|
Т. И. Пашукова и др. (сост.) ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИТЕМА 9. ВОЛЯ Воля это способность (функция) человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Она осуществляется через произвольную и осознанную форму мотивации. Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия. Поэтому за волевыми усилиями, стоит особая активность, происходящая во внутреннем плане сознания, по мобилизации всех возможностей человека. Воля реализуется в виде побудительной и тормозной активности психики. Благодаря волевой регуляции познавательные психические процессы переводятся в разряд произвольных и становятся возможными усилия, позволяющие человеку осуществлять целенаправленную деятельность. Действия, контролируемые и регулирующиеся волей, бывают простыми и сложными. В зависимости от того, в какой мере индивид понимает значение своей волевой активности и приписывает ли ответственность внешним обстоятельствам или, напротив, собственным усилиям и способностям, определяют его локус контроля. При оценке человека по критерию "волевой-слабовольный" следует учитывать его способность создавать дополнительное побуждение к действию через изменение его смысловой стороны. От этого зависит инициация действия, а также сила, темп, скорость, длительность работы, преодоление внешних и внутренних (психологических) препятствий. Поскольку волевая регуляция определяется смысловыми изменениями в сознании, то она зависит от таких компонентов личности, как мировоззрение, характер смысловой сферы, убежденность. По критериям деятельности выделяют волевые свойства к которым относятся настойчивость, решительность, энергичность, упорство и пр. Из многообразия волевых свойств в практикум вошли исследования по определению субъективного контроля, настойчивости и импульсивности. Задание
26 Цель исследования: определить локус субъективного контроля. Материал и оборудование: тест-опросник, разработанный Е.Ф.Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера, бланк для ответов, ручка. Процедура исследования Методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Каждый испытуемый должен быть обеспечен индивидуальным текстом опросника и бланком для ответов. Бланк ответов представляет собой нумерацию утверждений, соответствующую тексту опросника. Инструкция испытуемому. "Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак "+", если не согласны знак "-". Помните, что в тесте нет "плохих" и "хороших" ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову". Опросник
Обработка результатов Цель обработки результатов получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности "Ио". Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе. Ключ
Анализ результатов Локус контроля это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям интернального, внутреннего, локуса контроля. Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу. 0 _______________¦______________ 44 экстернальный интернальный Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:
В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность. Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта. Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.
При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому "экстерналы" эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность. Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. "Интерналы" с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью. Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля. Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:
Исследования показали, что интерналы более популярны, занимают благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Они более благожелательны, увереннее в себе и терпимее. Лица с интернальным локусом контроля предпочитают недирективные методы воспитания и психокоррекции. А в работе с экстерналами важно позаботиться о снижении часто наблюдающихся тревожности и депрессии. Задание
27 Цель исследования: определить уровень настойчивости. Материал и оборудование: три пронумерованных бланка с наборами слов, бумага и ручка для письма, секундомер. Процедура исследования Исследование настойчивости экспериментатор проводит в паре с испытуемым. Испытуемого важно удобно усадить за хорошо освещенный стол. В процессе исследования испытуемому последовательно предъявляют бланки с наборами слов и просят составить из слов предложения. Трудность составления предложений из первого и второго набора слов практически одинакова, а из третьего набора составить предложение практически невозможно, но испытуемый об этом не должен знать. Инструкция испытуемому: "Используя все слова набора, напечатанные на бланке, составьте осмысленное предложение. Время Вашей работы фиксируется". Задача экспериментатора фиксировать время выполнения каждого задания по составлению предложений из набора слов и отмечать эмоциональные реакции испытуемого.
Обработка результатов В ходе обработки результатов сначала проверяют правильность выполнения испытуемым заданий, а потом сопоставляют время, затраченное испытуемым на составление каждого предложения, и высчитывают показатель настойчивости. Образец правильно составленных предложений из набора слов
Если первые два предложения составлены верно, то высчитывают показатель настойчивости "Рн". Показателем настойчивости служит отношение времени, потраченного на решение третьего задания, к среднему времени, потраченному на решение первых двух заданий:
T1 время, потраченное на составление первого
предложения; Анализ результатов Уровень настойчивости определяют по величине показателя "Рн" с помощью шкалы: Величина Рн уровень настойчивости: В ходе анализа результатов нужно учитывать длительность времени, потраченного испытуемым на решение задач. В целом, чем больше время, тем настойчивее человек. Под настойчивостью обычно понимают качество личности, связанное с умением и желанием добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние (психологические) препятствия. Настойчивость связана с особенностями развития произвольности психических процессов. Анализируя результаты исследования, важно сопоставить их с успехами в учебной деятельности студента и принять в расчет при составлении программы развития саморегуляции и самовоспитания. Задание
28 Цель исследования: определить уровень импульсивности. Материал и оборудование: тест-опросник В.А.Лосенкова, состоящий из 20 вопросов, к каждому из которых дана четырехбальная шкала ответов, ручка для письма. Процедура исследования Исследование может проводиться с одним испытуемым или с небольшой группой. Испытуемому предлагают текст опросника с четырехбалльной шкалой ответов по каждому вопросу. При работе группы исследователю нужно следить за соблюдением строгой индивидуальности в выполнении теста. Инструкция испытуемому: "Предлагаемый Вам тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного Вами ответа. В тесте нет "плохих" и "хороших" ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел Вам в голову". Опросник I. Если Вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите
его до конца?
1. Определенно, да. II. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные
замечания в свой адрес?
1. Определенно, да. III. Вы всегда выполняете свои обещания?
1. Определенно, да. IV. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного
настроения?
1. Очень часто. V. В критических, напряженных ситуациях Вы хорошо владеете
собой?
1. Да, всегда владею. VI. У Вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение? 1. Такое случается очень часто. VII. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки? 1. Определенно, да. VIII. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?
1. Да, определенно мог бы. IX. В словах и поступках Вы придерживаетесь пословицы:
"Семь раз отмерь, один раз отрежь"?
1. Да, всегда. X. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо
ворчит и задирает Вас, например, в автобусе или трамвае?
1. Так я реагирую почти всегда. XI. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?
1. Да, часто. XII. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро
к нему охладеть?
1. Определенно да. XIII. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства
незаслуженно Вас упрекает?
1. Определенно да. XIV. Вам кажется, что Вы еще не нашли себя?
1. Согласен, именно так оно и есть. XV. Может ли под влиянием каких-либо новых обстоятельств
Ваше мнение о самом себе не раз измениться?
1. Наверняка так. XVI. Обычно Вас трудно вывести из себя?
1. Определенно да. XVII. У Вас возникают желания, которые по разных обстоятельствам
неосуществимы?
1. Такие желания возникают у меня часто. XVIII. Обсуждая с кем-либо важные жизненные пробл"
мы, Вы замечаете, что Ваши собственные взгляды еще вполне
определились?
1. Да, часто замечаю. XIX. Случается ли, что такое-то дело Вам так надоедает,
что, не докончив его, Вы беретесь за новое?
1. Да, так часто случается. XX. Вы несколько неуравновешенный человек?
1. Определенно да. Обработка результатов В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности "Пи". Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника. В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4. Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствует балл 4; шкале 2 3, шкале 3 2 и шкала 1 равна 4 баллам. Таким образом показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов. Анализ результатов Импульсивность это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности "Пи", тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий. Если величина "Пи" находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно; если его величина от 35 до 65 то уровень ее средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов и они увлекаются то одним, то другим. Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца. Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом стоит учесть особенности локуса субъективного контроля. К HАЧАЛУ Библиотека Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|