Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Третий курс. Старший класс
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ И ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ



Второй отдел

ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Введение


§1

Энциклопедия должна рассматривать весь круг наук, характеризуя предмет каждой из них и его основное понятие.

§2

Многообразие практических знаний о каком-нибудь всеобщем предмете, сведенное к единству всеобщих представлений, и мысли, возникающие при рассмотрении сущности этого предмета, образуют, если их соединить друг с другом, частную (besondere) науку.

§3

Когда в основе этого соединения лежит эмпирический материал, из которого она извлекает некоторую лишь обобщающую его всеобщность, тогда наука носит преимущественно исторический характер. Когда же сначала следует всеобщее в виде основных определений и понятий и все особенное нужно выводить из него, тогда наука преимущественно имеет более научный в собственном смысле слова характер.

§4

Для круга знаний, который должен составлять особенное содержание (das Besondere) некоторой науки, абсолютной границы не существует, ибо каждый всеобщий или, лучше сказать, конкретный предмет можно разделить на его виды или части и каждый такой вид снова рассматривать как предмет особой науки.

§5

В обычной энциклопедии науки описываются эмпирически, в том виде, в каком они существуют. В ней они должны быть представлены полностью и, кроме того, приведены в такой порядок, когда все сходное и подпадающее под одни и те же определения ставится рядом соответственно аналогичному родству.

§6

Философская же энциклопедия есть наука, раскрывающая необходимую, определенную понятием взаимосвязь, и философское происхождение основных понятий и принципов наук.

§7

Философская энциклопедия является, собственно говоря, изложением всеобщего содержания философии, ибо все, что в науках основано на разуме, зависит от философии; то же, что основывается в них на произвольных и внешних определениях, т.е. является, как его называют, позитивным и статутарным, а также все чисто эмпирическое находится за ее пределами.

§8

По способу, каким они познают, науки бывают либо эмпирическими, либо чисто рациональными. Рассматриваемые абсолютно, как те, так и другие должны иметь одно и то же содержание. Цель научных устремлений состоит в том, чтобы все известное чисто эмпирически возвысить до всегда истинного, до понятия, сделать рациональным и тем самым включить в состав рациональной науки.

§9

Науки расширяются отчасти в эмпирическом плане, отчасти в рациональном. Последнее происходит тогда, когда существенное вычленяют все больше и больше, постигают его под углом зрения всеобщности и эмпирическое выражают в понятиях. Рациональное расширение наук является вместе с тем и расширением самой философии.

§10

Целое науки делится на три главные части: 1) логику, 2) науку о природе, 3) науку о духе. – А именно логика есть наука о чистом понятии и абстрактной идее. Природа и дух составляют реальность идеи, первая – как внешнее наличное бытие, второй – как знающий себя. (Другими словами: логическое есть вечно простая сущность в себе самом; природа есть эта же сущность как отчужденная (entaubert); дух же есть возвращение этой сущности в себя из своего отчуждения.).

§11

В отличие от чистой науки, или логики, все науки о природе и духе можно рассматривать как прикладное знание, как систему реальных, или же частных, наук, так как они представляют собой систему чистого знания в форме природы и духа.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 701
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Е. Н. Молодцова. ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАУКИ | Примечания Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих М.,
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Второй курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | См. Философия права, т.VII. М.-Л.,1934, §118, стр.137.В издании
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Второй курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Третий курс. Старший класс УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Третий курс. Старший класс УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Третий курс. Старший класс УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Третий курс. Старший класс УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Второй курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Второй курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Второй курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Второй курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Курс первый. Младший класс УЧЕНИЕ О ПРАВЕ,
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Курс первый. Младший класс УЧЕНИЕ О ПРАВЕ,
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Курс первый. Младший класс УЧЕНИЕ О ПРАВЕ,
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Курс первый. Младший класс УЧЕНИЕ О ПРАВЕ,
  • Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Курс первый. Младший класс УЧЕНИЕ О ПРАВЕ,
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Об авторе Петер Шульц родился в 1958 году.
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ К ВОПРОСУ
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ДВЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Глава 3 ЧЕЛОВЕК КАК ANIMAL RATIONALE СТУПЕНИ КОГНИТИВНОГО
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Глава 4 ЧЕЛОВЕК КАК ПРИРОДНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Глава 5 ЧЕЛОВЕК КАК ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО ПОНЯТИЕ ПСИХИКИПрежде
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Глава 6 ЧЕЛОВЕК КАК ANIMAL SOCIALE ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО
  • П. Шульц. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | Библиография Список используемой и рекомендуемой литературыГлава I:Fets R.
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ А Б В Г Д Е Ж



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь