А. Грюн. РАЗДИРАНИЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Вступление

Как мне кажется, одно из основных чувств нашего времени это раздирание. Множество людей находятся во внутреннем разладе с самими собой из-за всевозможных требований, которые предъявляют им на работе, в семье, в приходе, в общественной жизни – везде от них чего-то ждут. Зачастую им неведомо, какую они играют роль. Роли их меняются так часто, что они не понимают, кто же они на самом деле.

Внутренний покой становится им недоступен. Вечером они возвращаются с работы, но отключиться не могут. Беспокойство преследует их до сна. Они так растеряны, что не могут "прийти в себя", найти свое "я". Одно обязательство гонит их к другому, и душа их, можно сказать, не поспевает за телом.

Есть одна древняя монашеская история, и она имеет в виду именно эту раздираемость. Старец Пимен спрашивает старца Иосифа: "Скажи мне, как мне стать монахом?" Тот ему отвечает: "Если хочешь обрести спокойствие, то что бы ты ни делал, говори: я – это я! И не осуждай никого!" Греческое слово "monachos" (отшельник) производится, в частности, от "monas" – "единица, простое неделимое вещество". Некий молодой человек чувствует себя раздираемым. Он хочет найти себя, найти спокойствие, обрести целостность. И в любых обстоятельствах он хочет оставаться собой. Иосиф советует ему, чем бы он ни занимался, всегда спрашивать себя: "Я – кто я такой?" Если я тружусь, тружусь я или только одна часть меня? А где же моя другая часть? Где же я весь? Вопрос Пимена, собственно, означает: "Как мне стать единым целым?" Как мне оставаться полностью собой, что бы я ни делал? Как добиться того, чтобы жить целостным человеком, который всегда и всюду в ладу с самим собой? Как пробиться мне сквозь все, что я делаю, что раздирает меня, к своему единству? Помимо этих вопросов, помимо множества ролей, которые я играю, и помимо масок, которые я ношу и которые нацелены менять мое "я", Иосиф еще требует, чтобы молодой человек никого не осуждал. Если я осуждаю, я не в себе, а в том другом. Осуждая других, я отворачиваюсь от самого себя. Иосиф настаивает, чтобы ставящий вопросы оставался при себе. Только так можно выяснить, кто же ты в сущности. Только так прийти к внутреннему единству, к своей целостности. Только так можно стать монахом.

Многие чувствуют себя раздираемыми, обнаруживая в себе стороны, никак не соответствующие их самообразу. Они ужасаются своим садистским фантазиям, своим мазохистским желаниям и их деструктивным тенденциям. И они не знают, как им реагировать на эти теневые стороны: подавить ли их, вытеснить ли в подсознание или просто сбежать от них. Об этом и сказка братьев Гримм:

"Жил-был на свете маленький ребенок; мать давала ему каждый день после обеда мисочку молока и кусочек хлебца, и ребенок садился с мисочкой во дворе. Только начинал он есть, как выползала из стенной щели огненная жерлянка, опускала голову в молоко и ела вместе с ребенком. И ребенок этому радовался; сядет, бывало, со своею мисочкой, а жерлянки все не приходит, и зовет он ее:

Жерлянка-малютка,
Выйди на минутку,
Свежим хлебцем накормлю,
Молочком я напою!
(Пер. с нем. Петникова Г.Н.)

Прибегала жерлянка и пила молоко с удовольствием. Она умела ребенка за это отблагодарить – приносила ему из своих подземных сокровищ разные красивые вещи, блестящие камушки, жемчуга и золотые игрушки. Но пила жерлянка только молоко, а хлебец оставляла.

Взял однажды ребенок свою ложечку, ударил тихонько жерлянку по голове и сказал:

– Послушай, надо и хлебец есть.

А мать в это время была на кухне, услыхала она, что ребенок с кем-то разговаривает, и увидела, что замахнулся он ложечкой на жерлянку, выбежала с поленом на двор и убила добрую жерлянку.

И с той поры ребенка будто кто подменил. Пока он ел вместе с жерлянкой, был он сильным и крепким, а теперь пропал у него на щеках румянец, и он стал худеть. А вскоре потом начала по ночам кричать сова, а малиновка собирала веточки и листья для погребального венка, и в скором времени случилось так, что ребенок лежал уже в гробу."

Каждый из нас носит в себе такую жерлянку, которая обитает в щелях нашей души. Она символ нашей Тени, нашей темной стороны, с которой нам трудно соприкоснуться, которая нам неприятна и которая пугает нас. Пока мы оставляем пространство для теневой стороны и даем жерлянке пить нашего молока, мы чувствуем, что с нами все благополучно. Мы процветаем и получаем всякого рода дары. Но в тот момент, когда "мать" убивает в нас усвоенную часть родительского "я", убивает в нас жерлянку, мы становимся ущербны. Продолжает жить только часть нас, но теряет свою жизнерадостность и румянец, и постепенно умирает. Из боязни перед собственной тенью, перед внутренней трясиной, перед лягушкой, которая обитает в нас, многие убивают в себе свою жерлянку, которая всюду составляла им компанию. Они не хотят, чтобы их видели с таким уродливым существом. Но этим они отрезают себя от собственных корней. Иссушая в себе трясину, они иссушают свою душу и пропадают. Мы можем преодолеть собственное раздирание только если примиримся с теневой стороной в себе, с нереализованной стороной, с трещинами, которые возникают из-за животных сторон, если мы будем обращаться дружелюбно с нашей внутренней жерлянкой.

Другая область, где человек сегодня чувствует себя раздираемым, это человеческие отношения. Молодой человек разрывается между отцом и матерью. Каждый хочет привлечь его на свою сторону и использовать в собственных интересах. Но он любит обоих. Мать же хочет, чтобы он отца ненавидел. Он полностью сбит с толку в своих чувствах. Любовь раздирает его. Девочка любит своего отца, а тот постоянно чернит ее мать, выставляя ее поведение в высшей степени аморальным. Девочка совсем дезориентирована и не знает, как ей поступать со своими чувствами и со своей любовью. Она раздираема между любовью к отцу и желанием быть понятой и принятой матерью. Другие чувствуют себя раздираемыми в дружбе или в браке. Молодой человек влюблен в женщину, но чувствует, что в этой любви нет гармонии. И у него ощущение, что он должен эту связь разорвать, но это ему никак не удается. Женщина любит одновременно двух мужчин и не может сделать выбор. Она чувствует себя все более и более раздираемой. Она хочет сделать все правильно и оказывается между двумя стульями, разодранной и раздвоенной.

Ситуации, приведенные здесь, не содержат ничего нового. С давних времен мудрецы всех народов задумывались над этим. Греки по поводу Единого (to hen) развили свою собственную философию, чтобы найти ответ на страдание от раздирания. В Библия мы видим человека, раздираемого между добром и злом, между грехом и волей Божьей. Монахам был знаком феномен раздирания. И психология изучала это явление, со своей стороны предлагая путь его разрешения. Она указывает на то, что в нас каждый полюс имеет противополюс, как всякая светлая сторона имеет свою теневую. Множество людей отказываются заглянуть на "изнанку" себя. И, не зная ее, дают ей себя увлечь. Они живут в постоянной раздвоенности. В этой маленькой книжке я хочу перевести традиционные ответы на сегодняшнюю ситуацию в надежде, что некоторые читатели найдут пути преодоления – от разлада к единству, от раздвоенности к целостности, от рассеянности к собранности, от беспокойства к умиротворению.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 568
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глубокою покрыто тьмой что в жизни нашей
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТЕХНИКА ПОНИМАНИЯ Перед этим я пытался пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА Введу два понятия, чтобы пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОБЛЕМА МИРА Все, что я говорил вам,
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ НЕИЗБЕЖНОСТЬ МЕТАФИЗИКИ В прошлый раз я пытался
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЗНАНИЕ-БЫТИЕ Я все время пытался подчеркнуть, что
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Я рассказывал до этого
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОСТРАНСТВО МЫСЛИ И ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ Всегда трудно
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЛНОТА БЫТИЯ И СОБРАННЫЙ СУБЪЕКТ Продолжим наши
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И БЫТИЕ Итак, трансцендирование. Продолжим эту
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОНЕ МИФА Я попытаюсь
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | В конце пути Страшно то, что чем старшестановишься,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья ПСИХОЛОГИЯ САМООСОЗHАHИЯ Я в своем представлении
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самопознание или самообман Я знаю все, но только



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь