Ведущий заранее, перед началом тренинга заготавливает понятия, которые будут служить стимулами ассоциаций. Желательно, чтобы понятия включали в себя два слова (обычно - существительное и прилагательное). Хорошо, если вперемешку с простыми, бытовыми понятиями будут и абстрактные. Можно включать редкие, непонятные слова. Примеры:
- "Зеленые носки",
- "Большой рюкзак",
- "Складной стул",
- "Скучная вечеринка",
- "Закон сохранения",
- "Прямой угол",
- "Коллаборативное поведение".
Упражнение начинается с того, что ведущий обращается к нескольким участникам и задает каждому вопрос такого рода:
- Василий, скажи пожалуйста, с чем ассоциируются у тебя зеленые носки?
Если Василий отвечает что-то вроде: "С утром, когда я собираюсь на работу, но не могу найти второй носок", то ведущему необходимо поправить ответ и конкретизировать: "Значит, Василий, зеленые носки у тебя ассоциируются с утром буднего дня?" На этом этапе важно подвести участников к тому, чтобы они отвечали не расплывчато, а конкретно. То есть на понятие-стимул они должны отвечать понятием-ассоциацией.
Когда ведущему удастся настроить ответы участников на логический манер, происходит переход к собственно упражнению. Ведущий сообщает, что просит теперь участников отвечать сложными ассоциациями: то есть не непосредственными ассоциациями, а опосредованными. Приводится пример:
- С чем ассоциируется большой рюкзак?
- С невкусной кашей.
- Почему?
- Большой рюкзак ассоциируется с походом. Поход - с возможностью сломать ногу. Сломанная нога с больницей. Больница - с невкусной кашей.
Упражнение проходит, таким образом, в форме интеллектуальной игры. Ведущий задаёт исходное понятие. Кто-то один из участников сообщает конечную ассоциацию. Остальные игроки (ведущий может к ним присоединиться) пытаются угадать промежуточные ассоциации. Как только кто-то угадает, участник, загадавший ассоциацию, поднимает руку (или делает иной жест), показывая, что загадка разгадана. Происходит переход к следующему участнику.
Если длительное время участники не могут угадать цепочку ассоциаций, ведущий может призвать помочь загадавшего. Для этого можно раскрыть, например, второе или предпоследнее звено в цепи.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.