Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том четвертыйЧасть Третья УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ИСКУССТВЕ Переходя специально к теории искусства у Аристотеля,
необходимо сказать, что и здесь Аристотель рассуждает, в
сравнении с Платоном, гораздо более дифференцированно.
Искусство, взятое само по себе, то есть вне всякого своего
практического применения, искусство как бескорыстная и
самодовлеющая деятельность человеческого духа формулированы
у Аристотеля гораздо яснее, и притом настолько яснее, что
многие соответствующие тексты даже и не допускают никакого
другого комментария. Несомненно, более общий и более
расплывчатый характер эстетической терминологии во многих
местах свойствен и самому Аристотелю. Тем не менее здесь
перед нами, безусловно, прогрессирующая ясность всей
проблематики; и ясность эту бывает не так легко
формулировать, если иметь в виду текст Аристотеля целиком.
Здесь прежде всего фигурирует у Аристотеля общеантичный термин technё. Как это мы видели во многих местах, и прежде всего у Платона, термин этот весьма многозначен. Те основные три значения, которые мы находим в греческом языке для этого термина, а именно "наука", "ремесло" и "искусство", у Аристотеля вполне наличны. Перевести на русский и на другие европейские языки этот термин совершенно невозможно. Его можно передать только описательно. Несомненно, здесь имеется в виду та или другая, но непременно целесообразная деятельность. Так и можно было бы переводить "целесообразная деятельность", поскольку та или иная целесообразная деятельность присуща и произведениям ремесленным и художественным произведениям в собственном смысле слова. Можно перевести также и "осмысленная деятельность", "идейно осмысленная деятельность", или деятельность в соответствии с осуществлением той или иной модели, то есть модельно-порождающая деятельность. Однако для истории эстетики, сколь ни важно разнообразие тех или иных типов человеческой деятельности, которые имеются в виду при употреблении этого термина technё, еще важнее та чисто эстетическая или чисто художественная деятельность, которой по преимуществу и занимается эстетика. Посмотрим, как обстоит дело у Аристотеля с этим термином. 1. Наука, искусство и ремесло. О technё Аристотель говорит много и весьма разнообразно. а) Приведем несколько мест у него, разъясняющих это понятие. Первый текст в самом начале "Метафизики": "Чувственным восприятием животные наделены от природы,
на почве чувственного восприятия у некоторых из них память
не появляется, а у других она возникает. И животные,
обладающие памятью, оказываются благодаря этому
сообразительнее и восприимчивее к обучению, нежели те, у
которых нет способности помнить; при этом сообразительными,
без обучения, являются все те, которые не могут слышать
звуков, как, например, пчела, и если есть еще другая
подобная порода животных; к обучению же способны те,
которые помимо памяти обладают еще и чувством слуха. Все
животные [кроме человека] живут образами воображения и
памяти, а опытом пользуются мало; человеческий же род
прибегает также к искусству (technё) и рассуждениям.
Появляется опыт у людей благодаря памяти: ряд воспоминаний
об одном и том же предмете имеет в итоге значение одного
опыта (empeiria). И опыт представляется почти что
одинаковым с наукою (epistёmё) и искусством (technё). А
наука и искусство получаются у людей благодаря опыту. Ибо
опыт создал искусство, как говорит Пол [софист, ученик
Горгия], и правильно говорит, а неопытность
случай" (I 1, 980 а 27 981 а 5).
Здесь мы находим одно из самых важных рассуждений Аристотеля в области учения об искусстве, причем это искусство в данном случае явно ничем не отличается от науки. б) Но еще важнее то, что Аристотель здесь выдвигает тот основной тезис своей эстетики, что в основе всякого искусства (как и науки) лежит "опыт". Этот опыт составляется у человека из бесконечного ряда самых разнообразных чувственных восприятий, представлений и воспоминаний, которые подлежат известного рода обработке. Что это за обработка, узнаем из продолжения приведенного текста. "Появляется же искусство тогда, когда в результате ряда
усмотрений опыта установится один общий взгляд (mia
catholoy hypolёpsis) относительно сходных предметов. Так,
например, считать, что Каллию при такой-то болезни помогло
такое-то средство и оно же помогло Сократу и также в
отдельности многим, это дело опыта; а считать, что
это средство при такой-то болезни помогает всем подобным
людям в пределах одного вида, например флегматикам или
холерикам в сильной лихорадке, это точка зрения
искусства. В отношении к деятельности опыт, по-видимому,
ничем не отличается от искусства; напротив, мы видим, что
люди, действующие на основании опыта, достигают даже
большего успеха, нежели те, которые владеют общим понятием,
но не имеют опыта" (981 а 5-15).
