаем, что позиция слушающего и вообще воспринимающего – это пассивная позиция. Теперь же мы обнаружили, что воспринимающее сознание – это большая сила. Поэтому очень важно все время следить за тем, что вы испытываете, будучи воспринимающим.

Кэрол — Следующее упражнение позволит вам углубить работу в этом направлении. Оно тоже будет проводиться в паре: один из партнеров будет играть роль пациента, а другой – психотерапевта. В задачу пациента входит сосредоточиться на какой-то своей проблеме, например, неврозе – усилить ее, а затем невербально разыграть перед психотерапевтом в таком утрированном виде. Тут вам придется использовать все свои артистические задатки; при этом следует стремиться реально переживать разыгрываемую проблему – во всяком случае, сознавать, что вы переживаете.

Психотерапевт в это время должен действовать в двух направлениях. Сперва он должен позволить себе полностью погрузиться в драму, переживаемую пациентом, пережить ее, узнать изнутри. Затем он, когда сочтет нужным, должен отстраниться от проблемы пациента и сосредоточиться в своем собственном центре. И сказать себе, что переживание проблемы – это лишь часть данного лица, а не все лицо в целом. И пребывая в том месте, из которого он спрашивает "кто я", месте покоя, ясности и невовлеченного наблюдения, психотерапевт должен спокойно напомнить себе, что в этой страдающей личности есть такой же центр, "я", что она есть центр, который имеет проблему. После этого психотерапевт должен сосредоточиться на восприятии пациента как целого, отстранившись от его проблемы как таковой. Весь этот процесс протекает очень быстро, просто описывать его долго. Проделав сказанное, необходимо опять погрузиться в переживания пациента, затем опять отстраниться от них, то есть повторить эти переходы несколько раз. Возможно, в начале вы будете ощущать некоторую отстраненность от пациента, но в ходе последующих повторений ваша связь будет становиться все более глубокой.

Все это время пациент действует в одном ключе. Будучи пациентом, позвольте себе просто по-настоящему погрузиться в переживание своей проблемы – у всех нас есть какие-то проблемы. Вы можете настолько раствориться в своей проблеме, что совершенно перестанете сознавать присутствие психотерапевта; но не это ли происходит иногда с пациентом в действительности? Все же, находясь в этом состоянии, обращайте внимание, сознаете ли вы разницу в отношении к вам со стороны психотерапевта. Итак, это эксперимент как для пациента, так и для психотерапевта. Он будет длиться не более пяти минут, затем партнеры меняются ролями. Есть ли у вас вопросы?

Егор — Может ли пациент что-то говорить?

Кэрол — Нет, оба партнера молчат. Пациент выражает свою проблему мимикой, жестами, состоянием. Это упражнение на внимательность, оно позволит нам ответить на очень серьезный вопрос: что делает наше внимание во время встречи с клиентом.

Вася — Если я правильно понял, психотерапевт должен отождествляться с пациентом?

Кэрол — Попытаться сделать это, по крайней мере.

Егор — А потом сесть, закрыть глаза и уходить в себя?

Кэрол — Нет, закрывать глаза не надо. Экспериментальная ситуация максимально приближается к реальной ситуации психотерапевтического приема. Сосредоточиваясь на себе, вы не "уходите в себя", вы остаетесь сосредоточены на пациенте, но по-иному: вы сосредоточиваетесь на пациенте как на "я", которое имеет проблему, но не исчерпывается, не является ею.

Поскольку это и следующее упражнение предполагает невербальный диалог, желательно расставить стулья соответствующим образом – один напротив другого.

(Выполняется упражнение)

Возможно, кто-то хочет рассказать нам о своих ощущениях в роли психотерапевта и пациента?

Вера — Когда я была психотерапевтом, то к концу первого цикла упражнения ощутила свою профессиональную несостоятельность. Я действовала по инструкции: вошла в ощущения своего пациента, вернулась к себе в центр, посмотрела на пациента как на центр – и уже больше не смогла рассматривать его иначе, то есть как безотносительную к центру проблему. Я чувствовала, что я уже больше не психотерапевт, так как считала, что психотерапевт должен глубже разобраться в проблеме как таковой. Между тем я не могла ни покинуть свое центральное положение, ни отрешиться от видения пациента как центра. На этом мы упражнение закончили. Оказалось, что мой пациент выздоровел. Это было странно, поскольку не вписывалось в мои представления о том, что должен делать и как должен чувствовать себя психотерапевт. Таким образом, я получила опыт, корректирующий мою психотерапевтическую позицию.

В роли пациента я ощущала колебания позиции психотерапевта. Для установления контакта было важно ощущение того, что он входит в мое положение. В дальнейшем его попытки взглянуть на меня как на центр оказывались именно тем, что мне нужно было как пациенту: каждый раз я чувствовала, что я – это не только моя проблема.

Но когда мы повторили это упражнение, я драматизировала свою проблему и в первый момент почувствовала, что мне необходимо сострадание психотерапевта – его непосредственная жалость, физический контакт, покровительство. Когда он дал мне такую поддержку, его дальнейшее отношение ко мне как к центру меня уже не устраивало. Оно вызывало агрессию, недоверие. Возможно, из этого нужно сделать вывод о том – во всяком случае, у меня такое чувство, – что психотерапевту следовало более поверхностно входить в мою проблему, поскольку непосредственное удовлетворение моей потребности в покровительстве повлекло за собой последующую агрессию с моей стороны ("почему это не продолжается?") и потерю контакта.

Клер — Очень интересные наблюдения.

Андрей — В результате того, что я побывал в роли пациента, у меня возникло впечатление, что раньше я работал с пациентом неправильно. Я пытался вжиться в проблему пациента и тем самым провоцировал его погружаться в нее еще глубже. Я не видел пациента как целое, я видел его как его проблему. И это упражнение очень помогло мне. Я понял, что когда на меня смотрят как на целое, проблема моя перестает быть такой всеобъемлющей. Она как бы отдаляется от меня, отделяется и занимает надлежащее ей место. Тем самым появляется возможность с ней работать.

Саша — Я был настолько отождествлен со своей проблемой, что не чувствовал психотерапевта совершенно. Когда я был психотерапевтом, инструкции ваши вылетели у меня из головы и, возможно, я их не совсем точно выполнял. Сперва я отождествился с переживаниями пациента, то есть попытался переживать то, что переживает он. А потом, не растождествляясь с пациентом, я в себе же, в своем переживании пациента нашел в нем (пациенте) его центр, И мое сознание, помраченное проблемой пациента, прояснилось – я стал очень восприимчивым и спокойным; то есть, не растождествляясь с пациентом, я обрел по отношению к нему свободу действий. Иными словами, в отождествлении с помраченностью теперь присутствовала ясность. Но мой пациент ничего не почувствовал.

Галя — Речь идет обо мне. Может быть, это произошло потому, что мы, послушав вас, решили полностью погрузиться в свои проблемы. Но ведь такие пациенты тоже встречаются.

Клер — Встречаются, и очень часто. Вначале пациент может не чувствовать того, что передается ему от психотерапевта. Точнее, вначале он может не реагировать на это. Потому что он поглощен своей драмой. Но если психотерапевт продолжает сознавать пациента как центр, то в конце концов такое же сознавание пробуждается и в пациенте.

Кэрол — Разумеется, это вовсе не означает, что психотерапия сводится к молчаливому сидению рядом с пациентом. Речь идет просто о фундаментальной установке, о постоянном отношении к пациенту в течение всего сеанса, что бы на нем ни происходило.

Клер — Я хочу сделать то, чего никогда не позволяю себе, находясь в роли психотерапевта, – я хочу поделиться с вами некоторыми своими наблюдениями и высказать некоторые соображения. Слушая выступавших, я с удовлетворением отметила, что в вас была какая-то часть, которая наблюдала все, что видит, не давая ему никакой оценки. И мне хотелось бы, чтобы все обратили внимание на то, что эта часть наблюдала также, что вы делали, пытаясь не допустить чего-либо или давая ему негативную оценку. То есть все выступавшие воспринимали нечто важное и действительно ценное, ясно сознавая при этом, как ведет себя их критическая часть. И опыт их можно рассматривать как пример того, что в центре, в себе обретается не только ясность восприятия клиента, но и способность следить за своими проявлениями, управлять ими.

В психосинтезе существует понятие бифокального видения – знаете, есть такие очки, где стекла состоят из двух разных половинок? Бифокальное видение – это способность сознавать, что мы воспринимаем, следя в то же время за тем, как мы на это реагируем. То есть мы сознаем при этом одновременно два уровня – "вход" и "выход"*.

* Бифокальное ("двухфокусное") видение соответствует синопсису ("одновременное видение") грекоязычной традиции. Клер здесь указывает на частный случай такого видения (см. далее). – Прим. ред.

Кэрол — Это своего рода самотерапия. Например, наблюдая за собой, я замечаю, что говорю клиенту что-то не то. Вместо того, чтобы отругать себя за это, я спрашиваю, каковой была моя действительная мотивация. И оказывается, что сказала я это из благих побуждений, просто выразила их неудачно. В психосинтезе индивидуальный сеанс становится по существу групповой психотерапией.

А теперь давайте перейдем к следующему упражнению. Оно является развитием предыдущего и состоит из двух частей. Первая часть напоминает известную вам медитативную практику наблюдения за дыханием с той только разницей, что здесь я иногда буду просить вас смотреть одновременно на своего партнера, то есть будет иметь место визуальный контакт с одновременным сосредоточением на дыхании. Во второй части один партнер будет рассказывать о том, что он испытывал во время первой части, а второй партнер будет делать то, что он делал в роли психотерапевта в предыдущем упражнении. Затем партнеры поменяются ролями. Таким образом, упражнение включает в себя совместное переживание в первой части, а также рассказ и восприятие рассказа об этом переживании во второй части. Это еще больше приближает нас к ситуации действительного психотерапевтического сеанса.

Итак, в первой части говорить не нужно. Но очень важно сидеть лицом к лицу, и поэтому стулья, я думаю, следовало бы расставить соответствующим образом.

А теперь закройте глаза и обратите внимание на дыхание. (5) Все мысли уходят. (5) Просто дышите. (10) Когда появляются мысли, просто возвращайтесь к наблюдению за дыханием. (10) А теперь откройте глаза и посмотрите на своего партнера... одновременно наблюдая за своим дыханием. (5) Теперь закройте глаза и продолжайте наблюдать за дыханием. (15) Очень медленно откройте глаза и снова посмотрите на партнера... Глядя на партнера, воспринимайте в то же время свое дыхание. (10) Теперь закройте глаза. (15) Откройте глаза, посмотрите на партнера, продолжая сознавать свое дыхание и не забывая сознавать партнера. Не переставайте двигаться от сознавания себя к сознаванию другого лица и обратно. (5) Затем снова закройте глаза. (10) Возвращайтесь к дыханию. (15) Теперь снова откройте глаза. И на этот раз посмотрите на своего партнера как на объект, как на вещь, – так, как если бы вы рассматривали в микроскоп что-то очень интересное. (10) Теперь закройте глаза. (5) И вернитесь к дыханию. (10) А теперь открывайте и закрывайте глаза, когда захотите. В течение нескольких минут вы будете закрывать и открывать глаза по своему усмотрению. (60) Если вам трудно, закройте глаза и обратитесь к дыханию. (10) Просто вернитесь к дыханию. Если вы находите в себе силы поддерживать бифокальное видение, то есть одновременное сосредоточение на дыхании и на партнере, можете открыть глаза и смотреть на партнера. (25) Если вас отвлекают какие-то звуки, просто возвращайтесь к дыханию. (15)

Теперь мы переходим ко второй части упражнения. Один партнер рассказывает другому, что он испытывал во время первой части упражнения. Говорите, пожалуйста, только об этом, а не о своих переживаниях вообще. Второй партнер занимает центральное положение и молча воспринимает происходящее как целое. Таким образом, это упражнение в присутствии – целостном присутствии в ситуации слушания другого лица. Итак, один партнер рассказывает, а второй при этом присутствует. Приступайте.

(Выполняется упражнение)

Итак, это был новый шаг вперед. Что вы испытали на этот раз? Иногда интенсивность такого бифокального контакта столь высока, что мне становится трудно его поддерживать. Похоже, некоторые из вас тоже почувствовали это.

Егор — Да, у меня это выразилось в форме истерической реакции смеха.

Андрей — По-моему, усталость вызывается все-таки не столько контактом с партнером, сколько внешними отвлекающими факторами. Мне не сложно было поддерживать это состояние, состояние само по себе интересное, когда ты наблюдаешь свой процесс восприятия со стороны как беспристрастный наблюдатель. И тогда отмечаешь колебания восприятия – образно говоря, это напоминает езду по ухабистой дороге.

Марина — Можно ли практиковать это упражнение с клиентами, впервые пришедшими на прием? Я спрашиваю потому, что оно помогло мне почувствовать своего партнера гораздо лучше, чем предыдущее упражнение.

Кэрол — Это зависит от клиента – может ли он выполнять такое упражнение. Но даже если он не может, вы можете делать это сами в течение всего приема. Я всегда начинаю прием с короткой медитации, иногда ко мне присоединяется и клиент.

Саша — Не могли бы вы пояснить смысл двойного внимания? Мне показалось, что оно значительно затрудняет сосредоточение на партнере. Я сильно устал.

Кэрол — Возможно, это связано с тем, что ваше внимание поглощается идеей необходимости поддерживать какое-то особое внимание, анализом того, правильное ли у вас внимание или неправильное.

Термин "бифокальное видение" в данном случае обозначает переживание того, что вы действуете (говорите, смотрите и т.д.) и в то же время сознаете, что это вы действуете; то есть это одновременное сознавание центра и того, что происходит вне центра. Но центр – и мы еще будем говорить об этом подробнее после обеда – это алоним (второе имя) сознавания. И все мы действуем при посредстве этого сознавания. Слушание – это действие, наблюдение – действие, речь – действие, но с одновременным сознаванием. Таким образом, осознать центр – значит осознать центр, который у всех нас одинаков.

Клер — Имеется еще одно соображение в пользу такого контакта с клиентом. Достаточно очевидно, что если я буду уделять предпочтительное внимание некой идее или концепции относительно того, как следует воспринимать клиента, мое восприятие будет ограничено рамками идеи, я не буду замечать того, что осталось за этими рамками. То есть, говоря нашим языком, если я отождествляюсь с какой-то конкретной идеей, я отрезаю себя от остальных источников информации. Если же я могу занять центральное положение, отделив себя от идеи и увидав, что это не более чем идея, я могу получить значительно больше информации, просто наблюдая из центра за выражением лица клиента, его позой, оттенками интонации и т.д. Мои чувства становятся более открытыми тому, что входит в них извне.

Кэрол — Дзен-буддисты называют это "умом начинающего". Ум начинающего еще не окрашен благоприобретенным знанием, он ничего не предвосхищает и открыт всему тому, что раскрывается перед ним в настоящий момент.

Саша — Я обнаружил, что основным источником усталости была попытка нечто воспринять.

Кэрол — Да, попытка воспринять нечто весьма утомляет. Восприятие же не вызывает усталости – мы постоянно что-то воспринимаем. Вопрос состоит в том, что именно мы воспринимаем во время психотерапевтического сеанса.

Одна из целей упражнений на пребывание в центре – осознать, что нам нужно в роли психотерапевта, какие свои потребности мы удовлетворяем в ходе работы с клиентом. И научиться каждый раз сознавать их, не пытаясь задвинуть в темный угол. Тем самым мы каждый раз возвращаем себя в центральное положение, то есть осуществляем самотерапию.

А теперь давайте выполним еще одно упражнение. Оно также включает в себя две роли: клиента и психотерапевта. В роли клиента оставайтесь сами собой и рассказывайте в течение пяти минут о какой-то своей действительной проблеме, имеющей среднюю эмоциональную нагрузку, – проблеме, о которой вы могли бы свободно говорить с другим лицом. Разумеется это будет не просто проблема покупки мыла; возможно, это будет что-то, связанное с межличностными отношениями.

