|
Р. Кочюнас. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКАГлава 9 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ У большинства профессиональных организаций, объединяющих
терапевтов психотерапевтических групп, кодексы
профессиональной этики схожи прежде всего тем, что переняты
из индивидуальной психотерапии (консультирование) и
отражают модель отношений двух людей. Однако работа с
несколькими людьми (напр., семейная терапия) или
психотерапевтической группой является более сложной и
вызывает специфические проблемы (M.Lakin, 1994). В этом
разделе назовем основные этические требования,
предъявляемые к терапевту, более подробно обсудим проблему
недобровольного участия в группе, вопросы
конфиденциальности и информирования участников.
Групповой терапевт обязан:
9.2. НЕДОБРОВОЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ГРУППЕ Одно из важнейших условий эффективности психотерапевтической группы, как и любой психотерапии, свободное и добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, а также возможность покинуть ее. Только тогда участники могут принять на себя ответственность за результаты своей работы в психотерапевтической группе. Однако встречаются случаи, особенно в
психотерапевтических стационарах, когда групповая
психотерапия является основным методом помощи и у человека
нет выбора. Он обязан 4-5 раз в неделю посещать занятия
психотерапевтической группы. В таких случаях очень важно
дать возможность участникам свободно высказать чувства по
поводу такой "обязательности". Это дает возможность более
открыто говорить о страхах и сопротивлении. Терапевт должен
позволить участвующим не по своей воле выбрать, как
использовать время встречи (молчать, обсуждать только те
вопросы, которые, по их мнению, можно обсуждать в группе и
др.). Иными словами, недобровольно участвующие в группе
лица должны знать, что и в таком случае сохраняются их
права. В любом случае у человека есть выбор остаться
в таком стационаре или искать другие возможности помощи.
Перед началом работы с психотерапевтической группой терапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы. Участники группы должны знать:
Одной из важнейших вещей, о которой должны знать участники, является возможный психологический риск, связанный с участием в группе, и способы его снижения. В группе действуют мощные силы. Их воздействие может быть конструктивным, побуждающим к позитивным изменениям установок и поведения участников, однако может быть и рискованным. Поэтому следует предупредить участников о возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться в психотерапевтической группе (G.Corey, 1990).
Все эти опасности нельзя полностью исключить, поэтому
терапевт должен способствовать уменьшению вероятности их
появления. В группе следует обсудить возможность такого
риска и способы его предотвращения.
Это краеугольный камень профессиональной этики психотерапии (а также и групповой). Терапевт группы должен постоянно подчеркивать требование конфиденциальности, начиная с предварительной беседы. Если выясняется, что кто-либо из участников нарушает данное требование, это должно стать предметом обсуждения в группе. Вполне понятно, что участники хотят поделиться приобретенным в группе опытом с близкими людьми. Не считаются нарушением конфиденциальности случаи, когда участник рассказывает посторонним людям о том, чему он научился на групповых встречах. Но требование конфиденциальности нарушается, когда участник рассказывает другим людям, как учился и что конкретно происходит в группе. Также категорически запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе. С другой стороны, требование конфиденциальности не является абсолютным принципом. В некоторых случаях терапевт группы не связан этим принципом:
Вопрос конфиденциальности имеет определенные особенности в детских психотерапевтических группах (M.S.Corey, G.Corey, 1987). Родители могут интересоваться, о чем их дети говорят в группах. Терапевт отвечает за сохранение конфиденциальности, но вместе с тем не может не считаться с желанием родителей знать, что происходит с их детьми. Родителям можно рассказать о целях группы, а также в общих чертах о поведении детей в группе, но не следует раскрывать, о чем конкретно говорят дети. Желательно, чтобы в разговоре о ребенке в группе участвовал и он сам. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|