ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



ПОКАЯНИЕ

Преп. Иоанн Кассиан

– Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать более тех грехов, в коих каемся и в коих обличает нас совесть; доказательством же удовлетворения за них с нашей стороны и их нам прощения служит изгнание из сердец наших и самого сочувствия к ним.

Преп. Исаак Сирин

– Некто был спрошен: что есть покаяние? И ответил: оставление прежнего и печаль о нем, также – сердце сокрушенное и смиренное.

– Когда человек, памятуя прежние грехи свои, наказывает себя, тогда Бог благоволительно взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от пути Его сам человек наложил наказание, что служит знаком покаяния. И чем более принуждает душе своей, тем более приумножается Богом благоволение к нему.

– Покаяние есть вторая благодать и рождается от веры и страха; страх же есть отеческий жезл, управляющий нами, пока не достигнем духовного рая благ; после чего он отходит от нас.

– Смрадное море между нами и мысленным раем можем мы перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море.

Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий; любовь же – Божественная пристань. Страх вводит нас в корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и путеводит к Божественной пристани, которая есть любовь. К сей пристани приходят все, трудящиеся и обремененные, – покаянием. И когда достигаем мы любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш совершен.

Преп. Максим Исповедник

– Брат сказал: отчего это, отче, не имею сокрушения? Старец ответил: оттого что у нас с тобою нет страха Божия пред очами нашими, оттого что сделались мы убежищем всякого зла и страшные Божий прощения презираем, как пустые представления.

– Плод покаяния есть бесстрастие души; бесстрастие же есть изглаждение греха. Не имеем еще мы совершенного бесстрастия, если мы иногда бываем стужаемы от страстей, а иногда – нет.

Преп. Ефрем Сирин

– Покаяние – праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках (Лк. 15, 7).

– Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины торжествуют, возбуждаемые к веселью покаянием.

– Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

– От прародительного греха освободились мы чрез св. крещение, от тех же грехов, на которые дерзали мы по крещении, освобождаемся не иначе, как посредством покаяния.

Преп. Нил Синайский

– Осудим себя – и Судья умилостивлен, ибо Он, как благой, радуется, видя, что грешник расточает бремя свое.

– Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием, потому что образ Божий'' должны мы представить в себе чистым.

– Мудр тот человек, который прежде совершенного покаяния не перестает со скорбью памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне.

Преп. Антоний Великий

– День и ночь боли о грехах своих.

– Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтобы они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, когда ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай и речей о том не заводи, говоря: я то сделал или это нарушил, ибо это может послужить тебе в преткновение. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтобы опять не возбудить похотения их и это не послужило бы тебе в соблазн.

Преп. Иоанн Карпафский

– Содеянный грех почти тотчас сам гонит кающегося к Богу, как только он примет в чувство зловоние, тяготу и неистовство греха. Кто же не хочет преклониться на покаяние, того не гонит он к Богу, а удерживает при себе и вяжет его неразрешимыми узами, делая сильнейшими и лютейшими пагубные пожелания.

– Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да не падает он духом и да не расслабляется нравом, но под действием слов Исаии, выпрямясь, да благодушествует, такую воспевая песнь: Могущии, покоряйтеся: о, лукавые бесы! Аще бо паки возможете, паки побеждени будете, и иже аще совет совещаете, разорит Господь... яко с нами Бог (Ис. 8, 9-10). Бог, восставляющий низверженных и заставляющий врагов наших раздираться скорбью и досадой, коль скоро покаемся.

– Как можем мы преодолеть укоренившийся прежде грех? Нужно самопринуждение. Ибо говорится: Муж в трудех труждается себе и изнуждает (насильно прогоняет) погибель свою (Притч. 16, 26), всегда любопряся возводить помыслы свои горе к святыне. Насилие насилием разрушать не воспрещено законами (насилие греха насилием добрых стремлений).

Авва Зосима

– В устремлениях произволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно.

– Если кто Мафусаиловы проживет лета, а не будет шествовать тем прямым путем, каким шествовали все святые, говорю о пути обесчествования и несправедливых укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет ни много ни мало и не обретет сокрытого в заповедях сокровища, а только напрасно потратит все лета жизни своей.

Илия Екдик

– Которые не имеют расположения приносить покаяние, те чаще и грешат; а которые не по расположению грешат, тем удобоисполнимое покаяние, в котором к тому же редко и потребность бывает.

Прпп. Каллист и Игнатий

– О поскользновении св. Исаак Сирин говорит: "Не тогда будем печалиться, когда поскользнемся в чем-либо, но когда закосневаем, потому что поскользновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное умертвие. Печаль же, какую чувствуем о своих поскользновениях, вместо чистого делания, вменяется нам по благодати. Кто в надежде на покаяние поскользнется вторично, тот лукаво поступает с Богом. Неведомо нападает на такого смерть и не оставляет ему времени, чтобы, как надеялся он, покаяться и исполнить дела добродетели".

Он же (св. Исаак Сирин) говорит: "Ежечасно надлежит нам знать, что в сии 24 часа дня и ночи мы имеем нужду в покаянии. Значение же слова покаяние, как думали мы из действительного свойства вещей, таково: оно есть с исполненною сокрушения молитвою приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего и болезнование о хранении будущего. Благодать на благодать людям по крещении дано покаяние, ибо покаяние есть второе рождение от Бога".

Преп. Феогност

– Не будем мы наказаны в будущем веке за то, что грешили, и не будем осуждены по сей причине, получив естество изменчивое и непостоянное; но – за то, что, согрешив, не покаялись и не обратились от злого пути к Господу, получив власть и время имея на покаяние. Бог благ и милосерд к кающимся, хотя изображается Он угрожающим и гневающимся; но это – на зло и грех, а не на нас, которых всегда готов принять, коль скоро увидит слезу сокрушения на лице нашем. Когда случайно пошатнешься в добром стоянии, не трепещи, а выпрямись поскорее, спеши возвратиться к прежнему благоустроению печалью, жалением, самоукорением и слез довольным излиянием в сокрушении духа; в силу коих, исшедши из случившегося падения, внидешь в лоно спасительного радования, полагая в сердце вперед твердо стоять, чтобы, опять прогневав Бога Судью, не иметь нужды в слезах и сокрушении в очищении; ибо если здесь этого не будет, то всеконечно в будущем не миновать там мук достойных.

Преп. Иоанн Лествичник

– Преждепадения в грех бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения – неприступно строгим.

Св. Григорий Синаит

– Вкусить мучение совести здесь или в будущем не всех удел, а одних тех, кои погрешают против веры и любви. Она, держа меч ревности и обличения обнаженным, без жалости мучит. Кто противится греху и плоти, того она утешает, а кто подчиняется им, тех мучения ее преследуют, пока не покаются. И если не покаются, мучение переходит с ними в другую жизнь и там продлится вовеки.

Блаж. Диадох

– Те из нас, которые соделались причастниками святого ведения, всеконечно должны будем отдать отчет и в невольных парениях ума, как говорит Иов: Назнаменал же еси, аще что неволею преступих (Иов. 14,17) и праведно. Ибо, если кто будет всегда памятовать о Боге и не будет небречь о св. Его заповедях, тот ни в невольный, ни в вольный грех не впадет. Надлежит нам тотчас и о невольных падениях сокрушенное исповедание приносить Владыке, прилагая его к совершению обычного начала молитвенного правила. Если же не будем достодолжно и об этих невольных грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, – ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть. Обрадоваемая же любовью Бога душа, в час разлучения от тела, с ангелами мира несется выше всех темных полчищ, потому что такая душа некако окрылена бывает духовной любовью, имея в сей любви полное, без всякого недостатка, исполнение закона. Почему исходящие из сей жизни с таким дерзновением и во второе пришествие Господне восхищены будут со всеми святыми. Те же, которые во время смерти хотя мало поражаемы бывают страхом, будут оставлены тогда в толпе всех других людей, как состоящие под судом, чтоб испытаны быв огнем суда, должный им, по делам их, удел получили от благого Бога.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 596
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ПРОЛОГ Вначале я взываю к Первоистоку, откуда исходит
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА I О ступенях восхождения к Богу и
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА II Об узрении Бога в Его следах
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА III Об узрении Бога через Его образ,
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА IV Об узрении Бога в Его образе,
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА V Об узрении божественного единства через его
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА VI Об узрении Пресвятой Троицы в Ее
  • Бонавентура. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДУШИ К БОГУ | ГЛАВА VII О духовном и мистическом восхищении, в
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава пятидесятая О кратких молитовках,
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок пятая Если судим
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава пятьдесят первая О молитве
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава пятьдесят вторая Способствование к
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава пятьдесят третья Дело молитвы
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава первая О Пресвятом Таинстве
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава вторая Как надлежит принимать
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава третья Как углублением в
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава четвертая О причащении духовномПричащаться
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава пятая О благодарении БогаВсякое
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава седьмая О сердечной теплоте
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок девятая О молитве
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок восьмая Как научиться
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок седьмая Что такое
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок шестая О молитвеХотя
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава тринадцатая Четвертое искушение в
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок четвертая Предостережение от
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок третья О том,
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок вторая Сколько времени
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок первая Как в
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сороковая Должно любить случаи
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава восемнадцатая Необходимо душе пребывать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь