|
Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТАЧАСТЬ 3 МЕДИТАЦИОННЫЕ ПУТИ: ИХ СУЩНОСТНОЕ ЕДИНСТВО Что касается подготовки к медитации, то в этом различные медитационные системы имеют мало общего. Те системы, которые рассмотрены в этой книге, представлены весьма широким кругом различных подходов к вопросу о необходимости подготовки медитирующего к медитации какую-либо формой очищения. В одних системах – таких как каббала, христианство, бхакти и суфизм, – весьма настоятельно подчеркивается необходимость предварительного очищения, в то время как взгляды Гурджиева и Кришнамурти противоположны – они считают, что такие усилия бесполезны, потому что влекут за собой избегание повседневных жизненных ситуаций. Кроме того есть мнение – в ТМ и в Дзен, – что подлинная чистота приходит спонтанно, как побочный продукт самой медитации. Крайнюю точку зрения представляют тантристы школы Бон Марга, проповедуя отказ от сексуальных и других приличий, как элемент духовной практики. Мнения о месте для медитации также весьма различны. Отцы-пустынники, удалявшиеся в безлюдные места египетской пустыни, советовали избегать шумных мест и плохих компаний отшельничество было неотъемлемой частью их программы самодисциплины. Современные индийские йоги стремятся в изолированные лесные и горные убежища по тем же причинам. Западные варианты индийской йоги, такие как ТМ, – против каких-то насильственных изменений привычек повседневной жизни – вместо этого медитация просто включается в нормальный режим дня. Для интенсивной практики Дзен больше всего подходят монастырские условия, но, так же как и ТМ, такая практика может быть частью повседневной жизни медитирующего. Как Кришнамурти, так и Гурджиев подчеркивали, что семья, работа и базарные площади – это наилучшая среда для внутренней дисциплины, дающая материал для медитации. Однако большинство классических медитационных систем считают, что монастырь или ашрам – это оптимальное место для медитации, а монахи или йоги – идеальная компания; отречение – высшее предназначение, а священные писания – лучшее чтение. Современные медитационные системы, такие как ТМ, побуждают своих последователей не порывать с организационными узами и деятельностью до тех пор, пока ученик живет обычным для себя образом жизни, не внося в него коренных изменений. Кришнамурти, пожалуй, единственный среди духовных учителей, кто не советует ученику стремится к компании себе подобных, и кто отрицательно относится к поискам учеником своего учителя или мастера, что является существенным элементом всех остальных систем. Кришнамурти уникален и тем, что не стремился распространять свое вполне сложившееся учение. Хотя другие школы, такие как Дзен, и не делают особого упора на интеллектуальных занятиях, у всех у них есть как формальные, так и неформальные учения, которые усваивают ученики. В некоторых традициях формальное обучение играет главную роль. Так, например, бенедиктинский монах должен проводить треть дня в изучении писаний, а остальные две трети – занимаясь молитвой (той же медитацией) и физическим трудом. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> БиблиотекаКатегория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|