Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

- Оглавление -


ОГЛАВЛЕHИЕ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922-1996) – американский философ и историк науки, один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально-логических структур научных теорий, К. одним из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Проблемам исторической эволюции научных традиций в астрономии была посвящена первая книга К. "Коперниканская революция" (1957), где на примерах птолемеевской и сменившей ее коперниканской традиций К. впервые осуществил реконструкцию содержательных механизмов научных революций. Коперниканский переворот при этом рассматривается им как переход научного сообщества к принципиально иной системе мировидения, что стало возможным благодаря не только внутринаучным факторам развития, но и различным социальным процессам ренессансной культуры в целом. Свою конкретизацию и наиболее яркое выражение позиция К. нашла в его следующей книге "Структура научных революций" (1962), которая инициировала постпозитивистскую ориентацию в современной философии науки и сделала К. одним из ее наиболее значимых авторов. Анализируя историю науки, К. говорит о возможности выделения следующих стадий ее развития: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная), экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). В допарадигмальный период наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам. Однако со временем происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая начинает интерпретироваться как образец решения проблем и составляет теоретическое и методологическое основание новой парадигмальной науки. Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, одновременно игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории. В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок. Вместе с тем, в рамках принятой парадигмы ученые сталкиваются с рядом "аномальных" (т.е. не артикулируемых адекватно в рамках принятой парадигмы) фактов, которые после многочисленных неудачных попыток эксплицировать их принятым способом, приводят к научным кризисам, связанным с экстраординарной наукой. Эта ситуация во многом воспроизводит допарадигмальное состояние научного знания, поскольку наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Впоследствии из веера конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению профессионального сообщества ученых, предлагает наиболее удачный вариант решения научных головоломок. При этом, приоритет той или иной научной теории отнюдь не обеспечивается автоматически ее когнитивными преимуществами, но зависит также от целого ряда вненаучных факторов (психологических, политических, культурных и т.п.). Достижение конвенции в вопросе выбора образцовой теории означает формирование новой парадигмы и знаменует собой начало следующего этапа нормальной науки, характеризующегося наличием четкой программы деятельности и искусственной селекцией альтернативных и аномальных смыслов. Исключение здесь не составляет и тот массив знаний, который был получен предшествующей историей науки. Процесс принятия новой парадигмы, по мнению К., представляет собой своеобразное переключение гештальта на принципиально иную систему миро-видения, со своими образами, принципами, языком, непереводимыми и несоизмеримыми с другими содержательными моделями и языками. Видимость кумулятивной преемственности в развитии знания обеспечивается процессом специального образования и учебниками, интерпретирующими историю науки в соответствии с установками, заданными господствующей парадигмой. В силу этого достаточно проблематично говорить о действительном прогрессе в истории естествознания. Усовершенствование и приращение знания отличает только периоды нормальной науки, каждый из которых формирует уникальное понимание мира, не обладающее особыми преимуществами по сравнению с остальными. К. предпочитает говорить не столько о прогрессе, сколько об эволюции (наподобие биологической), в рамках которой каждый организм занимает свою нишу и обладает своими адаптационными возможностями. Куновская интерпретация научного прогресса вызвала всплеск критических публикаций, и его последующие работы были связаны с уточнением исходных положений, сформулированных в "Структуре научных революций". В своей монографии "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912" (1978) К. анализирует социально-психологические и теоретико-методологические факторы революции в квантовой физике, на примере которой показывает парадоксальную перманентность революционных открытий, психологию гештальт-переключения при создании новых научных сообществ. Концепция К. оказала огромное влияние на современную философию науки. Обоснованные им историко-эволюционистский подход, антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм), введенные понятия парадигмы и научной революции в значительной степени способствовали преодолению неопозитивистской традиции в философии науки и оформлению постпозитивизма, социологии и психологии науки. [См. "Структура научных революций" (Кун), Парадигма.]

Е. В. Хомич


К НАЧАЛУ


Просмотров: 564
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Е. Н. Молодцова. ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАУКИ | Примечания Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих М.,
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ XI НЕРАЗЛИЧИМОСТЬ РЕВОЛЮЦИЙ Мы должны рассмотреть еще
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая работа является первым полностьюпубликуемым исследованием,
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ I ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ИСТОРИИ История, если ее
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ II НА ПУТИ К НОРМАЛЬНОЙ НАУКЕ В
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ III ПРИРОДА НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ Какова же тогда
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV НОРМАЛЬНАЯ НАУКА КАК РЕШЕНИЕ ГОЛОВОЛОМОК Возможно,
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ V ПРИОРИТЕТ ПАРАДИГМ Чтобы раскрыть отношение между
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI АНОМАЛИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ Нормальная
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII КРИЗИС И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ Все
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС Допустим теперь, что
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ IX ПРИРОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Эти
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ X РЕВОЛЮЦИИ КАК ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА МИР
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ XII РАЗРЕШЕНИЕ РЕВОЛЮЦИЙ Учебники, которые рассматривались нами,
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ XIII ПРОГРЕСС, КОТОРЫЙ НЕСУТ РЕВОЛЮЦИИ Предшествующие страницы
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ ДОПОЛНЕНИЕ 1969 ГОДА Прошло почти семь лет
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Парадигмы как наборы предписаний для научной
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Парадигмы как общепризнанные образцы Парадигма как
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Неявное знание и интуиция Это обращение
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. Образцы, несоизмеримость и революции Все сказанное
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. Революции и релятивизм Одно из следствий
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. Природа науки Я завершаю книгу кратким
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение П.Фейерабенд УТЕШЕНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА 1 Feyerabend
  • Т. С. Кун. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ | Примечания Предисловие Особое влияние на меня оказалиработы: А.Koyreacute.
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь