Программа тренинга мотивации достижения

Введение.

В 60-е годы в западных странах получили широкое распростране- ние мотивационные тренинговые программы для бизнесменов. Практи- чески все они были направлены на развитие мотивации достижения у представителей деловой среды. Инициатор этих курсов Д.Макклел- ланд считал, что мотивация достижения предпринимателей является необходимой промежуточной переменной, стимулирующей общее эконо- мическое развитие любой страны. Другими словами, он считал, что, для того чтобы интенсифицировать экономический рост той или иной отрасли промышленности, той или иной страны недостаточно создать совокупность благоприятных экономических условий: крайне важную роль играет "человеческий фактор". При прочих равных условиях бо- лее высоких экономических успехов достигают те предприятия (от- расли, страны), во главе которых оказываются люди с высокой моти- вацией достижения. Многие из этих идей были апробированы в кур- сах мотивационного тренинга в ряде развивающихся стран и были по- лучены весьма неплохие результаты.

По мере того, как совершенствовались технологии развивающих курсов, направленных на повышение мотивации достижения, расширял- ся круг адресатов, изучались и результаты, к которым приводило прохождение тренинга мотивации достижения. Так, оказалось, что тренинг мотивации достижения существенно изменяет (особенно у учащихся-подростков и мальчиков) отношение школьников к использо- ванию своего свободного времени, к выработке и перспективному планированию профессиональных намерений и глобальных жизненных целей. Если, к примеру, стойкого повышения IQ и успеваемости в школе практически не наблюдалось, то в вышеуказанной области ре- зультаты различных курсов тренинга совершенно однозначны: 100%(!) прошедших тренинг против всего 27% непрошедших отмечали связь между хорошей учебой и будущей своей профессиональной карьерой, 77% первых и 11% вторых имели высокий суммарный показатель выра- женности мотивации достижения во внеучебных занятиях (оценива- лось по результатам телефонного опроса: учащимся неожиданно зво- нили и спрашивали о том, что они делали в момент перед звон- ком).Примерно такие же результаты были получены по отношению к другим слоям населения.

Что касается причин возникновения мотивационных особенностей у людей, то исчерпывающих ответов на этот вопрос нет. Безусловным однако является влияние семьи и социума. Так, к примеру, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достиже- ния формируется у детей только в таких семьях, где родители пос- тоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отли- чались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И напро- тив в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, дирек- тивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим стано- вилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировал- ся низкий уровень мотивации достижения в целом.

Что же отличает мотивацию достижения от мотивации избегания? По данным различных авторов главными отличительными особенностями являются следующие категории мотивации достижения:

1) Самостоятельная постановка цели субъектом; 2) Стремление достичь самостоятельно поставленной цели; 3) Отсутствие стремления понравиться кому-либо в целях, сред- ствах и результатах деятельности; 4) Предпочтение средних или чуть выше средних по сложности задач.

Эти четыре категории и являются базовыми в проведении любого тренинга мотивации достижения и особенно в диагностике уровня мо- тивации достижения.

На современном этапе нет каких-либо значимых отличий в ис- пользовании конкретных методов развития мотивации достижения в зависимости от уровня развития участников тренинга. Исключение составляют лишь дети дошкольного и младшего школьного возрастов, для которых наиболее доступным методом является метод игры. Дан- ная программа ориентирована на тех, кому от 11-ти и выше.

Цель тренинга: Достижение стойкого повышения уровня мотива- ции достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неуда- чи у участников тренинга.

Задачи тренинга: 1. Достижение того, чтобы у участников тре- нинга по окончании его появились/развились стойкие желания и уме- ния в самостоятельной постановке целей деятельности, 2. Развитие стойкого стремления к достижению самостоя- тельно поставленной цели. 3. Нивелирование стремления понравиться окружающим людям в своих целях, средствах и результатах деятельности. 4. Обучение умению и желанию выбирать средние или чуть вы- ше среднего по сложности выполнения задачи. Объект тренинга: каждый, кому одиннадцать и более лет, и кто желает стать несколько более целеустремленным и счастливым.

1. Содержательные аспекты работы в тренинге мотивации достижения.

Как было уже указано основными категориями мотивации достиже- ния являются: самостоятельная постановка цели, стремление дос- тичь самостоятельно поставленной цели, отсутствие стремления пон- равиться и предпочтение средних по трудности задач. В связи с этим необходимо отметить то, что эти категории находятся в глубо- кой взаимосвязи между собой и, отражая отдельные стороны мотива- ции достижения, они не могут рассматриваться как самостоятельные факторы, независимо от других помогающих/в случае отрицательной заряженности мешающих развитию мотивации достижения. Для измене- ния уровня мотивированности особенно важным представляется не парциальное использование этих категорий в методах: упражнениях, играх и т.д., а синтетическое использование по крайней мере двух категорий в каждом методе.


Поэтому, как правило, на практике речь идет уже не об этих ка- тегориях или показателях, а о формирующих влияниях. Так Д.Мак- клелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:

1) формирование синдрома достижения, т.е. преобладания у человека стремления к успеху над стремлением избегать неудачи; 2) самоанализ; 3) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкрет- ных видах поведения и в жизни в целом; 4) межличностная поддержка. Каждая из этих групп склады- вается в свою очередь из совокупности более конкретных влияний.

Так, например, формирование синдрома достижения предполагает :

а) обучение способам создания проективных рассказов с яр- ко выраженной темой достижения, б) обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией достижения (предпочтение средних по трудностей целей и избегание легких и очень сложных целей; пред- почтение ситуаций с личной ответственностью за успех дела; избе- гание ситуаций, где цель задают другие люди; предпочтение ситуа- ций с обратной связью и т.д.), в) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотива- цией достижения; анализ этих примеров при помощи системы катего- рий, используемых при диагностике мотивации достижения.

В программе данного тренинга заложено использование всех форми- рующих влияний.

2. Особенности форм и методов проведения тренинга мотивации достижения.

В процессе тренинга участникам выдается стимульный материал:

категории содержания проективных рассказов, отражающие мотивиро- ванность на достижение и избегание, рисунки с темой достижения. Также выдается материал, репрезентирующий ситуацию тренинга: пе- речни категорий и характеристик, свойственных мотивации достиже- ния успеха, а также упражнения для самостоятельного исполнения.

По окончании тренинга каждому желающему выдается справка о про- хождении тренинга мотивации достижения.

3. Структурные компоненты занятий.

Продолжительность тренинга составляет два дня, в два этапа. Продолжительность одного этапа - пять часов, включая один перерыв.

В соответствии с традиционными представлениями о поэтапности усвоения мотива достижения весь тренинг разбит на шесть шагов (по три на каждый этап):

1) привлечение внимания участников к содержанию тренинга; 2) получение участниками в ходе различных игр и при выполнении специальных упражнений опыта мышления, поведения и эмоционально- го реагирования, отвечающего данному мотиву; 3) усвоение участниками специальных терминов, обозначающих раз- личные компоненты формируемого мотива; 4) соотнесение данного мотива каждым участником со своим идеа- лом, со своими основными духовными ценностями и личностное приня- тие мотива; 5) практическое использование участниками (с помощью ведущего) знаний, полученных в ходе тренинга, в реальных жизненных (тренин- говых) ситуациях; 6) самостоятельное поведение участников в соответствии с ус- военным мотивом на фоне уменьшающейся помощи и ослабляющегося контроля со стороны ведущего.

Каждый шаг в среднем занимает около полутора часов, но в зави- симости от потребности, категории участников ведущий вправе варьировать временные затраты.

4. Программа занятий.

Первый день.

1) Знакомство, вступительная речь. 2) Первый шаг: привлечение внимания участников к содержанию тренинга.


а) Проведение небольшого теста (по Шмальту): всем участникам раздается картинка с темой достижения и перечень восемнадцати ут- верждений ("Он считает, что справится с этим" и т.д.); затем каж- дый по очереди выбирает то утверждение, которое, на его взгляд, соответствует изображению на картинке; после этого ведущий каждо- му участнику ставит небольшой "диагноз" в полушутливой форме. б) Краткий рассказ о двух категориях людей: с высокой и низкой мотивацией достижения, о тех, кто бывает счастлив и о тех, кто не бывает счастлив никогда. в) Проведение эксперимента: вызывается доброволец и ему в руки дается небольшой текст; затем сообщается, что доброволец с этим текстом в течении трех минут должен выполнить какие-то действия; ему дается 30 секунд на размышление: сам он будет задавать себе цель или же ведущий; после того как доброволец решил - его садят. г) Второй эксперимент: то же самое, только добровольцу одноз- начно самому следует поставить перед собой цель,и после того, как доброволец определился его не садят, а предлагают выполнить зада- ние (если доброволец решил, что цель задает ведущий, то ему пред- лагается задание: сосчитать все запятые в тексте); если цель дос- тигнута - то доброволец награждается апплодисментами; д) Третий эксперимент: вызывается очередной доброволец и ему предлагается на выбор: либо же надо вслух прочесть довольно длин- ный прозаический текст (примерно на 3 мин.), либо же из готового набора слов (около 20-ти) составить фразу из 6-8 слов и дважды ее музыкально пропеть. е) Четвертый эксперимент: вызывается доброволец и ему сообщает- ся, что у экспериментатора имеется девять заданий по возрастаю- щей степени трудности: первое самое легкое, а девятое самое тяже- лое; добровольцу предлагается выбрать номер задания и его выпол- нить (арифметическое действие). ж) Происходит обсуждение, в процессе которого участникам объяс- няется соответствие экспериментов категориям мотивации достижения. 3) Второй шаг: получение участниками опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования, отвечающего мотиву достижения.

а) Составление проективных рассказов с ярко выраженной темой достижения: участникам выдается список категорий мотивации дости- жения, которые необходимо использовать в рассказе: потребность достижения успеха, инструментальная деятельность, направленная на достижение цели, ожидание успеха, похвала как результат высокого достижения и позитивное эмоциональное состояние, связанное с ра- ботой, достижением, успехом в осуществлении поставленной цели; объясняется значение каждой категории и выдаются картинки, на ко- торых так или иначе присутствует тема достижения; участникам дается время на подготовку (5 мин.), после чего каждый вслух ог- лашает свой рассказ; ведущий кратко анализирует каждый рассказ.

б) Предпочтение средних по трудностей целей: так же как и выше ведущий оглашает, что у него имеется набор заданий по девяти сте- пеням сложности; каждый по очереди выбирает сложность задания и решает соответственную задачу; причем, задачи 1-4 уровня очень легкие, 5-6 нормальные, а 7-9 фактически нерешаемые. в) Предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответствен- ность за успех дела: одного добровольца просят выйти; оставшимся предлагают решить задачу (не очень трудную, но требующую сосредо- точенности), причем решать надо коллективно; по истечении 3 ми- нут коллектив оглашает свое решение; затем возвращается доброво- лец и ему дается точно такая же задача; затем по очереди каждый рассказывает о том, что он чувствовал во время решения задачи. г) Вызываются два добровольца; каждому выдается кусочек текста и одному дается задание самому поставить цель и добиться ее, а другому цель ставит ведущий (сосчитать все гласные буквы); после этого каждый участник тренинга должен оценить то, что чувствова- ли добровольцы во фразах Шмальта, причем первого во фразах моти- вации достижения, а второго во фразах мотивации избегания. д) Изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией дости- жения; анализ этих примеров при помощи системы категорий, ис- пользуемых при диагностике мотивации достижения.

4) Третий шаг: усвоение учащимися специальных терминов, обоз- начающих различные компоненты формируемого мотива. а) Проводится небольшая лекция, в которой излагаются помимо вы- шеуказанных и другие категории, отражающие направленность на цель: потребность в достижении цели, ожидание успеха, ожидание неудачи, позитивное эмоциональное состояние, негативное эмоцио- нальное состояние, неудачная инструментальная деятельность, ус- пешная инструментальная деятельность, поддержка извне, препят- ствие в окружающей обстановке и препятствие в индивиде, а также другое. б) Обсуждение.

Второй день.

1) Четвертый шаг: соотнесение мотива достижения каждым учас- тником со своим идеалом, со своими основными духовными ценностя- ми и личностное принятие мотива. а) Краткое вступительное слово, в котором показывается то, что мотив достижения ни коим образом не может помешать человеку в его стремлении к идеалу, соответствии духовным ценностям. б) Каждый участник по очереди рассказывает о своем идеале и о том, как на его взгляд мотив достижения может помочь ему в приб- лижении к идеалу. в) Каждый участник по очереди рассказывает о своих пяти самых главных ценностях и так же соотносит их с мотивом достижения.

2) Пятый шаг: практическое использование участниками знаний, полученных в ходе обучения, в реальных тренинговых ситуациях. а) Каждому участнику тренинга выделяется 10 минут; за это вре- мя он должен придумать себе какую-нибудь цель, которую можно дос- тичь "здесь и сейчас", оглашает эту цель и пытается ее реализо- вать. б) Происходит коллективный анализ того, что произошло по четы- рем категориям мотивации достижения: самостоятельная постановка цели, стремление достичь этой цели, отсутствие стремления понра- виться и предпочтение средних по трудности задач.

3) Шестой шаг: самостоятельное поведение участников в соответ- ствии с усвоенным мотивом на фоне уменьшающейся помощи и ослаб- ляющегося контроля со стороны ведущего. На этом этапе совершенно отсутствуют элементы анализа: ведущий предлагает разыгрывать те или иные ситуации, а присутствующие принимают участие в таком виде, в каком захотят. Ситуации могут предлагаться и самими участниками.




Просмотров: 12958
Категория: Психологические тренинги



Другие новости по теме:

  • Аткинсон Джон Уильям
  • Волевая готовность к школе
  • Волевые процессы
  • Группы тренинга умений вкратце
  • Жизненный план
  • Законы Йеркса - Додсона
  • Интеллектуальная раскрепощенность
  • Интеллектуальное упражнение "Я, робот"
  • Коммуникативное упражнение "Ключевые слова"
  • Общие представления о задачах
  • Опросник Реана
  • Опросники мотивационных особенностей
  • Основные понятия тренинга умений
  • Подход Митчела и Хауса "путь - цель"
  • Почему существуют организации
  • Программа семинара-тренинга "Самопрезентация личных и профессиональных качеств"
  • Программа тренинга "Чувство одиночества"
  • Программы тренингов
  • Проективная методика "Завершение суждения"
  • Проектирование профессионального пути
  • Процедура "Планирование будущего"
  • Репетиция поведения в тренингах умений
  • Рефлексивная процедура "Что? Кто? Как? Где? Когда?"
  • Умственное воспитание детей в игре
  • Управление
  • Упражнение "5 шагов"
  • Цели и постановка целей организации
  • Цель - Средство - Результат
  • Шкала оценки мотивации одобрения
  • Шкала оценки потребности в достижении



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь