Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

- Оглавление -




Глава 8

НЕУДАЧИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Психотерапия, как и любой другой способ помощи человеку в сложных, трудных жизненных обстоятельствах, не всегда бывает результативной. Нет абсолютно эффективного терапевта и абсолютно эффективного психотерапевтического метода. Вообще нелегко объективно оценить изменения во внутреннем мире человека. I.A.Kottler и D.S.Blan (1989) в начале книги о неудачах в психотерапии говорят:

"Если Бертран Рассел мог сказать, что математика, точнейшая из наук, могла быть определена как предмет, где мы не знаем, о чем говорим, и является ли правильным то, о чем говорим, то на что мы можем рассчитывать, когда говорим о психотерапии, наиболее научно примитивной из всех профессий?"

Следовательно, неудачи в психотерапии являются печальной реальностью, хотя о них не любят много говорить. Когда в 1986 г. в Москве во время лекции известного австрийского психотерапевта V.Frankl спросили, бывают ли неудачные случаи применения логотерапии, он ответил: "Я нахожусь здесь не для того, чтобы рассказывать о неудачах логотерапии, а для того, чтобы говорить о возможностях и эффективности ее применения".

Как понимается неудача в психотерапии? На этот вопрос отвечают по-разному. H.H.Strupp и S.W.Hadly (1985), опираясь на опрос 75 известных психотерапевтов, неудачи психотерапии охарактеризовали как обострение проблемы или симптома, для которых характерно: усиление депрессии, растерянности, снижение самооценки, усиление чувства вины, снижение контроля импульсов, нарушение межличностных отношений, бегство от решения проблем, зависимость от психотерапевта, разочарование в психотерапевтической помощи. В работе C.J.Deutsch (1984) 264 опрошенных психотерапевта указали такие признаки наиболее частых психотерапевтических неудач: прекращение психотерапии, попытка клиента к самоубийству или самоубийство, выражаемое клиентом неудовлетворение, отсутствие заметного улучшения состояния, частые пропуски встреч с психотерапевтом.

Как видим, возможных причин и признаков неудач может быть много. Это касается как индивидуальной, так и групповой психотерапии. Неудачи последней мы обсудим, анализируя два варианта. Это прекращение психотерапии и необходимость исключения участника из группы. Эти два случая наглядно указывают на неудачу, хотя, понятно, не обязательно все участники, успешно закончившие группу, чувствуют себя получившими в ней одинаковую пользу.

8.1. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Участник в любое время может прервать групповую терапию, однако это чаще всего случается в начальной и переходной стадиях работы группы, на фоне конфликтов и напряжения в группе. Уход из группы является трудной и неприятной ситуацией для покидающего ее участника (для него это еще одна жизненная неудача), для всей группы (появляются сомнения в успешной работе) и терапевта (в определенном смысле это и его неудача).

Однако неудачи в групповой психотерапии довольно часты. Так, по данным I.D.Yalom (1966,1985), долгосрочную амбулаторную психотерапевтическую группу в течение первых 12-20 встреч покидает 10-35% участников. W.N.Stone и J.Rutan (1984) указывают еще больший процент (от 20 до 50) несвоевременного прекращения групповой психотерапии. В выполненном G.Bostwick (1987) исследовании 21 психотерапевтической группы в среднем работу прекращали 35% пациентов. Таким образом, процент неудач, когда участники уходят из группы раньше срока, довольно высок, и это свидетельствует о том, что эта форма психотерапии подходит не для всех.

Как уже упоминалось, прекращение посещения группы имеет негативные последствия для всех участников, а также и для терапевта. Как указывают W.N.Stone с сотр. (1980), такие случаи снижают психотерапевтический потенциал группы, вызывают сомнение участников в успешности работы группы. Нередко бывает так, что если группу покидает один, то ее может покинуть и другой или несколько участников, т.е. уход из группы принимает "эпидемический" характер, и это еще больше ослабляет группу. S.Vinogradova и I.D.Yalom (1989) так обобщают последствия ухода участника из группы:

  1. Тратятся энергия и время терапевта и участников, пытающихся удержать покидающего группу.
  2. Тормозится сплочение группы.
  3. Увеличивается опасность обесценивания группы.

Особенно плохо, если участник покидает группу после острой конфронтации или конфликта в группе, потому что его положение в этой ситуации бывает значительно хуже, чем тогда, когда он пришел в группу. Следует отметить и то, что большинство оставшихся в группе испытывает чувство вины из-за того, что, возможно, что-то делали или говорили не так, и это могло повлиять на решение покидающего группу участника. "Отсев" участников отрицательно действует и на терапевта, а для начинающего это может быть настоящей травмой, как и любая очевидная неудача в работе. Опасения, что это приведет к распаду группы, могут стать причиной ошибок терапевта – он может начать заискивать перед группой, избегать конфронтации, конфликтов и пр. Если такое случается, то кончается и психотерапия. Целью группы становится ее сохранение, а не стремление к психотерапевтическим изменениям.

В связи с отрицательными последствиями прекращения групповой психотерапии важно проанализировать и понять возможные причины ухода участника из группы. H.S.Bernard (1989) выделил 4 важнейшие категории причин:

  1. связанные с самим участником;
  2. связанные с терапевтом;
  3. связанные с отношениями участника и терапевта;
  4. связанные с групповым процессом.

Опираясь на материалы исследований, можно конкретизировать причины прекращения психотерапии каждой из этих категорий.

1. Причины, за которые ответственен сам участник

  1. Неспособность выдержать давление других участников, их негативные реакции, когда участник оказывается в положении "аутсайдера", "козла отпущения" (I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989).

  2. Страх перед самораскрытием и возникновением близких отношений (E.R.Sethna, J.A.Harrington, 1971; F.Backeland, L.Lundwall, 1975; I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989), ярко выраженная интровертность (R.R.MacNair, J.G.Corrazzini, 1994).

  3. Боязнь возможного негативного воздействия проблем и нарушений других участников (I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989).

  4. Ригидные психологические защиты, мешающие участвовать в работе группы (G.Bostwick, 1987; H.S.Bernard, 1989).

  5. Несовместимость посещения группы с другими формами помощи, чаще всего с индивидуальной психотерапией или консультированием (I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989).

  6. Интенсивные соматические (психосоматические) жалобы (I.D.Yalom, 1985; R.R.MacNair, J.G.Corrazzini, 1994).

  7. Критические обстоятельства жизни участника (кризисы, резкие изменения в жизни и др.) (I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989).

Некоторые терапевты ограничиваются этими причинами, всю вину за неудачи сваливая на клиентов. Например, I.D.Yalom (1985) указывает только такого рода причины ухода из группы. E.F.Torrey (1986) отмечает, что у всех психотерапевтов есть прекрасное средство самозащиты – в неудачах психотерапии они могут винить психологическую защиту клиентов, их непригодность к психотерапии и нежелание что-либо изменить в себе или в своей жизни и т.д. Как говорят J.A.Kottler и D.S.Blan (1989), у психотерапевта есть выбор объяснений клиенту причин своей неудачной работы – "вы не старались и ничего не делали", или "вы перестарались", или "вам только казалось, что стараетесь". Однако личность терапевта группы, как и вообще психотерапевта, его стиль работы, наконец, его профессиональные ошибки также, несомненно, оказывают влияние на успешность или неуспешность психотерапии.

2. Причины, за которые ответственен терапевт

  1. Неудачный отбор участников в психотерапевтическую группу и недостаточная подготовка ее к работе (H.S.Bernard, 1989).

  2. Непригодный стиль руководства группой, нарушение правила конфиденциальности, необъективность по отношению к участникам группы (M.A.Lieberman, 1972, 1990; M.West, WJ.Livesley, 1986).

  3. Стремление любой ценой угодить участникам, его "нарцисстическая ранимость", как это называет M.F.Weiner (1983).

3. Причины, связанные с отношениями участника и терапевта

  1. Неприязнь терапевта к участнику или участника к терапевту (I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989), недостаточный контакт (W.H.Friedman, 1989).

  2. Слишком агрессивное межличностное взаимодействие между участником и терапевтом (H.S.Bernard. 1989).

R.R.Dies и P.A.Teleska (1985) среди причин прекращения групповой психотерапии особо выделяют неправильные отношения участников и терапевта. Ответственной стороной здесь чаще всего считается терапевт. Полагаем, что вышеупомянутые причины психотерапевтических неудач можно отнести на счет терапевта. Плохие отношения между участниками и терапевтом складываются тогда, когда последний не проявляет уважения к участникам, особенно при конфронтации, не обращает внимания на их потребности и уязвимость. На участников негативно действует и чрезмерная эмоциональность терапевта, когда он слишком раскрывается, становится слишком субъективным, склонен удовлетворять свои потребности в группе.

4. Причины, связанные с групповым процессом

  1. Появление подгрупп, особенно направленных против какого-либо участника (I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989).

  2. "Провокатор" в группе, постоянно вызывающий тревогу у кого-либо из участников, особенно когда терапевт терпимо относится к такому поведению (I.D.Yalom, 1985; H.S.Bernard, 1989).

  3. Дезорганизующие работу группы нерешаемые конфликты (H.S.Bernard, 1989; R.R.MacNair, J.G.Corrazzini, 1994).

Рассмотрев причины возможного прекращения групповой психотерапии, приходится согласиться с парадоксальным выводом I.D.Yalom (1985), что в группе "богатый становится богаче, а бедный – еще беднее, т.е. участник, имеющий меньше навыков для работы в группе, чаще всего терпит неудачу".

Очень важно, как участник покидает группу. Возможны три варианта.

  1. Участник просто перестает посещать групповые встречи.

  2. О своем решении уйти из группы клиент информирует терапевта за пределами группы.

  3. Участник сообщает группе о своем решении.

W.F.Friedman (1989) анализирует возможные действия терапевта в каждом случае. Если участник какое-то время не появляется на встречах группы, с ним следует связаться (позвонить или как-то иначе), выяснить, что случилось, и спросить, не желает ли он еще раз прийти в группу или хотя бы встретиться с терапевтом. Если этого участника в группу направил коллега, его следует информировать, что рекомендованное им лицо перестало посещать группу.

Если участник информирует терапевта вне группы о своем решении прекратить ее посещение, важно постараться пригласить его еще на одну встречу, тем более что одним из правил группы было объяснение причин преждевременного ухода. Покидающий группу участник отвечает не только перед собой, но и перед всеми участниками, поэтому он должен объяснить им причины своего решения. Это дает возможность как покидающему группу, так и другим участникам выразить и обсудить свои чувства, связанные с проблемами в работе группы, позволяет глубже и адекватнее понять, что происходит в группе, и должным образом оценить мотивы покидающего группу участника. Иногда это может изменить его решение, но такое случается редко. В любом случае ни терапевт, ни группа не должны оказывать давление на уходящего участника, стремясь любой ценой удержать его в группе.

Если покидающий группу участник о своем решении хочет рассказать всей группе, для этого обычно выбирается окончание встречи, чтобы избежать более широкого обсуждения этого вопроса. В этом случае терапевт не должен продлевать время встречи, однако необходимо немного поговорить с участником, выразившим желание уйти из группы, после окончания встречи. Терапевту следует попросить участника еще раз прийти на встречу группы. Если просьба окажется безуспешной, терапевт должен инициировать обсуждение проблем и чувств, связанных с этим событием. Иногда участники не желают этого делать, объясняя, что нехорошо говорить о человеке в его отсутствие. Однако в этом случае речь идет не об отсутствующем, а о чувствах участников по отношению к нему, а это разные вещи.

Хотя "отсев" из группы неизбежен в ходе работы, однако терапевту следует учитывать обстоятельства, которые могут уменьшить такие потери. H.S.Bernard (1989) указывает некоторые из них – это старательное создание группы, правильная подготовка к ее работе и особое внимание с самого начала работы группы к трем вещам: правильному балансу "получения и отдачи" каждого участника, выявлению и решению конфликтов и анализу негативных чувств.

8.2. ИСКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКА ИЗ ГРУППЫ

Это особый случай психотерапевтической неудачи, когда терапевт должен принять решение, что участнику лучше покинуть группу. Чаще всего такое случается по двум причинам: участнику может повредить дальнейшее участие в работе группы (угроза оказаться в положении "отвергнутого", возможность психопатологических реакций и др.) или его участие мешает продуктивной работе группы (в некоторых случаях проблематичного поведения). Такой крайний поступок терапевта требует от него большой внимательности, чтобы не навредить ни участнику, которому предлагается покинуть группу, ни дальнейшему развитию всей группы (I.D.Yalom, 1985).

Эта проблема более конструктивно решается на индивидуальной встрече с участником, так как обсуждение в группе может быть непродуктивным из-за защиты участника или из-за возможных неконструктивных реакций других участников.

Исключение одного участника может вызвать острую реакцию группы. Такое решение терапевта участники могут расценить как выражение его субъективности, антипатии к удаляемому участнику. Поэтому терапевту важно мотивированно объяснить свои действия, показать участникам, что он заботится об интересах как всей группы, так и уходящего участника и выполняет свой профессиональный долг. Уходящему из группы участнику надо указать возможные способы альтернативной помощи – ему могут быть полезны индивидуальная психотерапия (консультирование) или группа иного характера. Терапевт должен помочь человеку понять, что это не его неудача, просто эта форма терапии не подходит для него. В индивидуальной беседе вместе с ним следует подробнее обсудить его опыт в группе, чтобы уменьшилась вероятность того, что его уход, из группы будет неправильно истолкован.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 2197
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 4 ТЕРАПЕВТ ГРУППЫ: ЛИЧНОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, НАВЫКИ Важнейшая
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Римас Кочюнас ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКАУчеб. пособие.
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Для стимулирования
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 2 РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП Помочь лучше разобраться
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 3 ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ:ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В течение
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | 7.2. ПЕРЕХОДНАЯ СТАДИЯ Особенности переходной стадии работы группы
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | 4.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ГРУППОВОГО ТЕРАПЕВТА Черты личности терапевта,
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 7 ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Каждая психотерапевтическая
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 6 ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 5 СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ При
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | 4.5. СТИЛЬ РАБОТЫ ГРУППОВОГО ТЕРАПЕВТА С психотерапевтическими группами
  • Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА | Глава 9 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 13 ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ У суфиев есть притча
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 12 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В этой главе в дополнение
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 11 ГРУППЫ ТРЕНИНГА УМЕНИЙ Представленные в предыдущих главах
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 10 ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Среди пациентов Эрика Берна Eric
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 9 ТЕМОЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Темоцентрированное взаимодействие ТЦВ сравнительнонедавно пополнило
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 4 ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ История гештальтподхода к
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 3 ИНКАУНТЕР-ГРУППЫ То, что когда-то начиналось как рискованный
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 2 Т-ГРУППЫ ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ Для тех, кто
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 1 ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП Новый друг обогащает наш дух
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | Предисловие Подобно многим другим авторам учебников, я взялся
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 5 ПСИХОДРАМА Классическая психодрама 150 это терапевтическийгрупповой процесс,
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 6 ГРУППЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ Некоторые психокоррекционные группы 150
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 7 ГРУППЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ Обращаясь
  • К. Рудестам. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ | 8 ГРУППЫ АРТТЕРАПИИ ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ Арттерапия или
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь