преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ

- Оглавление -


ОГЛАВЛЕHИЕ




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава пятьдесят третья

Дело молитвы в невидимой брани

Говоря о молитве, я внимание твое преимущественно обращал на то, как возвести молитву до свойственной ей степени. Могло тебе показаться странным, что когда речь у нас о невидимой брани и тебе желательно знать, какое пособие подает в сей брани молитва, ты слышишь лишь о том, как молитву сделать настоящею молитвой. Не дивись сему, потому что тут только молитва и становится победоносным орудием в невидимой брани, как сделается настоящею, т. е. внедрится в сердце и станет непрестанно в нем действовать. С сего момента она делается непроницаемою, непреодолимою и непереходимою оградою души, не допускающею к ней ни стрел вражеских, ни страстных нападок плоти, ни обольщений со стороны мира прелестного. Самим присутствием своим в сердце она пресекает брань невидимую. Посему и внушалось тебе: поспеши привить к сердцу действо молитвы и попекись о том, чтоб она была там в непрестанном движении. Ибо это то же, что сказать: сделай так, и без борьбы будешь являться победителем.

Это так, действительно, и бывает. Но пока-то дойдет твоя молитва до такой силы, враги не дадут тебе покоя, и тебе и минуты не обойтись без брани или опасений ее. Помощна ли тут молитва? Всеконечно, и более, нежели всякое другое орудие духовной брани. Она всегда привлекает Божию помощь, и сила Божия отражает врагов; только будь она усердна и предана в волю Божию. Место ее в самом начале противоборства нападениям вражеским. Вот как идет все дело. Когда внимание, как страж неусыпный, дает знать о подступах вражеских и стрелы их восчувствуются – то есть или помысл страстный, или движение страсти появятся внутри,- ревнующий о спасении дух, осознав в этом злобное дело вражеское, своих сил напряжением нещадно отражает то от сердца, не давая туда про-никнуть, и в то же время в одном почти с сим акте внутреннем возносится молитвою к Господу, призывая Его на помощь. Помощь приходит, враги рассеивают-ся, и брань стихает.

Св. Иоанн Колов приточно изображает это так, говоря о себе: "Я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Так как он не может стоять против них, то поспешно взлезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келии и вижу злые помыслы, восстающие на меня; и как у меня недостает сил против них, то прибегаю к Богу посредством молитвы и спасаюсь от врага" ("Достопамятные сказания", п. 11).

Св. Исихий пишет о сем в своем "Слове о трезвении и молитве": "Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутри, чтобы узнавать входящих; узнав же, тотчас противоречием сокрушать главу змия, с воздыханием возопив в то же время ко Христу Господу. И получишь тогда опыт невидимого Божеского заступления" (п. 22).

Еще: "И так всякий раз, как случится умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа; и тотчас увидим, что они начнут рассеиваться, как дым в воздухе,- как научил нас опыт" (п. 98).

И еще: "Мысленную брань будем вести в таком порядке: первое дело – внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него из сердца с гневом слова клятвы; третье затем дело – помолиться против него, обращая сердце к призыванию Господа Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтоб иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником" (п. 105).

И еще: "Прекословие обыкновенно преграждает дальнейший ход помыслам, а призывание имени Иисус-Христова изгоняет их из сердца. Как только вообразится в душе прилог представлением чувственного какого-либо предмета, как то – оскорбившего нас человека или женской красоты, или сребра и злата, или когда все подобное бывает в нашей мысли, тотчас обличается, что привели в такое мечтание сердце наше духи – злопамятства, блуда, сребролюбия и другие. Если ум наш опытен, обучен и навык блюсти себя от приражений вражеских и видеть ясно, как днем, обольстительные мечтания и прелести лукавых, то тотчас отпором, прекословием и молитвой Иисус-Христовою легко угашает разженные стрелы диавола, не позволяя страстному мечтанию увлекать вслед себя и наши помыслы, и помыслам сим согласоваться с призраком прилога, или дружелюбно беседовать с ним и вдаваться в многомыслие, или сосложиться с ним – за чем с некоторою необходимостью следуют худые дела, как ночь за днем".

И много подобных мест найдешь ты у св. Исихия. У него встретишь полное очертание и всей невидимой брани, и я советовал бы тебе почаще перечитывать его о трезвении и молитве слово.



ОГЛАВЛЕHИЕ
Библиотека
Просмотров: 550
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать четвертая Как враг
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава двадцать пятая О том,
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава двадцать шестая Как исправлять
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава двадцать седьмая Воину Христову
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава двадцать восьмая Что делать,
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава двадцать девятая Какого порядка
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцатая Как диавол утверждает
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать первая Как враг
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать вторая О кознях
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать третья Как враг
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава двадцать четвертая Общие уроки
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать пятая Некоторые указания,
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать шестая О порядке
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать седьмая Какие расположения
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать восьмая В добродетелях
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тридцать девятая Не должно
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сороковая Должно любить случаи
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок первая Как в
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок вторая Сколько времени
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава сорок третья О том,
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава пятнадцатая О том, что
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава пятая О погрешительности мнения
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава седьмая О том, как
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава восьмая О том, почему
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава девятая О хранении ума
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава десятая Как обучить волю
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава одиннадцатая Некоторые напоминания, могущие
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава двенадцатая О многих желаниях
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава тринадцатая О том, как
  • преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава четырнадцатая Как быть, когда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь