Ежи Мелибруда. Я--ТЫ--МЫ

- Оглавление -




Часть Вторая
ЦЕННОСТИ И УМЕНИЯ


ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ

В жизни каждого из нас особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся в своих действиях и при оценке своих и чужих поступков. Существует множество способов понимания и анализа проблемы ценностей в рамках психологии и этики. Читателям, интересующимся этой проблемой, я посоветовал бы познакомиться с такими книгами, как "Психология ценности" Чеслава Матушевича и "Размышления о честной жизни" Тадеуша Котарбиньского. Здесь же, на страницах этой книги, я буду говорить исключительно о ценностях, непосредственно связанных с межличностным общением.

Если мы попытаемся тщательнее проанализировать совместную жизнь людей, объединенных в какую-то общность или группу, например семью или компанию друзей, живущих вместе в туристическом лагере, мы сможем обнаружить общие для всех членов группы представления и убеждения относительно того, что в поведении людей вредно и плохо, а что – желательно и хорошо. Эти общие представления об идеальных и желательных отношениях можно назвать общими ценностями. Мы попытались выделить такие ценности, которые, будучи сходными у всех членов общности, могли бы обеспечить известную автономность индивида, входящего в ее состав. Личностная автономия и чувство общности – это две основные ценности, на которых строятся хорошие контакты.

Вкратце автономию можно определить как право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы. Общность же означает дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей.

Когда обе эти ценности реализуются, это значит, что автономность и развитие личности достигаются не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей. Это очень трудная задача, над решением которой люди бьются уже тысячелетия как в рамках микрогрупп, так и на уровне общества в целом. Однако каждый из нас может поставить перед собой эту задачу, пусть хотя бы применительно к собственным возможностям. Я думаю, что мы часто полностью не используем свои возможности.

Теперь я представлю несколько ценностей, знание которых может помочь людям, заинтересованным в улучшении своих отношений с другими, выбрать определенные направления поисков. Эти ценности не являются законченной системой моральных предписаний, скорее их надо рассматривать как некоторый рекомендательный список, который может быть изменен и исправлен любым человеком, ищущим свой путь улучшения отношений в семье, компании друзей, рабочем коллективе, сообразуясь с их конкретными особенностями. Мне кажется, что к числу наиболее существенных ценностей можно отнести:

  • аутентичность и открытость,
  • возможность поиска и исследования,
  • готовность делать добро другим людям,
  • уменьшение угрозы для личности,
  • развитие личности и самоутверждение,
  • авторитет как право на руководство.

Эти ценности (а здесь дан их далеко не исчерпывающий перечень), указывая на определенные явления, поступки и ситуации, возникающие в ходе межличностного общения, могут помочь наметить направление поисков людям, заинтересованным в нахождении оптимальных форм взаимодействия с окружающими.

Аутентичность и открытость

Люди, реализующие эти ценности, дорожат искренностью взаимоотношений, стараются избегать фальши, обмана, лицемерия и нечестной игры. Они стремятся говорить то, о чем думают и что чувствуют, а не то, что должны говорить в соответствии с конвенциональными нормами или во имя того, чтобы произвести на окружающих хорошее впечатление. Они предпочитают отказаться от возможных выгод, если их надо завоевывать нечестным путем, лицемерием, скрывающим истинные мысли, желания и чувства. Они готовы пойти на разные трудности и хлопоты, которые часто становятся неизбежными, и верят, что делают это во имя чего-то по-настоящему важного и ценного.

Конечно, это непросто, и провозглашать такие ценности еще не значит иметь готовые рецепты, как реализовать их в жизни. Не следует понимать, например, аутентичность и открытость как право на ничем не ограниченное высказывание всех своих мыслей и чувств во всех ситуациях или как позволение делать все, что только захочется. Полное отсутствие ограничений в самовыражении может стать такой же сложной проблемой в межличностных отношениях, как и чрезмерно жесткие ограничения. Степень ограничений в самораскрытии зависит от целей общения, ситуации и индивидуальных особенностей всех участников контакта. Если открытость и аутентичность взаимодействующих людей адекватны ситуации, моменту и в равной степени присущи всем членам группы, у участников общения возникает чувство глубокого удовлетворения и единства.

Мне кажется, что большинство людей понимает ценность в жизни аутентичности и открытости. Однако они находят, что в конкретных социальных ситуациях реализация этих ценностей невозможна. Более того, достаточно часто люди считают, что отказ от мечтаний об аутентичности и открытости – это показатель определенной зрелости и знания жизни. Я полагаю, что такая позиция является результатом разочарований и недостатка собственного опыта, связанного с возможностью быть открытым и искренним. Подобная позиция оказывается заразительной, поскольку аутентичным и чистосердечным можно быть только в общении с другими людьми, а тот, кто отказывается от этой ценности, уменьшает также шансы на ее реализацию у тех, кто продолжает ею руководствоваться. Люди, отказавшиеся от этой ценности, часто думают так: "Нельзя быть до конца аутентичным, нельзя во всем и всегда быть открытым, ведь аутентичность и открытость – это наивные иллюзии".

Однако делать чрезмерные обобщения ошибочно, пусть даже они несколько уменьшают горечь расставания с былыми надеждами. По-видимому, принцип "все или ничего" применительно к разрешению трудных и многоплановых проблем межличностного общения приносит скорее вред, чем пользу. Этим принципом слишком часто руководствуются, чтобы обосновать решение отказаться от серьезных усилий.

Аутентичность и открытость в межличностных отношениях – это лишь указание на возможное направление изменений, и каждый шаг, который люди делают вместе по этому пути, ценен и неповторим. Самым важным является то, все ли участники взаимоотношений стремятся к этому, все ли верят, что такой путь возможен, все ли готовы вступить на него.

Возможность поиска и исследования

Подобная установка по отношению к миру и к самому себе очень важна и во взаимоотношениях с людьми. Она основана на исследовательском отношении к действительности, на готовности искать новые способы мышления и поведения. Люди, стремящиеся реализовать эту ценность, стараются постоянно искать возможности более полного и глубокого понимания себя и реальности, интересуются тем, что происходит на самом деле, не удовлетворяются быстрыми, поверхностными и простыми суждениями, постоянно задают себе вопросы. На первый взгляд кажется, что так должны вести себя лишь люди, занимающиеся научными исследованиями. Но я думаю, что неправильно было бы ограничивать значение такой ценности, как исследовательское отношение к миру, только сферой науки. Это ограничение порождается недостатками современной школы, которая не развивает у учеников исследовательскую установку по отношению к жизни, хотя это должно быть ее главной задачей.

Довольно часто люди приходят к выводу, что знают все, что уже не смогут увидеть или понять что-либо новое и интересное в мире и в себе. Картина мира у таких людей – законченная и неизменная. Но что более важно – любые поиски кажутся им не только чем-то бессмысленным, но и даже вредным, затрудняющим жизнь.

Познание – это форма активности человека, и так же, как и другие функции, оно может осуществляться механистично, стереотипно, в соответствии с устоявшимися образцами. В таком случае мир, люди, личность самого познающего кажутся ему хорошо знакомыми, однозначными и неизменными. Человек как бы замыкается в своем застывшем и не подлежащем переменам образе себя и мира. Возможность каких-то изменений во внешнем мире представляется ему ничтожной.

Человек часто привержен определенным суждениям и мнениям, а чувство уверенности в чем-либо дает ощущение безопасности. Люди в целом не любят расставаться с готовыми, привычными представлениями. Поэтому все поиски и открытия нового требуют известной смелости, готовности идти на риск.

Естественно, это не означает, что в своей повседневной жизни надо стремиться к каким-то важным открытиям и великим изобретениям. Речь идет о готовности к поиску новой информации, наблюдений, знаний, о готовности расстаться с устаревшими стереотипами, предубеждениями. О том, чтобы многократно перепроверять свои взгляды, менять старые суждения о мире, о людях, о себе на новые. О том, чтобы свежим взглядом посмотреть на много раз виденное, так, словно видишь это впервые.

Замечательно, когда каждый из нас признает эту ценность и стремится к поиску новых путей познаний и поведения. Но особенно важно то, чтобы указанные ценности разделялись всеми членами группы, объединенными системой межличностных отношений. Поэтому когда ценность исследовательского, экспериментального отношения к действительности в той или иной степени близка всем взаимодействующим людям, они могут очень многого добиться в результате совместных поисков. Они могут вместе искать новые и лучшие формы взаимоотношений и на практике проверять эффективность различных способов решения собственных проблем.

Готовность делать добро другим людям

Пожалуй, нет надобности специально обосновывать важность этой ценности, когда мы говорим об улучшении межличностных отношений. И хотя в ней никто не усомнится, мало кто полагает, что люди в достаточной степени ее реализуют.

Иногда для подтверждения того, что "так уж все в жизни сложилось, так было и так будет", люди апеллируют к не поддающимся проверке суждениям об эгоистической природе человека. Из этих суждений следует, что индивид в состоянии делать только то, что нужно ему самому. Я считаю такие суждения сбивающими с толку и не имеющими ничего общего с реальностью. То, что можно было бы назвать природой человека, в очень большой степени сформировалось в результате его отношений с другими людьми. Поэтому распространенность среди людей эгоистической установки указывает лишь на преобладающие особенности межличностного общения, а не на какие-то таинственные, может быть, заложенные в генах первопричины эгоизма.

Довольно часто приходится сталкиваться с точкой зрения, что добро, совершаемое для других людей, имеет ценность только тогда, когда во имя него приходится идти на какие-то лишения и утраты. Сродни этой точке зрения и другая позиция: если человек, делая кому-то добро, испытывает чувство удовлетворения, это кажется несколько подозрительным. Я думаю, что обе позиции являются в значительной мере упрощением. Действительно, бывает так, что на пути к совершению добрых поступков во имя другого могут встать собственные желания, и тогда возникает реальный конфликт между своими и чужими интересами. Моральная норма "посвятить себя другим" предполагает, что индивид пойдет на какие-то существенные потери для себя ради пользы другого человека. Однако очень часто такой конфликт в жизни не возникает, и делание добра другим не требует поступаться своими интересами, а подчас даже и выгодно самому человеку. В ситуациях, когда все участники взаимоотношений заинтересованы в повышении качества контактов, совершение добрых поступков означает также и удовлетворение общих интересов.

Реализация этой ценности означает прежде всего готовность оказать помощь другому, когда он в ней нуждается, но это означает также поступки, связанные не столько с просьбой о помощи, сколько с какими-то особыми возможностями, которыми обладает человек, чтобы сделать что-то ценное для других.

Признавая совершенно особое значение этой ценности, нужно помнить, что одни лишь готовность и желание сделать добро другим в очень многих ситуациях оказываются недостаточным условием для ее реализации. Так, очень часто добрые намерения должны сочетаться со способностью понять истинные потребности других и оказать им адекватную помощь. Во многих ситуациях межличностного общения не всегда ясно, что такое "делать другим людям добро". Некоторые склонны понимать это так: "Я буду делать то, что, как мне кажется, пойдет тебе на пользу", или: "Мне хочется сделать тебе что-нибудь приятное – прими это с благодарностью".

То, о чем было сказано, относится ко всем ситуациям межличностного общения, в которых можно сделать что-нибудь хорошее для другого человека. Однако в этом разделе особый интерес для нас представляют ситуации, возникающие в рамках достаточно сплоченных социальных групп. В таком случае любые попытки реализовать интересующую нас ценность имеют особое значение, так как появляется надежда на то, что они вызовут ответную реакцию и у каждого члена группы постепенно возрастет готовность делать добро другим.

Вообще хорошие друзья и знакомые, люди, связанные совместной деятельностью, как правило, в трудных ситуациях помогают друг другу. Видимо, в таких ситуациях деление на "своих" и "чужих" решающим образом определяет степень готовности делать добро. Более сложными оказываются ситуации, в которых не раздаются громкие призывы о помощи, в которых невозможно выделить две стороны: слабейшую, страдающую и нуждающуюся в помощи, и другую – более сильную, более обеспеченную и готовую идти на жертвы.

Можно совершать добрые поступки и в отношении человека, который не кажется слабее или хуже нас, но иногда, например из-за конкретных отношений, это оказывается вовсе нелегко. Следовательно, реализация этой ценности может означать также и готовность выйти из конфликта, быть выше повседневных интриг и погони за славой, властью и деньгами.

Безопасность личности

Выделение этой ценности связано с представлением о таком климате межличностных отношений, при котором в полной мере могут реализовываться другие ценности: открытость, исследовательское отношение к реальности и взаимопомощь. Если степень угрозы для индивида минимальна, он без страха и с чувством ответственности может пойти на рискованные поступки. При этом совершение ошибки не влечет за собой устрашающих последствий, и благодаря этому создается возможность учиться на собственных ошибках.

Безопасность – чрезвычайно важный фактор межличностного общения, одно из главнейших условий развития личности и ее творческого потенциала. Однако не все люди признают и разделяют эту ценность. Найдется немало таких, которые считают, что в некоторых ситуациях очень желательно, чтобы люди боялись, что для их же пользы нужно держать их в страхе, что таким образом можно достичь очень важных целей.

Манипуляция людьми с помощью страха и угроз, даже если и приводит к желательным результатам, вызывает у людей оборонительную реакцию, требующую затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями. В лучшем случае удается добиться лишь подчинения власти того, в чьих руках находятся средства угрозы. При этом люди, с которыми так обращаются, теряют способность к творчеству, самостоятельность, ответственность за свои поступки. Они беспокоятся больше о том, чтобы не оказаться в еще более угрожающем положении, а не о том, чтобы как-то улучшить, изменить или развить то, что они делают.

Уменьшение ощущения угрозы и усиление чувства психологической безопасности может быть ценностью, разделяемой всеми членами какой-то определенной социальной группы. Например, в семье все высоко ценят любые усилия уменьшить число взаимных угроз, не манипулировать другими с помощью страха. То же самое может быть свойственно отношениям между мужчиной и женщиной, группе ровесников, классу и т.д. Реализация этой ценности нередко вызывает определенные затруднения на пути к достижению поставленных целей, поскольку порой во имя психологической безопасности приходится отказываться от простых, но менее ценных средств воздействия.

Развитие личности и самоутверждение

Каждый человек независимо от возраста способен к самоизменению. Особую ценность имеет определенный вид изменений – процесс личностного развития. Это чрезвычайно важный момент для межличностного общения. Реализация этой ценности позволяет человеку полнее проявить свои возможности. Это означает рост личности в целом, осуществляющийся в разных, но не противоречащих друг другу направлениях, которые возникают из личностных возможностей, стремлений и ценностей. Это может означать развитие интересов, умений, знаний, воображения, творческих способностей, готовности совершать добрые поступки, противостоять злу и несправедливости.

Утверждение и реализация личности не могут быть результатом лишь внешнего давления и требований извне. Ведь они есть следствие того, что, полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сам является автором своих действий и несет за них перед собой ответственность. Это оказывается возможным благодаря тому, что человек сознательно и целенаправленно делает свой выбор. В различные моменты жизни он может выбрать решения, облегчающие ему реализацию описываемой ценности, может своими выборами способствовать развитию своей личности, а может выбрать то, что тормозит его личностное развитие.

Сознательно и целенаправленно совершая подобный выбор решений, принимая их следствия, человек делает важные и существенные шаги на пути к самореализации и развитию своей личности. Этот процесс нередко проходит болезненно и бурно, но никогда не в изоляции от других. Люди могут безразлично относиться к развитию его личности, препятствовать этому, а могут сопереживать ему и даже участвовать наряду с ним в этом процессе. Считая, что личностное развитие и самореализация являются самостоятельными ценностями, мы подразумеваем не только перемены в нас самих, но и аналогичные изменения, происходящие с другими. Тот, кто признает и реализует эту ценность в своей жизни, будет также ратовать и за личностное развитие других, будет с готовностью помогать им в этом. Это может в первую очередь касаться поиска и установления форм взаимоотношений, способствующих развитию каждого партнера.

Авторитет как право на руководство

Авторитетом пользуются люди, обладающие, по мнению окружающих, особыми достоинствами, например знаниями, умениями, способностями. Такие люди ценятся очень высоко, и от них, как правило, многого ждут.

Следовательно, человек завоевывает авторитет не только благодаря каким-то выдающимся чертам личности, но и за счет того, что вокруг есть люди, которые особенно высоко оценивают эти черты и готовы признать приоритет над ними. Многие люди нуждаются в авторитетах. Эта потребность формируется в основном в детстве, в общении с родителями и воспитателями. У большинства есть свой собственный образ или модель человека, за которым они готовы признать авторитет, хотя часто этот образ полностью не осознается. В основе представлений об авторитете лежит некая концепция особых черт, которыми должен обладать авторитетный человек. Мне кажется, что далеко не всякая модель благоприятна с точки зрения межличностных отношений.

Из того, что говорилось выше, следует, что концепция авторитета, основанная главным образом на представлении о доминирующей позиции, о праве властвовать и манипулировать другими с помощью угроз и силы, не может быть ценной в плане повышения качества межличностных контактов. Эта концепция предполагает также, что обычные люди не способны сами контролировать свои действия и поэтому нуждаются в специальных руководителях, которые будут контролировать их и направлять в жизни. В общем и целом это не соответствует действительности, такое представление – чрезмерное обобщение того, что можно наблюдать в конкретных ситуациях при определенных условиях.

С точки зрения того подхода к людям, который мне хочется продемонстрировать в данной книге, концепция авторитета должна опираться на три принципиальных постулата.

Во-первых, обладатель авторитета – это личность, выполняющая функцию руководителя, помогающего другим людям искать их собственный путь в жизни. Человек, обладающий таким авторитетом, знает, что путей в жизни много, что важнее всего – направление и цель, которые ты ставишь перед собой, что самое главное, чтобы "свой путь каждый человек прошел сам".

Во-вторых, человек, занимающий авторитетную позицию, на собственном опыте знает, что в разные моменты жизни люди могут испытывать серьезные трудности, сомневаться в себе, терять надежду, отчаиваться и разочаровываться. В такие моменты авторитетный человек может оказать неоценимую помощь, поддержку, вселить надежду. В то же время он знает, что каждый должен уметь найти опору в себе. Способность эта формируется как раз тогда, когда полностью осознается своя слабость и необходимость встать на ноги самому.

В-третьих, благодаря тому что авторитетный человек выгодно отличается от окружающих людей своими замечательными качествами, он может служить моделью для других. Однако человек, обладающий таким авторитетом, должен осознавать, что сам он отнюдь не является тем идеалом, которому следует уподобить всех остальных независимо от их индивидуальных потребностей и особенностей. Поэтому он не должен навязывать другим то, что нравится ему самому, а подчас должен останавливать некоторых в их стремлении слепо копировать его, так как он знает, что некритичное отношение и преклонение препятствуют развитию личности. Он только возможный образец, другие могут что-то перенимать у него, но это дело их выбора. Он же своим авторитетом демонстрирует возможные способы поведения и мышления.

Так в предельно сокращенном виде выглядит набросок такой концепции авторитета, которая может стать одной из важных ценностей в установлении контактов между людьми.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1136
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФЕВРАЛЬ 1. Иисус же сказал ученикам Своим:
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ДЕКАБРЬ 1. Если старцы люди, умудренные опытом
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЯНВАРЬ 1. Однажды зимой Франциск шел с
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ МАРТ 1. Люди большею частью так относятся
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ АПРЕЛЬ 1. Помни, что разумение твое, имея
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ МАЙ 1. Если ты любишь, если молишься,
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИЮНЬ 1. Не падай духом и не
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИЮЛЬ 1. Разъяснять значит даром тратить время.
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ АВГУСТ 1. Тот, кто ищет учености, растет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь