ДИАЛОГ (греч. dialogos беседа) информативное
и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Д. может
трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица "Я" и
"Другого", либо как рационализированный Д., когда событие встречи пересматривается исходя из полученного
результата и приобретает характеристики телеологичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный пласт
общения и гипостазируется теоретико-информативный. Кроме того, следует различать Д. в традиционном понимании
логический, и Д. в современном понимании феноменологический. В логическом Д. связь осуществляется через сферу
общезначимого, через речь (логос), и гарантом понимания является полнота перевоплощения в речевого субъекта, что
оборачивается репрессией индивидуального. Феноменологический Д. непосредственный обмен и перевод между персональными
целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности; кроме диалогизирующих ничего и никого нет. Возможность
взаимопонимания, обоснованная смысловыми параллелями, сходными трансцендентальными структурами и подобием организаций
сознания, не гарантирует адекватности перевода. Полнота понимания может быть обеспечена только знанием языка Другого во
всей его специфике. Зарождение философии напрямую связано с Д., что можно увидеть в майевтике, надстраивающейся над
софистической беседой. Несмотря на постоянную тягу философии к монизму, диалогизм постоянно проявлялся при создании
философских систем (как, например, дуализм). Особое внимание к проблематике Д. назрело в гуманитарных науках под
влиянием литературоведения и герменевтики. Согласно М.Бахтину, так как сознание есть тогда, когда есть два сознания, то
корректнее употреблять вместо "науки о духе" термин "науки о духах (двух по меньшей мере)".
Современное гуманитарное познание выстраивается диалогически, к примеру, как Д. с традицией в герменевтике и истории,
осуществляющийся через внутренний Д. мышление. Проблема Д. чрезвычайно важна для современных концепций теологии, чему
начало было положено, в особенности, в работах Бердяева, Франка, К.Барта, Бубера, Ф.Эбнера, Розенцвейга и др. Бог
раскрывается как абсолютное "Ты", а сама религия рождается не только движением личности к Абсолюту, но и
движением от Бога к человеку. В последнее время рассмотрение диалогических перспектив развертывается в экологии (Д. с
природой) и в культурологии (Д. культур).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.