В роли психотерапевта вы должны молча слушать клиента, не произнося ни единого слова, даже слова "м-гм", и воздерживаясь от невербальных выражений – жестов, покачивания головой и т.д. Вы можете выражать свое фундаментальное психотерапевтическое отношение к клиенту только глазами и энергетическим полем. Вскоре у вас может возникнуть чувство необходимости вмешаться в происходящий процесс – поддержать клиента жестом или словом, подать ему какую-то блестящую идею; я говорю так, потому что у меня самой обычно возникает множество блестящих идей. Если это произойдет, просто отметьте, откуда исходит это желание вмешаться: для кого вы хотите высказать свою блестящую идею или продемонстрировать свой блестящий отклик на ситуацию – для себя или для клиента? И отметив это, просто воздержитесь от вмешательства. Разумеется, настоящее упражнение рассчитано не на то, чтобы научиться проводить реальный психотерапевтический сеанс в полнейшем молчании; но оно может помочь нам сбалансировать нашу привычку говорить слишком много. Этот эксперимент призван показать вам, что происходит, когда вы не говорите ничего.

Через пять минут вы поменяетесь ролями – теперь о своей действительной проблеме будет говорить другой партнер. И только после этого вы сможете поделиться друг с другом своими переживаниями в роли психотерапевта. Важно, однако, чтобы это не стало просто поводом поговорить о своих блестящих идеях.

Павел — В чем состоит эта работа, которая следует после молчания?

Кэрол — Я бы не стала разделять молчание и работу. Молчание сопровождает весь психотерапевтический сеанс. Вы молчите каждый раз, когда не вмешиваетесь в то, что говорит, думает или делает ваш клиент. И вы не просто молчите – вы слушаете своего клиента, и уже одно это делает ваше молчание целительным (не следует забывать и о бифокальном видении здоровых и "больных", страдающих частей клиента, видении клиента как целого).

Нам обязательно нужно учиться слушать клиентов, так как очень часто они приходят лишь для того, чтобы услышать самих себя. И наша задача – помочь клиенту почувствовать, кем он есть на самом деле, научить его помогать себе самому, опираться на свои собственные здоровые части. Иными словами, наша задача – дать ему возможность почувствовать, что он способен действовать самостоятельно. Если же мы его "спасем", он попадет в полную зависимость от нашего психотерапевтического гения. Разрешая его проблемы, навязывая ему извне нашу силу, мы лишаем его возможности обрести эту силу внутри себя.

(Выполняется упражнение; перерыв на обед)

Кэрол — Теперь мы хотели бы нарисовать и пояснить несколько диаграмм, которые позволят вам составить общее представление о проводившейся здесь работе.

1.   низшее бессознательное (безличное подсознание):
2.   среднее бессознательное (личное сознание);
3.   высшее бессознательное (надличное сверхсознание);
4.   поле сознавания;
5.   личное я;
6.   высшее Я;
7.   субличности;
8.   коллективное бессознательное.


Рис. 1

На первом рисунке вы видите своего рода "карту" индивида, карту содержаний индивидуальной психики. В центре карты – круг сознавания, который включает все то, что индивид сознает в себе в настоящий момент. Все то, что в настоящий момент не сознается, относится к сфере бессознательного. Круг сознавания расположен в области среднего бессознательного (обычно называемого личным сознанием), содержания которого сознаются легче всего, так как мы о них просто не помним.

Итак, круг сознавания – это круг сознавания того, кто мы. Помните, мы выполняли упражнение "кто я"? Снова и снова задавая себе этот вопрос, мы все больше углублялись в область сознавания, все ближе подходили к центру самосознавания, называемому в психосинтезе нашим личным "я" или эго. Прошедшие четыре дня наша группа работала преимущественно в области, расположенной между центром (1.5) и субличностями (1.7): мы пытались осознать свои субличности, расположенные в области личного сознания (1.2). Сознавая субличность, мы перемещаем ее в центральный круг, поле сознавания (1.4). И по диаграмме можно видеть, что субличность или субличности сознаются лишь тогда, когда мы занимаем центральное положение. Работа с субличностями, конечно, важна сама по себе, но она важна также и тем, что помогает нам отыскать это место, отождествляясь с которым, мы действительно остаемся собой, не прельщаясь какой-либо из своих частей.

В нижней части карты расположено низшее бессознательное – подсознание, определенно не сознаваемая территория, исследованием которой занимался Фрейд (1.1). Это область базальных биологических влечений человека, а также подавленных проблем и болезненных переживаний, вытесненных из поля сознавания. От содержаний этой области мы активно защищаемся; напротив, среднее бессознательное ("сознание") представляет собой нечто вроде нейтральной зоны или "камеры хранения" содержаний, не нужных нам в настоящий момент. Имеется, однако, еще одна область бессознательного, о существовании которой большинство психологов предпочитает умалчивать и в изучении которой особая заслуга принадлежит Ассаджоли. Это уровень высшего бессознательного или сверхсознания (1.3), область духовных влечений человека к творчеству, любви, справедливости, красоте, покою, состраданию, гармонии и т.д. Мы можем не всегда сознавать эти надличные, общие всем людям влечения, но действуем, исходя из них – помните, мы говорили о глубинной сущности, глубинных потребностях наших субличностей?

Наряду с надличными влечениями у человека, по мнению Ассаджоли, имеется также надличное Я – высшее Я, единое со вселенной (1.6). Существуют многочисленные свидетельства людей, представителей всех эпох и культур, которые переживали себя как нечто большее, нежели автономная личность, очерченная границами своего физического тела. Это расширенное, надличностное самосознавание и определяется термином "высшее Я"; оно представляет собой совокупность возможностей человеческого развития и служит связующим звеном между индивидуальными и всеобщими процессами, выступая источником надличных качеств, присутствующих в высшем бессознательном индивида. В сущности деление на личное "я" и надличное Я иллюзорно: первое, согласно Ассаджоли, является бледным отражением второго, и задача состоит в том, чтобы максимально приблизить это отражение к своему светоносному источнику, наполнить его светом ("привести в соответствие" с высшим Я).

Итак, поскольку личное "я" является отражением надличного Я, постольку в личном "я", центре сознавания, отражаются и указанные выше надличные качества. Поэтому все люди, занимая центральное положение по отношению к различным частям своей личности, испытывают одни и те же надличные переживания – они становятся каналами, проводниками энергий любви, покоя и т.д. Протекая сквозь нас, эти всеобщие энергии индивидуализируются, принимают личную форму. Иными словами, мы персонифицируем эти трансперсональные качества, подобно тому, как мы персонифицируем инстинктивные влечения, которые также имеют всеобщую имперсональную природу.

Таким образом, когда мы находимся в центре, мы можем вводить в поле сознавания как сверхсознательные, так и подсознательные энергии – мы можем вводить не только различные содержания в это поле, но и выводить их из него, выражать вовне. Тем самым центр сознавания ("я") становится организующим принципом всей нашей психики. В психосинтезе этот принцип называется "волей". На нашем семинаре мы не касались принципа воли ввиду недостатка времени. Однако существует великое множество упражнений, направленных на развитие сознательной воли, которая служит проведению принятых нами решений в жизнь и выражает смысл нашей жизни.


Рис. 2

Давайте теперь рассмотрим еще одну диаграмму. Это состоящее из субличностей (2.6) поле самосознавания (2.4), в центре которого находится "я" (2.5). И все это составляет единое целое. Некоторые субличности более близки к сознаванию, некоторые более удалены от него; некоторые находятся в инстинктивной, подсознательной области (2.1), некоторые- в области сверхсознания (2.3). Мы на семинаре работали преимущественно с теми субличностями, которые относятся к "сознанию" (среднему бессознательному – 2.2): содержания этой области "втягиваются" в поле сознавания легче всего. Но если такую работу продолжить, сознаванию будут открываться все более глубокие субличности из первых двух областей (2.1 и 2.3).

Кроме того, мы считаем, что каждая субличность, в свою очередь, состоит из известных трех уровней – подсознания, сознания и сверхсознания, – хотя слова эти не вполне отражают сущность обозначаемых ими явлений. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную, если верить карте (см. рис. 1), в нижней ее части.

Клер — Я хотела бы добавить. По мере того, как мы учимся сознавать свое центральное положение (2.5) и удерживаться в нем, для нас становится все более очевидным, что из этого места мы можем прилагать волю к изменению того, что его окружает. Лишь заняв центральное положение, мы можем преобразовывать энергии бессознательного в приемлемую для нас форму и тем самым осуществлять в своей жизни возможности, заключенные в подсознании и сверхсознании каждой субличности, актуализировать их энергетический потенциал. Поэтому битва за центр, за выход в центральную позицию по отношению ко всем своим частям становится центральной точкой всей психосинтетической работы.

Кэрол — Признаться, я чувствую себя довольно неловко в рамках излагаемых мною концепций, поскольку они не позволяют описывать некоторые формы доступного нам опыта. Недавно, например, я ясно осознала наличие в себе некоторых примитивных субличностей, которые обладают огромной жизнеутверждающей силой. Сегодня во всем мире растет понимание того, что народы, не затронутые цивилизацией, так живо воспринимают жизнь и живут так жизнерадостно потому, что под- и сверхсознание у них не разделены; сегодня многие исследователи начинают признавать тот факт, что многие первобытные люди – не все, но многие, в частности, шаманы, – способны были синтезировать в своем сознании высшее и низшее бессознательное.

Напомню, что все области этой карты (рис. 1) относятся к сфере бессознательного. И если мы будем продолжать работу, которую здесь проводили – работу по вхождению в круг сознавания и утверждению себя в его центре – то сможем, подобно шаманам, втянуть в конце концов в этот круг всю карту, сознавать целое, сознавать то, что вверху, и то, что внизу, – и пользоваться им.

Клер — Глядя на эту плоскую схему, может возникнуть впечатление, будто что-то здесь "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже". Но мы ни в коем случае не хотели бы, чтобы вы так подумали. Существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания; просто мы пытаемся обозначить различные группы извлекаемых качеств; но это вовсе не значит, что какие-то из них лучше.

Кэрол — Мы в Соединенных Штатах долгие годы пытались преодолеть пуританскую этику. Пуритане отсекли от себя целую часть – тело; они не хотели иметь ничего общего с телесными удовольствиями, полагая их плохими, неправедными. И потребовалось не одно столетие, чтобы понять, что жизненность – это такая же часть нас самих, как и все остальные. В связи с этим можно указать на один очень важный принцип, выявленный Ассаджоли, а именно, что отождествление с какой-то своей пребывающей в сверхсознательных эмпиреях субличностью делает человека столь же дезадаптивным, неприспособленным к реальной жизни, как и отождествление со своим инстинктивным началом. Поэтому действительная и единственная надежда для человека на данном этапе его эволюции состоит в том, чтобы "втащить" себя в поле сознавания; ибо это единственное место, где у нас появляется возможность выбора. Именно в этой центральной точке, в которой мы задаемся вопросами "кто я" и "зачем я живу", – именно в этой центральной точке выбираем действительно мы, и каждый наш выбор обусловлен исключительно целью нашей жизни. Из этой точки мы привлекаем в поле сознавания энергии из всех окружающих областей для того, чтобы с их помощью выражать свою волю.

Ассаджоли, создавший эту диаграмму (см. рис. 1), назвал ее "яйцом". Она служит картой индивидуальной психики, индивидуального бессознательного. А за пределами "скорлупы", обозначенной пунктирной линией, лежит коллективное бессознательное (1.8), в котором также имеются три уровня – высший, средний и низший – общие для всех людей. Не случайно эта линия пунктирна – мы постоянно черпаем отсюда архетипические содержания, как называл их Юнг. И одно влияет на другое: то, что происходит в коллективном бессознательном, влияет на индивидуальное, и наоборот.

Клер — Следует заметить, что у психосинтетического сообщества нет единой точки зрения на то, как именно следует "картировать" психику – споры по этому вопросу не стихают. Вот и сегодня, во время обеда у нас возникла горячая дискуссия; в конце концов мы решили подать эту схему в ее первоначальной форме, предложенной Ассаджоли, но с одним примечанием, а именно – не удивляйтесь, если в следующий раз она будет выглядеть иначе.

Кэрол — Вот почему мы не хотели показывать ее вам с самого начала. Неизвестно ведь, каким будет ваш собственный опыт. Если же опыту будет предшествовать схема, то впоследствии может возникнуть иллюзия, будто схема эта безусловно верна, будто это и есть ваш собственный опыт. Признаться, я лично не пользуюсь этой диаграммой уже лет пять. Но сегодня мы на общем совете решили воспользоваться именно ею, и я согласилась – ладно, пусть будет эта. Однако сейчас, когда дело сделано, я нахожу, что она не выражает моего личного опыта.

Клер — Сегодня утром мы говорили с вами фактически о том же: если вы слишком жестко отождествляетесь с какой-то конкретной мыслеформой, вы отсекаете себя от дополнительных – внешних и внутренних – источников полноценной информации. Будучи человеческими существами, мы нуждаемся в оформлении целого, придании ему формы. Но держаться за эту форму следует не очень сильно – так, чтобы иметь возможность отпустить ее для получения более глубокого опыта.

Кэрол — Есть хорошее выражение: "Карта – это не местность". По-моему, оно все ставит на свои места. Но у меня лично имеются сомнения по поводу самой карты. Они связаны, прежде всего, с разграничительными линиями между низшим, средним и высшим бессознательным: создается впечатление, будто низшее и высшее никак между собой не связаны, а это весьма сомнительно. И конечно же, не совсем верно располагать высшее Я таким образом. Потому что мой личный опыт говорит мне, что оно – везде. И этот опыт тесно связан с моими представлениями о смысле моей жизни. Я иду по жизни для того, чтобы находить свое Я в каждом своем переживании – в своих трагедиях, успехах и неудачах; я учусь на этом, и в этом смысл моей жизни. Высшее Я для меня – это не какое-то занебесное благо, это благо присутствует в жизни повсюду.

Максим — Существует ли какая-то связь между психосинтезом и тибетской мудростью?

Кэрол — Да, и не только тибетской. Наряду с психоанализом, Ассаджоли изучал также восточную философию. В своем психосинтезе он сплавил дух этой психологии и этой философии так, чтобы люди могли привнести их в свою повседневную жизнь. В психосинтезе эта философия и эта психология становятся очень практичными.

Клер — Итак, приняв к сведению то, что мы говорили о карте психики (рис. 1) с ее "верхом" и "низом", мы можем схематически обозначить путь психотерапевтического процесса:

Рис. 3

Этот путь может быть пройдет как в ходе одноразового приема, так и в ходе ряда сеансов. Встречаясь с клиентом, мы выясняем прежде всего, как он сознает переживаемую им проблему, о какого рода проблеме идет речь (3.1). Вовлекая его в работу с субличностями, мы постепенно углубляемся в осознание проблемы и соприкасаемся с подсознательным материалом (3.2) – подавленным гневом, влечением, неприемлемыми мыслями или чувствами и т.д. Привнеся их в поле сознания, мы идем дальше и привносим сюда те высшие – не люблю я слова "высшие", – те глубинные надличные качества, которые за ними скрываются (3.3). И, наконец, последний и особо важный этап работы состоит в "заземлении" полученного опыта (3.4): после того, как клиент осознал оба ранее не сознаваемых измерения своего существа, мы переходим к поиску путей выражения этого нового уровня само-сознавания клиента в его повседневной жизни. Мы пытаемся увидеть, какой теперь будет эта жизнь, смоделировать ее. И в конце приема или ряда приемов клиент может уйти с чувством, что отныне он даже посуду может мыть с новым уровнем сознания. Но чтобы быть в состоянии помочь моему клиенту закрепиться на новом уровне сознавания, я во время работы с ним сама должна находиться на этом уровне.

Кэрол — Существует еще один класс психотерапевтических ситуаций. Некоторые люди по тем или иным причинам непроизвольно попадают на уровень сверхсознания (3.3) и приходят к нам совершенно сбитые с толку. Дело в том, что сверхсознание – это уровень высоких энергий, сталкиваясь с которыми неподготовленный человек либо безусловно отождествляется с ними и тем самым деперсонализируется, теряет себя, либо в ужасе пытается спастись бегством от этой могущественной части своего существа. Если мы взглянем на диаграмму (рис. 3), нам станет ясно, что задача тут сводится к "заземлению", интеграции надличного опыта данного лица в его повседневную жизнь.

Иногда причиной такого спонтанного выхода на уровень сверхсознания может служить какое-то резкое жизненное потрясение или опыт предсмертных переживаний. Как известно, во время клинической смерти многие люди покидают тело и испытывают другие необычные переживания; возвращаясь к жизни, они нередко утрачивают смысложизненные ориентиры, так как видят жизнь уже совсем не такой, как прежде. Совсем недавно, например, у меня был случай с пожилой женщиной, которая во время клинической смерти покинула тело и испытала удивительное переживание жизни как света. Когда она вернулась в тело и обнаружила, что находится в реанимационном отделении, то впала в глубокую депрессию: она не хотела жить в теле – она хотела жить в свете. Поэтому моя задача состояла в том, чтобы помочь ей привнести свет, с которым она соприкоснулась, в ее повседневную жизнь. Таким образом, мы можем подниматься лишь до тех высот, которые можем заземлить, интегрировать с нашим повседневным уровнем бытия.

Галя — Можно ли рассматривать галлюцинации как соприкосновение со сверхсознанием?

Клер — Да, можно. В свое время у нас в стране было выдвинуто предположение, что многие из тех, кого диагностировали как шизофреников, в действительности соприкоснулись в себе с какими-то испугавшими их необычными способностями, с которыми они не смогли совладать. И то, что не удалось обычным врачам, удалось некоторым представителям преобразовательного направления психотерапии. Эти психотерапевты помогли пациентам заземлить их опыт, перевести его в формы, приемлемые для интеграции и выражения на уровне повседневного сознания; и оказалось, что никакие они не шизофреники, хотя симптомы практически ничем не отличались от шизофрении. Причина расстройства состояла в том, что сознание человека неожиданно расширялось до такой степени, что он терял себя в нем, думал, что сошел с ума, пугался и вверял свою судьбу в руки врачей-психиатров, отказываясь от контроля над ситуацией. Мы помогаем людям осознать, что такого рода расширенные переживания – это вполне нормальное явление. В Соединенных Штатах очень популярны различные опросы, охватывающие многие тысячи людей. Так вот, более половины опрошенных сообщили, что испытывали те или иные переживания надличной природы, о которых боялись говорить окружающим, полагая, что те сочтут их ненормальными.

(Заходит разговор о музыке как средстве вхождения в измененные состояния сознания и о музыкотерапии вообще.)

Кэрол — Кстати, этот разговор навел меня на еще одну важную мысль. Мы говорим здесь о различных методиках, способных вызывать в человеке какую-то ответную реакцию. Но психосинтез – это не методика. Психосинтез – это ценностная ориентация, это определенная точка зрения на естественный ход вещей. А для самого психосинтетика психосинтез – это образ жизни.

Мы используем в психосинтезе множество методик, разработанных самыми различными школами психотерапии. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы интуитивно почувствовать, что нужно данному клиенту, и выбрать из арсенала психотерапии ту методику, которая поможет ему соприкоснуться с самим собой, со своим "я". Для этого можно применять музыку или направляемое воображение, двигательные упражнения или гештальт-терапию, – что угодно. Для этой цели подходит все, что угодно. Таким образом, психосинтез не может быть сведен к какой-то конкретной методике. Я знаю людей, которые говорят: "О да, я применяю психосинтез – практикую со своими клиентами направляемое воображение". Но психосинтез – это не направляемое воображение. Я вижу, что вы понимаете это. И это важно.

Клер — А теперь мы приступим к заземлению опыта, полученного вами на этом семинаре. Мы хотели бы, чтобы вы в течение трех-пяти минут обдумали и записали ответ на следующий вопрос: что из того, чему вы научились на этом семинаре, оказалось для вас наиболее существенным, самым важным? (Выполняется задание)

Егор — Да что они так долго пишут, дайте я просто скажу!

Клер — Нет-нет, это не самоцель. Это необходимо для последующего упражнения. Но мне нравится ваш подход. (Пауза)

Итак в последний раз мы просим вас закрыть глаза... И сосредоточить внимание на ритме своего дыхания. (5) Просто сознавайте ритм своих вдохов и выдохов. (25) А теперь попробуйте растождествиться с тем, чему вы здесь научились, взглянуть на это со стороны. И выделите в нем какой-то один аспект, который представляется вам наиболее интересным. (20) И спросите себя, как вы привнесете в свою повседневную жизнь то, чему научились. Как вы примените это в своей повседневной жизни? (20)

А теперь, по возможности, визуализируйте себя, применяющим это. Визуализируйте обстановку, в которой вы это делаете. Где это происходит? Кто еще помимо вас задействован в ситуации? Какие тому сопутствуют обстоятельства? (20)

И размышляя над возможностью применения в своей повседневной жизни того главного, чему вы научились, подумайте о первом шаге на пути осуществления этой возможности. В чем будет состоять тот самый первый шаг, который вам нужно предпринять? (5) И как вы сделаете этот самый первый шаг? (5) С каким действием он будет связан? (15) Визуализируйте себя предпринимающими это действие. (20)

Попробуйте услыхать фразу, формулирующую ваше намерение применять в своей жизни то, чему вы научились. Фразу, которая, возможно, будет начинаться словами "я решил" или "я хочу". (25) И если вы чувствуете, что готовы сделать это, возвращайтесь сюда и медленно открывайте глаза. (10) И, как это уже у нас повелось, сделайте несколько заметок.

(Пауза)

А теперь мы проделаем так называемую "круговую работу". Пусть каждый из вас в двух словах скажет, что он решил или хотел бы сделать. Что из полученного вами на этом семинаре оказалось для вас, как вы чувствуете, наиболее существенным?

(В синхронном переводе, определившем характер ответов, последний абзац звучал так: "В чем вы усматриваете ценность семинара для себя лично?")

  • Возможно, это слишком сильно сказано, но для меня семинар был важен тем, что открыл мне новый уровень мышления и понимания психологии.

  • Узнала новое о себе и обрела метод получения этого нового в будущем. Собираюсь применять его и в работе с пациентами.

  • Усматриваю для себя ценность семинара также в двух планах: самопознания и профессионального применения полученного знания.

  • В какой-то степени задумался над собой и решил поинтересоваться литературой.

  • В личном плане удалось кое-что узнать о себе, а также обогатить методический арсенал. Осознание культурных различий с американскими коллегами обогатило мое понимание психосинтеза.

  • Самым ценным было общение с американскими коллегами, которые для меня как существа с другой планеты. Поражен свободой, спокойствием и легкостью в поведении и изложении материала. Общение с такими умными людьми побудило меня больше заниматься наукой. Ну, и конечно, знакомство с новым методом и самим собой.

  • Новый профессиональный подход к пониманию собственного поведения и поведения моих клиентов.

  • Ряд приемов понравился, но концептуальной целостности нет. Не вижу технологической цепочки. Осознал, конечно, что это полезно, но не вижу, чем это лучше того, что применяется у нас.

  • Самым ценным было общение с американскими коллегами. Новые мысли, идеи – это прекрасно.

  • Не могу пользоваться в своей работе чужими знаниями. Полученный опыт – залог того, что обретенные знания будут применены.

  • Вы сказали, что психосинтез – это образ жизни, и я вижу, что это в самом деле так. Пример заражает. Я теперь даже сидеть стала так, как Клер. (Клер имеет обыкновение сидеть, поджав под себя одну ногу.) Фрагментарность полученного знания дала импульс собрать всю возможную информацию о психосинтезе и поделиться ею с коллегами. Это – новый подход к проблемам, моим и моих клиентов. Возникло ощущение их разрешимости.

  • Большое спасибо за то, что научили по-новому думать о себе и о человеке вообще как части целого.

  • Осознал, что нужно быть крайне бережным к человеку. Испытал глубокую радость встречи с практикующими терапевтами, которые воссоединяют нас со вселенной. К сожалению, в нашей психологии верхняя часть психики обрублена.

  • Обнаружил того, кто мешает мне больше всего – внутреннего критика. Спасибо также за работающие методики.

  • Получила теоретическое обоснование собственных открытий, а также инструмент передачи этого знания.

  • Получил больше, чем ожидал. Новые методики, высокопрофессиональная работа, новые подходы – да. Но что произвело наибольшее впечатление – это новое отношение к человеку, вера в его силы. И я попытаюсь осуществить это отношение в своей практике.

  • Ощутил на себе воздействие психосинтеза как эффективной силы. Поразило то, что эффект возникает не отсрочено, а сразу. Осознал, что психосинтез – это не догматическая система, он подобен танцу.

  • Ощутил запах прекрасного блюда, но не успел его распробовать.

  • Вы подарили нам радость расширенного сознания, и мы понесем ее дальше.

  • Наконец-то убедился в правильности интуитивно используемых методов.

  • Осознал, что до сих пор работал с клиентами при помощи маленького и хорошо отточенного, но топора.

  • Психотерапия, несущая добро. Спасибо. Я понесу ее своим студентам.

  • Дома я всегда сижу так, как сидит Клер. И тем не менее, основным открытием для меня стало то, что у меня есть проблемы, и что с этими проблемами можно работать. Однако второе открытие меня несколько озадачило: я обнаружил, что психосинтез невозможно осваивать путем знакомства с литературой, чтения упражнений. У меня кончились кассеты, так что текст последнего упражнения пришлось записывать от руки, и я не смог погрузиться в то легкое трансовое состояние, достижение которого предшествует всем упражнениям такого рода. В результате у меня ничего не вышло, я не получил никаких спонтанных ответов, никаких образов. Возможна ли самостоятельная практика без помощи ведущего, который бы начитывал текст упражнения?

Кэрол — Это не проблема. Любое упражнение вы можете предварительно начитать на магнитофон.

Что ж, я счастлива, что мы, уезжая, не забираем с собой психосинтез.

Клер — Большое спасибо, что вы взяли нас с собой.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 672
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | Примечания Настоящий перечень носитвводно-ознакомительный характер, а список упомянутыхисследователей
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | Замечания по поводу диагностики и лечения Рассматривая вопрос
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 4. ФАЗЫ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЖЕНИЯ Теперь мы переходим к
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 3. РЕАКЦИИ НА ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ Реакции этой фазы
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 2. КРИЗИС, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ДУХОВНЫМ ПРОБУЖДЕНИЕМ Раскрытие канала, связующего
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 1. КРИЗИС, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ДУХОВНОМУ ПРОБУЖДЕНИЮ Чтобы вполне понять
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 4. ПСИХОСИНТЕЗ: ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ ПЕРЕСТРОЙКА ЛИЧНОСТИ ВОКРУГ НОВОГО
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 3. ПОСТИЖЕНИЕ СВОЕГО ИСТИННОГО Я: ВЫЯВЛЕНИЕ ИЛИ СОЗДАНИЕ
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 2. КОНТРОЛЬ НАД РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛИЧНОСТИ После того,
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | 1. ГЛУБОКОЕ ПОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ Для того, чтобы
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | Cхема личности Все эти исследования и разработки дают
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | Глава I ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОСИНТЕЗ Для начала
  • Р. Ассаджоли. ПСИХОСИНТЕЗ, Часть Первая | Глава II САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА Изучение психопатологических
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ Быть или казаться
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь