КСЕНОФАН (580/577 до н.э. 490/485 до н.э.)
древнегреческий философ из г. Колофон (близ Милета и Эфеса). Профессиональный рапсод (сочинитель и исполнитель стихов
под аккомпанемент кифары). Бродяжничал до возраста 92 лет. Ученик Анаксимандра. Был близок к школе элеатов: "первый
среди элеатов цельный ум" (Аристотель). Но в отличие от последних интересовался преимущественно теологической и
космологической (а не онтологической) проблематикой. Отвергал и подвергал критике антропоморфистские представления о
богах (в частности, поэмы Гомера): "Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою // То на богов возвести
ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: // Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро". Фундировал собственные
рассуждения преимущественно яркими поэтическими метафорами. (Стал широко известен следующий фрагмент творчества К.:
"Если быки, или львы, или кони имели бы руки // Или руками могли рисовать и ваять, как и люди, // Боги тогда б у
коней с конями схожими были, // А у быков непременно быков бы имели обличье; // Словом, тогда походили бы боги на тех,
кто их создал. // Черными пишут богов и курносыми все эфиопы, // Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы".)
Отдавал предпочтение "мудрости", свободной прежде всего от чувственных образов. К природе К. относился с
благоговением как к высшему совершенству. Как указывал Аристотель, "распространяя свое понимание на тотальность
универсума, Ксенофан утверждает, что единое есть Бог". Согласно К., "Единое, Бог, высшее меж богов и людей, ни
фигурой, ни мыслями на людей не похоже"; "все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает... без
усилий, силой лишь ума своего все приводит в трепет". При этом, по мысли К., полной уверенности в существовании
богов и единой природы никто не способен достичь, ибо хотя бы некто и встал на верный путь, он бы не узнал этого,
поскольку все есть видимость. (По легенде, когда Эмпедокл заметил К., что мудреца найти невозможно, тот отвечал:
"Так оно и есть, ибо человек, желающий найти мудреца, должен быть мудрым сам".) Мысле-образы К. революционным
путем трансформировали представления людей античного мира о божественном: последнее уже было невозможно представлять по
формам и меркам человеческого.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.