Здесь устанавливаются два важных тезиса. Во-первых, та обработка опыта, о которой выше шла речь, заключается не в чем ином, как в обобщении данных опыта. Об этой technё Аристотель, например, совершенно прямо говорит, что ее интересуют по преимуществу общие понятия и общие теории, а не те единичные случаи, которые сами для своей оценки предполагают обнимающую их общность (Ethic. Nic. V 15, 1138 b 37-40). Во-вторых же, эти обобщения тоже еще не есть последний результат происходящей у человека обработки чувственных данных. Аристотель совершенно правильно отмечает тот факт, что одни общие понятия могут совершенно не отвечать своему назначению и вместо них могут продолжать функционировать все те же отдельные эмпирические наблюдения. Значит, для определения понятия искусства необходимо учитывать то подлинное соотношение, которое существует между общим и индивидуальным, иначе искусство не будет отвечать своему назначению. в) В ответ на это читаем у Аристотеля следующее: "Дело в том, что опыт есть знание индивидуальных вещей,
а искусство знание общего, между тем при всяком
действии и всяком возникновении дело идет об индивидуальной
вещи: ведь врачующий излечивает не человека, разве лишь
привходящим ("случайным") образом, а Каллия или Сократа или
кого-либо другого из тех, кто носит это название, у
кого есть привходящее свойство быть человеком. Если кто
поэтому владеет понятием (logon), a опыта не имеет и общее
(to catholoy) познает, а заключенного в нем индивидуального
не ведает, такой человек часто ошибается в лечении; ибо
лечить приходится индивидуальное. Но все же знание и
понимание мы приписываем скорее искусству, чем опыту, и
ставим людей искусства выше по мудрости, чем людей опыта,
ибо мудрости у каждого имеется больше в зависимости от
знания: дело в том, что одни знают причину, а другие
нет. В самом деле, люди опыта знают фактическое положение
[что дело обстоит так-то], а почему так не знают;
между тем люди искусства знают "почему" и постигают
причину. Поэтому и руководителям в каждом деле мы отдаем
больший почет, считая, что они больше знают, чем простые
ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того,
что создается" (Met. I 1, 981 а 15 b 2).
В указанном отрывке если не решается, то, во всяком случае, намечается единственно возможный для понятия искусства тезис о соотношении общего и единичного. По Аристотелю, искусство (которое, повторяем, здесь пока еще не отличается от науки), обязательно есть совмещение общего и единичного. Общее здесь таково, что оно является принципом для понимания всего подпадающего под него единичного, а единичное здесь таково, что оно имеет значение не само по себе, но лишь в свете своей соотнесенности со своим общим. Другими словами, здесь мы наталкиваемся на ту же самую проблему, которую Аристотель решает и вообще для всей своей философии. Это обязательно необходимо помнить всем тем, кто считает Аристотеля представителем эмпиризма, в отличие от Платона, который-де оперирует самыми общими идеями. Мы сейчас убеждаемся, что в проблеме соотношения общего и единичного фактически нет никакой разницы между Аристотелем и Платоном, а есть разница между ними только методологическая, поскольку Платон решает эту проблему диалектически, а Аристотель отбрасывает здесь диалектику и рассуждает описательно и дистинктивно. 2. Отграничение науки и искусства от ремесла. Интересно, что уже тут, в этих своих предварительных установках, Аристотель считает необходимым различать искусство и ремесло. а) Он пишет: "[А с ремесленниками [обстоит дело] подобно тому, как и
некоторые неодушевленные существа хоть и делают то или
другое, но делают это, сами того не зная (например, огонь
жжет): неодушевленные существа в каждом таком случае
действуют по своим природным свойствам, а ремесленники
по привычке]. Таким образом, люди оказываются более
мудрыми не благодаря умению действовать, а потому, что они
владеют понятием и знают причины" (Met. I 1, 981 b 2-6).
Оказывается, что ремесленники действуют не столько с пониманием идеи того, что они создают, сколько на основании своей простой привычки работать так, а не иначе. Искусство же и наука, наоборот, в своей деятельности руководствуются принципами создаваемых предметов, пониманием их причин. А так как чем наука и искусство обладают более общим характером, тем они более умозрительны, то Аристотель тут же заявляет, что наука и искусство в умозрительном смысле несравненно выше и ремесла, основанного на опыте, и самого опыта, основанного на эмпирически единичных чувственных восприятиях. Итак, Аристотель весьма точно формулирует различие между наукой и искусством, с одной стороны, и ремеслом с другой стороны. Аристотель поясняет это еще и так. "Вообще признаком человека знающего является способность
обучать, а потому мы считаем, что искусство является в
большей мере наукой, нежели опыт: в первом случае люди
способны обучать, а во втором не способны. Кроме
того, ни одно из чувственных восприятий мы не считаем
мудростью, а между тем такие восприятия составляют самые
главные наши знания об индивидуальных вещах; но они не
отвечают ни для одной вещи на вопрос "почему", например,
почему огонь горяч, а указывают только, что он горяч" (b 7-13).
б) Можно также сказать, что наука и искусство отличаются у Аристотеля от ремесла не только своим сознательно проводимым принципом, но также и своим сознательно проводимым методом. "Из способов убеждения одни бывают нетехнические
(atechnoi), другие же технические (entechnoi).
Нетехническими я называю те методы убеждения, которые не
нами изобретены, но существовали раньше [помимо нас]; сюда
относятся: свидетели, показания, данные под пыткой,
письменные договоры и т.п.; техническими же [я называю] те,
которые могут быть созданы нами с помощью метода и
наших собственных средств, так что первыми из доказательств
нужно только пользоваться, вторые же нужно [предварительно]
найти" (Rhet. I 2, 1355 b 35-39).
Если раньше Аристотель говорил о наличии в искусстве и в науке определенных принципов их построения, то метод, о котором он сейчас говорит, очень близко подходит к понятию принципа. Принцип требует, чтобы произведение науки и искусства было построено определенным образом, то есть требует определенного метода построения. Метод же построения возможен только там, где имеется руководящее начало для этого построения. А это начало и есть принцип. Таким образом, произведения искусства и науки отличаются от ремесленного произведения наличием в них определенного принципа и метода построения, в то время как ремесло основано, по Аристотелю, только на привычках, на слепом подражании одного мастера другому и на таком отношении к материалу, которое мы сейчас назвали бы глобальным, то есть лишенным всякого расчленения и системы. 3. Классовый характер учения Аристотеля о различии искусства и науки, с одной стороны, и ремесла с другой. Мы не стали бы говорить о классовом характере разделения наук, искусства и ремесел у Аристотеля, а отнесли бы рассмотрение этого характера к общей характеристике аристотелевской эстетики, если бы сам Аристотель упорнейшим образом не проводил в этой области в самой резкой форме эту свою классовую идеологию свободнорожденных и рабов; здесь он также пошел значительно дальше вперед, чем Платон, поскольку этот последний нигде, кроме "Законов", не проводит рабовладельческой идеологии, а, наоборот, везде ее опровергает. Но и в "Законах" Платон пользуется огромным количеством разного рода оговорок, которые часто сводят положение раба просто к положению свободного прислужника. Совсем другое у Аристотеля, который в самой резкой форме говорит о свободных по природе и о рабах по природе. В платоновском "Государстве", как мы видели (ср. ИАЭ, т. III, стр. 190), при известных условиях вообще возможен переход из одного класса в другой и, между прочим, из класса землевладельцев и ремесленников в класс воинов или философов. У Аристотеля это невозможно уже по самой природе свободного и по самой природе раба. Эта рабовладельческая идеология самым резким образом проводится и в вопросе о различии искусства и науки, с одной стороны, и ремесла с другой. а) Необходимо помнить, что Аристотель, как идеолог рабовладения, вообще довольно низко расценивал ремесло и считал его занятием низшего класса, занятием рабов, между тем как науки и искусства со всей их принципиальной и методической стороной оказывались у него предметом, который был исключительной привилегией тех, кого он называл "свободными по природе", "свободнорожденными". Особенно низко он ценил чисто физический труд и неквалифицированную работу низшего класса, которые, с такой точки зрения, трактовались у него как исключительно чернорабочие. Необходимо заметить, что и здесь Аристотель пошел гораздо дальше Платона в своей рабовладельческой идеологии. Как мы помним, в своих главнейших произведениях Платон является противником рабовладения, которое он признает только в "Законах", да и то с массой всякого рода оговорок (ИАЭ, т. III, стр. 202-207). Аристотель, напротив, является принципиальным и безоговорочным идеологом рабовладения, так что ремесло у него ни в каком случае не является принадлежностью свободнорожденных: "Так как все занятия людей разделяются на такие, которые
приличны для свободнорожденных людей, и на такие, которые
свойственны несвободным, то, очевидно, из первого рода
занятий должно участвовать лишь в тех, которые не обратят
человека, занимающегося ими, в ремесленника (banaysos);
ремесленными же нужно считать такие занятия, такие
искусства и такие предметы обучения, которые делают
физические, психические и интеллектуальные силы
свободнорожденных людей непригодными для применения их к
добродетели и для связанной с нею деятельности. Оттого-то
мы и называем ремесленными такие искусства и занятия,
которыми ослабляются физические силы. Это те работы,
которые исполняются за плату: они отнимают досуг для
развития интеллектуальных сил человека и принижают их"
(Polit. VIII 2, 1337 b 4-15).
Здесь дается определение ремесленного труда. Это чисто физический труд, отчасти за плату, который не рассчитан на добродетель свободнорожденных и на всякую деятельность, с ней связанную. По необходимости Аристотелю приходится прибегать как к некоторому обучению рабов, так и к наставлениям для свободнорожденных. В частности, свободнорожденные могут и должны трудиться в целях достижения добродетели-, но и они должны делать это только в меру. "Из числа "свободных" наук свободнорожденному человеку можно изучать некоторые только до известных пределов; чрезмерно же налегать на них с тем, чтобы изучить их во всех деталях, причиняет указанный выше вред. Большая разница существует в том, для какой цели всякий
что-нибудь делает или изучает. Если это совершается в
личных интересах, или в интересах друзей, или, наконец, в
интересах добродетели, то оно достойно свободнорожденного
человека; но поступать точно таким же образом в интересах
чужих зачастую может оказаться поведением,
свойственным наемнику или рабу" (b 15 21).
Таким образом, разделение, проводимое Аристотелем, наук и искусств, с одной стороны, и ремесла с другой стороны, имеет откровенно выраженный классовый смысл. "То, что считается прекрасным у одних [народов] и что
служит у них признаком чего-нибудь почетного, также
прекрасно; как, например, считается прекрасным в Лакедемоне
носить длинные волосы, ибо это служит признаком свободного
человека, и не легко человеку, носящему длинные волосы,
исполнять какую-либо работу. Прекрасно также не заниматься
никаким низким ремеслом, так как свободному человеку не
свойственно жить в зависимости от других" (Rhet. I 9, 1367
а 27-32).
И об этом Аристотель говорит не раз. Так, народную массу он делит на земледельцев, ремесленников и торговцев, причем о ремесленниках пишет: "Вторая составная часть государства класс так
называемых ремесленников (banaysön), занимающийся
ремеслами (péri tas technas), без которых невозможно
самое существование государства; из этих ремесел одни
должны существовать в силу необходимости, другие служат для
удовлетворения роскоши или для того, чтобы красиво
(calös) жить" (Polit. IV 4, 1291 а 1-4. Ср. также
Ethic. Eud. I 4, 1215 а 28).
б) Читая рассуждения Аристотеля о классовом характере занятий ремеслами, из предыдущего необходимо помнить, что отнюдь не все ремесла Аристотель считает делом низким. Раз он утверждает, что одни ремесла нужны для государства, а другие не нужны, то ясно, что эти необходимые для государства ремесла он не только оправдывает, но и считает их также необходимыми. К этому можно прибавить еще и то, что в своем противоположении искусства ремеслу, когда искусство у него имеет своим коррелятом удовольствие, а ремесло не имеет такового, он все же не упускает из виду и такие ремесла, которые явно ставят своей целью доставление удовольствия. Таково, например, варение мирры и пищи, и он специально говорит о мирроварительном и пищеизготовительном искусстве (Ethic. Nic. VII 13, 1153 а 26-27). 4. Терминологическая путаница. Наконец, по этому вопросу необходимо обратить внимание и на то, что у Аристотеля имеется достаточно текстов, не различающих или плохо различающих искусство и науку, но в то же время достаточно отличающих то и другое от ремесла (Anal. pr. I 30, 46 а 22; Met. I 1, 981 а 3; XII 8, 1074 b 11; De sens, et sensibl. 1 436 a 21; Soph. elench. 9, 170 a 30-31; 11, 172 a 28-29; Ethic. Nic. I 1, 1094 a 18; Polit. III 12, 1282 b 14; IV 1, 1288 b 10; VIII 13, 1331 b 37; Rhet. II 19, 1392 a 26). Рассуждая о философии, о науках, входящих в ее состав, о математике и т.д., Аристотель вдруг вместо обычного "epistёmё" ("наука") тут же в отношении всех этих наук употребляет термин "technai", то есть "искусства" (Met. III 2, 997 а 5). Говорится также и просто о "математических искусствах" (I 1, 918 b 24; ср. De sens, et sensibl. 1, 436 a 21). <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, История Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|