Ежи Мелибруда. Я--ТЫ--МЫ

- Оглавление -



ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Каждый вид взаимоотношений протекает в рамках какого-то целостного уклада, который составляет социальное окружение общающихся людей. Это может быть семья, группа коллег, класс, школа, институт. Конкретные ситуации, в которых оказываются люди, задаются конкретным социальным окружением этих людей. Особенности социума влияют на характер отношений между людьми. Чтобы лучше объяснить механизм этого влияния, я хотел бы ввести понятие "система". Системами называются различного рода структуры, состоящие из взаимосвязанных и взаимно дополняющих друг друга элементов. Например, организмы являются системами, поскольку каждый орган находится в какой-то взаимосвязи с другими органами, а в совокупности они образуют некую динамическую целостность, являющуюся чем-то бóльшим, чем просто суммой сердца, желудка, мозга и т.д. Каждый из этих органов также является системой взаимосвязанных и совместно функционирующих тканей. В свою очередь ткань – это система клеток.

Социальные структуры, такие, как супружеская пара, семья, класс, – это тоже системы. Они объединяют отдельных людей, их взаимосвязи и взаимные влияния, различные принципы и нормы совместной жизни, способы связи и взаимодействия с другими системами. Говоря, что семья – это система, мы подразумеваем, что для лучшего понимания одного из членов семьи нужно понять и других ее членов, а также характер взаимоотношений между ними. Некоторые особенности всей семьи в целом могут стать определенными условиями, формирующими способ мышления, поведения и качество эмоциональных переживаний отдельных ее членов. Эти условия играют существенную роль в формировании всей совокупности взаимоотношений в семье. Их значение можно сравнить со значением почвы, из которой вырастают определенные узловые моменты общения, о которых я писал выше. Иногда все усилия людей, пытающихся как-то изменить эти моменты в желанном направлении, остаются безрезультатными, потому что все дело оказывается в особенностях почвы и необходимо специально заняться ее изменением. Поэтому, собираясь изменить отношения с кем-либо, важно учитывать те общие характеристики социальных групп, которые играют наиболее существенную роль в их функционировании.

Справедливое распределение благ

Не вызывает сомнений то значение, которое имеет способ распределения различного рода благ между членами системы. Отсутствие справедливости в распределении благ в рамках больших социальных систем испокон веков пробуждало к жизни мощные силы, толкавшие людей на вооруженные восстания и революции. Однако мне кажется, что в рамках меньших социальных систем, ограниченных небольшим количеством людей, значение этого момента достаточно часто осознается не в полной мере. Конечно, диспропорции в распределении благ в таких системах, как семья, супружеская пара, школа и т.д., не достигают тех размеров, что в отношениях между хозяином и невольником, но если проявляющаяся временами несправедливость в распределении благ остается за пределами сознания членов этих общностей, то в конце концов они оказываются не в состоянии понять, в чем же источник трудностей в отношениях.

Например, между членами семьи распределяются самые разнообразные блага: особенно вкусная еда, деньги, красивая одежда, обязанности, права, внимание и заинтересованность, интенсивность выражения чувств и прочее. Принципы распределения, которыми пользуются люди, основаны на самых разных критериях, и часто "справедливо" не означает "поровну между всеми". Нетрудно сформулировать следующее положение: справедливое распределение благ способствует установлению хороших отношений между людьми. Или в более категоричной форме: без справедливости в подобного рода распределении не может быть удовлетворительного состояния взаимоотношений. Несколько труднее определить, существует ли справедливость в рамках данной системы, так как объективную оценку отнюдь не всегда можно вывести из субъективного ощущения справедливости. Для того чтобы понять, справедливо ли распределяются блага, нужно установить, все ли заинтересованные лица согласны с теми принципами, на основании которых производится распределение. Важным представляется и то, насколько каждый из заинтересованных людей может фактически участвовать в формулировке этих принципов и насколько открыто он может выражать свое возможное недовольство или протест против принципов, не соответствующих его интересам и взглядам. Если не уделять достаточного внимания этим нюансам, то субъективное ощущение несправедливости, возникающее у отдельных людей, может негативно сказаться на характере отношений даже тогда, когда основной принцип распределения благ будет вполне справедливым.

Открытая связь с внешним миром

Анализируя характер связи различных систем с внешним окружением, можно выделить системы более и менее открытые, хотя порой трудно определить достаточно однозначную меру такой "открытости" миру или "закрытости" по отношению к нему. Например, семья, которая достаточно широко и разнообразно обменивается информацией со своим окружением, может считаться открытой. Сталкиваясь с различными взглядами, ценностями, способами мышления и поведения, такая семья ассимилирует их или отвергает. Естественно, что подобная открытость не означает подверженности буквально всем внешним влияниям, однако благодаря ей система получает возможность лишний раз проверить или освежить свои навыки, стереотипы мышления и поведения, взгляды и т.п. Это увеличивает шансы на развитие взаимных контактов между членами системы, поскольку наплыв новых впечатлений и влияний требует общих усилий для того, чтобы их ассимилировать или отвергнуть.

Конечно, чрезмерная открытость может стать причиной определенных проблем, так как внешние влияния могут поколебать уже утвердившиеся внутри системы способы мышления и поведения. Способность справиться с этими проблемами тесно связана с состоянием взаимоотношений. Я имею в виду прежде всего внешние влияния, которые неизбежно возникают в силу того, что человек одновременно является членом разных систем. Например, молодой человек – не только член семьи, но и ученик какой-то школы, член компании одноклассников, спортсмен, посещающий спортивную секцию. Он приносит домой мнения и установки, которые перенимает в других социальных группах, и это может превращаться в проблему, над разрешением которой бьется вся семья. Точно так же и другие члены семьи приносят извне какие-то взгляды, что становится предметом разговора, дискуссии.

Основной чертой "закрытой" системы является ее изолированность от внешнего мира. Члены этой системы остаются в одиночестве со своими привнесенными извне проблемами, они не могут поделиться ими с другими членами семьи, и в силу этого между людьми поддерживается значительная дистанция. Им не удается ближе познакомиться с новой, поступающей извне информацией, что увеличивает риск застоя и избыточной рутинизации мышления и поведения. Типичным результатом развития отношений в замкнутых системах является определенная степень взаимного недоверия. Отсутствие желания поделиться с членами своей общности проблемами, которые возникли за ее пределами, связано с недоверием к способности этих людей понять и адекватно среагировать на рассказ. Нередко негативные последствия подобного замыкания системы тяжелым бременем ложатся на всех ее членов.

Вспоминаю такой случай: сотрудник одного института был наказан за недосмотр в работе лишением премии. Это означало большую потерю для бюджета семьи. Несмотря на это, он решил не говорить своим близким – жене и двум детям-студентам – о сложившейся ситуации. В семью как в систему из четырех взаимосвязанных индивидов не поступила важная информация. Наш герой руководствовался соображениями двоякого рода. Во-первых, он боялся доставить неприятность жене и детям, не хотел, чтобы у членов семьи портилось настроение. К тому же он чувствовал себя ответственным за финансовое обеспечение семьи. Ему казалось, что сам факт его неудачи существенно поколеблет его значимую позицию и престиж в семье, а ему очень не хотелось потерять свой престиж.

Во-вторых, он думал, что если в семье станет известно, почему его лишили премии, то это бросит тень на его светлый образ в глазах жены и в особенности детей. Одновременно ему не хотелось говорить неправду о случившемся на работе. И он решил в этой ситуации вообще ни о чем не говорить, а найти возможность как-то подработать, чтобы ликвидировать образовавшуюся прореху в семейном бюджете. Дополнительные заработки потребовали дополнительного времени вне дома, что поставило его перед новой проблемой – как объяснить членам семьи более поздние возвращения домой. Ему приходилось каждый раз давать уклончивые объяснения, граничившие с ложью.

Он чувствовал себя очень плохо, потому что его мучила совесть из-за собственного вранья, а вдобавок дома ему приходилось выслушивать попреки из-за позднего возвращения. Поскольку быстро получить деньги за дополнительные заработки не удавалось, а члены семьи не знали, что должны ограничивать свои расходы, он постоянно раздражался по поводу очередных покупок. А поскольку он не решался открыто сказать о причинах своего раздражения, то выражал его косвенным путем. Это отрицательно влияло на атмосферу в семье, членам семьи казалось, что отец постоянно "цепляется" по мелочам и без повода, все время высказывает претензии, а сам все реже бывает дома.

Ситуация усугублялась еще и нарушением контактов между матерью и детьми, поскольку огорченная и расстроенная поведением мужа мать считала своим долгом оправдывать отца и защищать его от критических замечаний и упреков уже взрослых детей. В результате возрос уровень внутреннего напряжения в отношениях между членами семьи, уменьшилось взаимопонимание и взаимное доверие, что привело к дальнейшему замыканию семьи на самой себе, к еще большей закрытости для новой информации извне. В то же время росло чувство взаимного отчуждения и дистанции между всеми.

Как видим, ситуация значительно осложнилась. Независимо от того, как на самом деле разрешилась эта ситуация, она может послужить для нас поводом для размышлений о том, как можно было бы справиться с подобными проблемами. Предлагаю читателю подумать о том, что в этой ситуации могла бы сделать вся семья и отдельные ее члены. Как можно было бы разорвать порочный круг недомолвок и недоверия?

Можно предположить, что если бы семейная система была бы настолько открыта, чтобы не только принять информацию извне, но и справиться со сложившейся ситуацией, то это означало бы, что отношения между членами семьи действительно глубокие и прочные. Сказанное справедливо не только для семейной общности, но и для других социальных систем, составляющих социальную среду, в которой формируются люди. Говоря об открытости системы, о ее способности обмениваться информацией с внешним окружением, что благоприятствует хорошим контактам между ее членами, важно помнить, что практически не существует абсолютно закрытых или абсолютно открытых систем.

Это свойство может проявляться в разной степени и даже изменяться в рамках данной системы в зависимости от характера информации, которой обменивается данная система с внешним окружением. Особенно ясно действительное положение дел раскрывается тогда, когда в данную систему попадает какой-нибудь субъект извне. В таких случаях нередко существенным образом меняются контакты между членами системы, чтобы скрыть от пришельца их истинный характер. Примерами таких ситуаций могут быть "специальное" поведение и формы выражения, которые появляются, когда в доме гости, или перемены в обращении учителя с классом, когда в класс приходит проверяющий.

Степень открытости системы, адекватная данной ситуации или данному виду проблем, становится одним из условий, облегчающих установление благоприятных отношений, но она еще не является достаточной гарантией хороших контактов. Говоря.об "открытой семье", "открытой школе", "открытом супружестве", мы не подразумеваем каких-то идеальных систем, без напряжений, конфликтов и трудностей. Мы также не имеем в виду абсолютную открытость и подверженность внешним влияниям или "полное отсутствие интимности и тайн от внешнего окружения. Сущность открытости системы заключается в относительно высокой степени взаимообмена информацией с внешним окружением при способности к сохранению внутренней целостности и сплоченности.

Внутренняя сбалансированность взаимовлияний

Другой особенностью системы, способствующей благоприятным отношениям между ее членами, является сбалансированность взаимных влияний и зависимостей между контактирующими членами системы. В самых разных системах, будь то семья, школа, группа или место работы, одной из важнейших проблем являются воздействие одних людей на других, осуществление влияния и проявление власти. Качество межличностных контактов в рамках данной системы во многом зависит от того, как люди воздействуют друг на друга и каким способом проявляется власть. Известно, что влияние одних людей на других возможно в форме поручений, распоряжений, запретов, принуждений, попреков, угроз, поощрений, наказаний, наград, убеждений и т.п. Известно также и то, что в ответ на такие или другие способы воздействия люди подчиняются или бунтуют, устраняются или идут на компромиссы, обманывают или покоряются, соглашаются и так далее.

В каждой человеческой общности можно наблюдать определенные способы влияния и реагирования на это влияние. В большинстве систем особую роль с этой точки зрения играет явление, которое можно назвать иерархией влияний, или, как иногда говорят, иерархией власти. Это явление заключается в том, что на основании каких-то формальных или неформальных установлений некий человек решает, что следует делать другим. Если люди ведут себя так, как этого хочет человек, стоящий на более высокой ступени иерархии влияний, они каким-то образом вознаграждаются. Если они этого не делают или делают плохо, они лишаются наград или подвергаются наказаниям. Говоря о наказании и награде, я имею в виду различные средства, с помощью которых можно вызвать у других людей приятные или неприятные переживания. Обычно человек, занимающий верхнюю ступень иерархии, ожидает, что другие будут с большей охотой делать то, за что их наградили, или перестанут делать то, за что они были наказаны. В системах, в которых возможность воздействия на других почти целиком зависит от положения человека на иерархической лестнице, поведение, а часто и мышление людей оказываются в зависимости от внешних распоряжений и ожиданий.

Степень автономности собственного поведения нижестоящих весьма незначительна. Особое значение для подчиненных в такой ситуации приобретает умение угадывать ожидания и намерения людей, занимающих более высокую позицию, а также руководствоваться в своем поведении внешними системами оценок. В конкретных ситуациях это может означать, что для людей, занимающих более низкую позицию, важнее оказывается забота о том, чтобы не подвергнуться наказанию со стороны начальника, чем стремление сделать что-нибудь действительно соответствующее собственным намерениям. В системах, где господствует иерархический принцип влияния на людей, довольно часто встречается некий вполне определенный способ "распоряжения" информацией, имеющей важное значение для всей системы. Информацией распоряжаются так, что при передаче ее людям, занимающим нижние ступени в системе иерархии, она подвергается определенной селекции и обработке.

Ограничение полного доступа к истинной информации для части людей, включенных в систему взаимоотношений, как правило, оправдывается тем, что эти люди не смогут правильно понять данную информацию и адекватно воспользоваться ею. В семье, например, это может проявиться в следующей ситуации: родители совещаются друг с другом, куда следует пойти учиться их сыну, но их мнения расходятся. В ходе острой дискуссии им не удается прийти к единому мнению. Они оба знают, что их сын хочет выбрать такое направление для своей дальнейшей учебы, которое не нравится ни отцу, ни матери. Родители решают не говорить сыну, что их мнения о его дальнейшей учебе расходятся, потому что считают, что это было бы непедагогично и, кроме того, может подорвать их авторитет. Однако разница взглядов по такому важному вопросу, замаскированная под согласие и единомыслие, становится источником напряжения, которое делает поведение родителей по отношению к сыну более искусственным и формальным.

В результате возрастает дистанция между родителями и сыном. На самом деле сын чувствует потребность консультации с родителями по такому важному вопросу, как выбор места учебы, но в то же время ему очень хочется самому быть автором своего решения. Если родители согласятся с правом сына на самостоятельный выбор, в семье восстановится баланс взаимовлияний. И хотя это звучит парадоксально, именно в такой ситуации у родителей появится возможность действительно довести до сознания сына свои точки зрения.

В производственном коллективе, которым руководит начальник, пользующийся абсолютной властью, иногда можно наблюдать следующую ситуацию: из-за низкой производительности труда каких-то других подразделений, связанных с этим коллективом, все предприятие не выполняет план, и работники не получают тех денег, на которые рассчитывали. Однако начальник не объясняет истинные причины невыполнения плана, поскольку не хочет допустить того, чтобы его подчиненные плохо думали о предприятии, на котором работают, и о руководстве, которое отвечает за работу в целом.

Он говорит своим подчиненным, что они получат меньше денег, потому что плохо работали, рассчитывая при этом стимулировать их к лучшей работе в будущем. Он предпочитает, чтобы подчиненные думали, что это они подвели все предприятие, чем чтобы они имели какие-то претензии. Он не верит в то, что они смогут и, главное, захотят конструктивно распорядиться подлинной информацией.

Ограничение доступа к части информации для людей, занимающих низкие ступени в иерархии, нередко связано с другим явлением, наблюдающимся в системах, построенных по иерархическому принципу влияния на людей и характеризующихся единоначалием и безраздельной властью в руках одного человека. Это явление основано на определенных стереотипах в представлении о людях, занимающих низкую позицию в системе иерархии. Такие стереотипы оправдывают существование сильной и иерархически организованной системы власти. Например, начальники или воспитатели нередко предполагают, что их подчиненные или подопечные – ленивые, глупые, тупые, не очень честные люди, думают только о собственных удовольствиях, а не о добросовестном исполнении своих обязанностей.

С такими или подобными представлениями о своих подчиненных или воспитанниках волей-неволей приходится прибегать к сильной и жестокой власти, преследованию, контролю и наказаниям. Если я уверен, что эти люди действительно такие, я должен вести себя подобным образом во имя их же блага. Однако важная проблема состоит в том, что, как известно, если так поступать по отношению к каким-то людям, то и люди становятся такими, какими ты их представляешь. Поэтому, как правило, начальники, руководствующиеся подобными представлениями о своих подчиненных, убеждаются в том, что их самые мрачные предсказания подтверждаются. Это один из типичных примеров того, как пророчество неизбежно оправдывается в силу своих собственных внутренних механизмов.

Порой в жизни возникают ситуации или задачи, требующие экстренных и решительных действий целой группы людей независимо от потребностей или стремлений каждого конкретного человека. Типичным примером являются ситуации чрезвычайного положения, вооруженной битвы с неприятелем, пожара, наводнения и т.д. В подобных случаях жестко структурированная и односторонне организованная иерархия влияний и зависимостей помогает быстро организовать деятельность разных людей, направить ее на достижение поставленной цели независимо от возможных издержек в межличностных отношениях. Вопрос о качестве межличностных контактов отходит в этих случаях на второй план и оказывается важен лишь постольку, поскольку они благоприятствуют или препятствуют достижению чрезвычайно важной внешней цели. Напротив, в ситуациях, когда вопрос о качестве межличностных отношений имеет гораздо большее значение, когда, кроме совместного решения некоторых задач, важно также и удовлетворить потребности и исполнить желания конкретных индивидов, желательно использовать другую модель оказания влияний.

В этой модели существование иерархической системы распределения влияния не означает, что влияние распространяется и внутри нее исключительно "сверху вниз". Другое направление, в котором также распространяется воздействие в рамках подобной системы, – это направление "снизу вверх". Таким образом, возможность влиять на людей и ситуацию перестает быть лишь атрибутом определенного места в иерархии, а это увеличивает вероятность стабилизации равновесия внутри целостной системы и позволяет лучше учитывать интересы всех взаимодействующих индивидов. В группах друзей и сотрудников, в семьях и классах, которым присуща подобная структура осуществления влияния, наблюдаются три явления:

  • отношения между людьми чаще основаны на совместной работе и взаимодействии, а не на доминировании и подчинении;
  • люди располагают широким доступом к достоверной информации;
  • в целостной системе взаимных влияний каждый конкретный индивид чувствует, что он сам – автор собственного поведения.

Такой характер взаимного влияния членов системы друг на друга может быть назван взаимозависимостью. Взаимозависимость подразумевает общее стремление к достижению совместно определенных и всеми разделяемых целей. Достижение таких целей требует взаимодополняющих усилий разных людей с различными способностями и навыками, а также получения необходимой информации. Совместная работа и взаимодействие определяются требованиями задачи и индивидуальными особенностями контактирующих субъектов. Это нельзя рассматривать лишь как результат формально определенной позиции в системе взаимодействующих людей или как следствие индивидуальных усилий руководящего субъекта. Это не является также результатом внешнего стимулирования с помощью наказаний и поощрений, поскольку факт совместной работы и взаимодействия уже сам по себе может восприниматься как поощрение, должен доставлять еще большее удовлетворение, чем похвальные отклики человека, контролирующего эту деятельность.

Взаимозависимость может означать интеграцию, более тесную связь руководителя с подчиненными. Взаимозависимость – это не теоретический постулат и не плод наивных мечтаний об идеальных межличностных отношениях. Создание подобных моделей распределения влияния в системах межличностных отношений и стремление к их реализации, по существу, основано на логическом осознании и анализе элементарных фактов повседневной жизни.

Например, известно, что при наиболее иерархизированных и автократических способах распределения власти дело обстоит так, что не только подчиненные зависят от своих начальников, но и, как правило, начальники зависят от подчиненных. Порой это кажется неправдоподобным, но тем не менее строгие, не терпящие возражений родители или воспитатели зависят от своих подопечных, а авторитарные начальники зависят от своих подчиненных. Чтобы чувствовать себя хорошим руководителем, я должен иметь подчиненных, которые хотели бы, чтобы я был их начальником, и позволяли мне успешно ими руководить. Чтобы я чувствовал себя хорошим родителем, мой ребенок должен вести себя определенным образом.

Эта своеобразная зависимость с обратным знаком очень часто остается за пределами нашего сознания, хотя те, кому приходилось выступать в роли начальников, родителей, воспитателей или руководителей, нередко испытывали разнообразные связанные с ней переживания. О существовании такой зависимости говорят чувства беспомощности, злости, огорчения, радости, возникающие как реакция на какие-то действия подчиненных, учеников или воспитанников. Однако этот факт часто упускается из виду, когда обсуждаются способы воздействия, причем большее внимание обращается на зависимость нижестоящих от вышестоящих.

Чтобы взаимозависимость стала способом организации различных влияний в пределах данной системы, необходимо ясно осознавать факт существования зависимостей обоих видов и уметь делать из этого практические выводы. Это означает, например, что, если я руковожу группой людей, я знаю, что не только мои подчиненные должны выполнять мои поручения, но и я нужен для того, чтобы действительно помогать им выполнять совместную работу, что мы взаимно дополняем друг друга и т.д. Это может означать, что не только они должны отчитываться передо мной в своих действиях, но и я обязан отчитываться перед ними в том, что должен был сделать и что сделал. Однако взаимозависимость не означает, что подчиненные вправе отказываться от выполнения своих функций под предлогом псевдодемократического лозунга "все руководят всеми". Взаимозависимость не является также синонимом полного отсутствия организации совместной работы под лозунгом "каждый делает свое дело".

Совместное принятие решения

Еще один момент, способствующий установлению хороших отношений, связан со способом принятия решения. Этот момент также касается процесса оказания влияния. В предыдущей главе мы анализировали процесс распределения влияния главным образом в связи с иерархией власти и взаимозависимостью партнеров. Здесь же мы остановимся подробнее на самой процедуре принятия решения, то есть на вынесении оценки, выборе различных возможных форм поведения, а также на том, как справляются люди с проблемами, возникающими между ними в этой ситуации.

Хорошим отношениям между членами какой-нибудь общности способствует их готовность руководствоваться принципом достижения согласия при принятии совместного решения. Естественно, согласие не означает достижения удовольствия, выгоды и единодушия во всех делах. Можно приходить к единому мнению, принимая решение, которое не только не доставляет удовольствия, но даже оказывается источником неприятности и огорчений.

Чтобы совместное принятие решения способствовало установлению хороших отношений, необходимо:

  1. Преимущественно сосредоточиваться на по-настоящему важных для партнеров проблемах, для разрешения которых они обладают достаточными возможностями. Это означает, что желательно избегать слишком трудных или незначительных проблем, отнимающих много времени и энергии. Часто бывает так, что обсуждение каких-то конкретных вопросов по истечении некоторого времени увязает в спорах по поводу весьма несущественных деталей или в рассуждениях о том, можно ли "изменить весь мир". Бывает и так, что подобное направление дискуссии задают люди, заинтересованные в том, чтобы протащить какое-то выгодное для них решение как раз в тот момент, когда большинство участников спора устают от бесплодных обсуждений или захотят как можно скорее закончить диспут.

  2. Разрешать возникающие противоречия и конфликты на основе достоверной и общедоступной информации, а не за счет безличных, никому не адресованных распоряжений, закулисных интриг или случайных поступков. Для успешного разрешения проблем, возникающих при принятии важных решений, необходимо пользоваться всей доступной информацией относительно обсуждаемых вопросов. Невозможно совместно принимать решения, если доступ к нужной информации есть только у части заинтересованных лиц. Совместное принятие решений в таком случае становится просто фикцией. В то же время нередко случается так, что люди, чувствующие себя в ответе за положение дел, боятся доведения определенной информации до сведения всех заинтересованных лиц. Такие опасения порой основаны на убеждении в том, что другие не смогут сделать правильные выводы из этой информации и для успеха дела лучше не говорить каждому обо всем. В подобных ситуациях коллегиальность оказывается чисто внешней, хотя это и не означает, что принятые таким образом решения будут неправильными.

  3. Осознавать истинные причины противоречий и недоразумений. Настаивая на согласии и единстве при принятии каких-то решений, мы расплачиваемся за это слишком высокой ценой: участники обсуждения теряют интерес к нему, а поступки, которые совершаются на основе принятых решений, оказываются стереотипными и однообразными.

  4. Степень активности участия конкретных людей в принятии решений поставить в зависимость от характера разрешаемой проблемы и знаний каждого человека в данной области. К сожалению, значительно чаще форма участия отдельных людей в принятии решений зависит от каких-то формальных критериев и моделей поведения, укрепившихся в рамках данной системы. Хотя нередко роли между участниками дискуссии распределяются случайно, желательно, чтобы большее значение придавалось словам тех людей, которые лучше осведомлены в данном вопросе. Не существует, однако, готового и эффективного способа принятия таких решений, чтобы при этом всегда и во всем учитывались мнения всех участников обсуждения. Чтобы руководствоваться принципом достижения согласия, необходимо приложить немало усилий. Не всегда удается реализовать этот принцип, но важно, чтобы в рамках данной общности он разделялся всеми и каждый старался бы провести его в жизнь.

Довольно часто некоторые люди, столкнувшись с трудностями и разочарованиями в процессе принятия решений, либо сами отказываются от дальнейшего участия в обсуждениях, либо их отстраняют другие. Как правило, это связано с желанием избежать лишних хлопот или вообще с неверием в то, что кто-то может справиться с возникшей проблемой. Если подобная ситуация повторяется слишком часто, то есть если кто-то с завидным постоянством не участвует в принятии решений, можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что потребность такого человека быть участником дискуссии окажется неудовлетворенной. Это может негативно сказаться на всей системе отношений внутри данного сообщества.

Адекватные формы передачи информации

Основой существования любой системы межличностных отношений являются различные действия, связанные с обменом информацией между индивидами. Нет такой формы общения, которая была бы возможна без передачи, приема и обработки информации. Поэтому эффективность и успешность коммуникаций в рамках данной семьи, группы или института является одной из важнейших особенностей системы, влияющей на характер межличностных отношений.

Наверное, каждому из нас приходилось бывать в ситуации, когда люди много говорили и жестикулировали, но при этом неясно было, что они хотят сказать, о чем думают, что чувствуют, каковы их взгляды и намерения. Проблеме коммуникации посвящена одна из частей этой книги, здесь же я хотел бы только перечислить четыре весьма общих положения, которые характеризуют важнейшие требования к процессу коммуникации:

  1. передаваемая информация должна быть по возможности однозначной;
  2. информацию следует передавать соответствующим людям;
  3. не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;
  4. надо стараться как можно больше узнать о том, как другие понимают наши поступки, как реагируют на наше поведение.

Два последних положения, по-моему, имеют огромное значение, однако их и труднее всего реализовать. Чаще всего информацию искажают или частично скрывают из страха, беспокойства или тревоги. Если подчиненный предполагает, что определенная информация разозлит или расстроит его начальника, то очень часто он предпочтет скрыть эту информацию или так ее видоизменить, чтобы шеф легче смог ее принять. Люди нередко искажают информацию, связанную с неприятными эмоциональными переживаниями или ощущением угрозы. Поэтому возможность реализации третьего положения зависит от психологической устойчивости отдельных индивидов и способности системы сохранять свою стабильность в ситуациях дискомфортных и напряженных отношений между ее членами. Важно также и еще одно обстоятельство – присуща ли данной общности атмосфера, облегчающая принятие рискованного решения не утаивать всю информацию. Это в большой степени зависит от того, каковы установки людей, занимающих в данной общности наиболее значимые позиции.

Последнее положение относится к проблеме, которую я буду подробно обсуждать в следующей части книги, в главе об "обратных связях". Благодаря информации о том, как их воспринимают, люди могут лучше ориентироваться в последствиях своих поступков по отношению к окружающим. Они могут узнать, как другие реагируют на них и как их оценивают. Без этих знаний трудно пытаться как-то улучшить взаимоотношения с окружающими, а сам характер отношений начинает управляться лишь стереотипами поведения или мышления.

Названные требования обычно удовлетворяются лишь частично, иногда это удается более успешно, иногда – менее. Это зависит от умений и усилий заинтересованных лиц, членов данной общности.

Формирование адекватного образа мира

Другой особенностью системы, повышающей качество межличностных отношений, является способность членов общности адекватно воспринимать окружающий мир и формировать на этой основе реалистичную картину собственных поступков и действительности в целом.

Естественно, важную роль здесь играет способ коммуникации, принятый в данной семье, группе или учреждении, то, насколько он позволяет членам общности располагать полной и неискаженной информацией. Но этого еще недостаточно. Люди могут, например, прекрасно понимать друг друга, но пользоваться при этом информацией, неверно отражающей реальность. Ведь хорошо известно, как часто, общаясь друг с другом, люди строят свои суждения о мире на основе слухов, предубеждений, допущений и просто фантазий. Часто случается, что в рамках данной общности бытует свой специфический образ различных людей и событий, не имеющий ничего общего с реальностью.

Например, для малых групп характерна тенденция к унификации и уподоблению взглядов всех членов, поэтому на кого-то может оказываться весьма сильное давление со стороны остальных членов группы, если он мыслит не так, как они. В такой ситуации однажды сформированное и не обязательно точное представление о каком-то факте может надолго стать доминирующим в данной группе. Если какие-то конкретные люди попытаются изменить это представление или сделать его более реалистичным, они столкнутся с внушительным отпором. Но ведь известно, что картина мира, способ его отражения, понимания и оценки являются основой деятельности людей. Поэтому очень важно, чтобы их взаимоотношения в рамках общности и их поступки за ее пределами строились на прочном фундаменте.

Часто это дается нелегко, требует усилий и готовности идти на определенный риск, связанный с любыми переменами, в частности с необходимостью подчинить образ мира актуально существующей действительности. Действительность, как внутренняя, так и внешняя по отношению к данной системе, постоянно изменяется, и способность видеть эти перемены является условием, позволяющим "поспевать за жизнью", строить ее в соответствии со своими желаниями.

В системах, главной целью которых является, например, производство некоторого продукта, способность адекватно отражать действительность необходима для решения вполне конкретных задач. Если не удастся точно оценить потребности рынка, товары будут залеживаться в магазинах, если не удастся правильно определить возможности доставки материалов, необходимых для производства, могут наступить перебои в поступлении материалов, если перед началом выпуска продукции не обратить внимание на то, что станки устарели, а рабочие не обладают достаточной квалификацией, задание не будет выполнено. Результаты такого неадекватного отражения действительности проявятся не только в ухудшении межличностных отношений, но прежде всего в последствиях экономического характера. Эти последствия послужат сигналом, что "что-то не в порядке". Подобные вполне однозначные сигналы заставляют людей искать причины неполадок и изменять способы отражения реальности.

Гораздо хуже обстоит дело в ситуациях, когда отсутствуют какие-то явные и однозначные признаки изъянов в образе и оценке мира. Группа людей, изолированная от окружающих и старающаяся избегать активных контактов, может в течение длительного времени считать, что все вокруг относятся к ним враждебно и пытаются использовать их в своих интересах. Это убеждение будет тем сильнее, чем привычнее им вести себя в соответствии с подобным образом реальности, а любые возникающие у них переживания бессмысленности существования, неудовлетворенности жизнью и пр. будут лишь подтверждать, что мир таков, каким он им представляется. И даже если члены такой группы, обмениваясь подобными суждениями, в определенной степени будут поддерживать друг друга и чувствовать некоторое удовлетворение от этого, они не смогут по-настоящему исправить свои жизненные ситуации. Более того, такое единство может помешать им предпринять какие-то конструктивные шаги, чтобы изменить свое положение в жизни.

Эта проблема приобретает особое значение, когда сталкиваются члены разных групп, в какой-то мере изолированных друг от друга. Типичным примером подобной ситуации могут быть школа и взаимоотношения учителей и учеников. Очень часто в обеих группах существуют укоренившиеся представления и суждения относительно друг друга. Иногда, правда, эти суждения слегка изменяются под влиянием каких-то важных событий. Однако и в таких случаях всегда в конце концов можно сказать, что "исключение подтверждает правило", и вернуться к прежним представлениям. Часто такие устойчивые и неизменные суждения о членах другой группы подчеркивают различия и барьеры между ними и отдаляют людей друг от друга.

Убежденность в том, что "они все такие", мешает правильно воспринимать конкретных людей, видеть их индивидуальные особенности. Ярлыки, которыми мы награждаем других, мешают нам их понимать. Подобные ситуации могут быть следствием чрезмерной привязанности к какой-то группе, уверенности в том, что "мы все такие". Если мы хотим сформировать у себя адекватный образ реальности, нужно постоянно работать над этим, приобрести навык, время от времени проверять, действительно ли мир таков, каким мы его себе представляем. Нередко так случается, что только некоторые члены целого сообщества озабочены сбором и обработкой информации об окружающем мире. В таких случаях очень важно, чтобы остальные члены системы могли контролировать этот процесс и принимать участие в совместной выработке картины мира, а не передавали, пусть даже из самых лучших побуждений, "монопольное право" на добывание истины отдельным личностям.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1147
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 1 КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ В конце своего
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекс Хиксон ДЕСЯТЬ ВРЕМЕH ПРОСВЕТЛЕНИЯ: ДЗЕНСКИЕ ПОИСКИ
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Об авторах ЭВЕЛИН АНДЕХИЛЛ 1875-1941. Английская поэтесса,новеллист
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Дэн Радьяр ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ТО,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Сначала
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ От Само-Сознания к Космическому Сознанию
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Хьюстон Смит СВЯЩЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Понятие священное бессознательное
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Да Лав-Ананда НАСТРОЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ беседа с учениками



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь