Ведущий проводит небольшую беседу, во время которой объясняет отличия открытых и закрытых вопросов. Открытый вопрос - тот, на который можно ответить множеством разных способов ("Как дела?", "Что ты можешь рассказать об Иван Иваныче?", "Где бы мне отдохнуть следующим летом?" и т.д.). На закрытые вопросы можно ответить двумя или несколькими ответами ("Ты по утрам делаешь зарядку?", "Ты весишь больше ста килограммов?", "Какого цвета ручку мне выбрать?"). К закрытым вопросам относятся также альтернативные ("Ты хочешь бутерброд или блинчик?", "У кого мой степлер, у Василия или Иван Иваныча?", "Что было раньше, Римская империя или открытие Америки?") и числовые, даже если числовых ответов может быть бесконечно много ("Сколько у тебя детей?", "Интересно, сколько икринок в этой баночке?", "Как думаешь, в каком году будет конец света?").
Также ведущий объясняет, что открытые вопросы позволяют разговорить человека, побуждают его раскрыться, сказать что-то, за что можно уцепиться и развернуть беседу. Пример:
- Привет! Как вчера провел вечер?
- Да нормально провел. С женой сходили, погуляли.
- А где вы с ней обычно гуляете?
- Да так... По скверику пройдемся, в кафе немного посидим.
- Интересно. А что вы там заказываете?
- Ну... Вчера вот шашлык ели, из-за него и поругались с женой.
- Как так?
- Да она первая начала...
Открытые вопросы побуждают сообщать собеседника дополнительную информацию, даже если ею раньше он и не собирался делиться. Закрытые вопросы могут наоборот способствовать тому, что человек замыкается. При этом самому опрашивающему сложнее развивать разговор:
- Привет! Хорошо вчера провел вечер?
- Да так. Нормально.
- С женой опять гуляли?
- Ну да.
- В кино ходили?
- Слушай, у меня тут работа срочная...
Само упражнение состоит в следующем. В центр круга вызывается доброволец. Остальные участники по очереди задают ему открытые вопросы на любую тему. Задача добровольца - так или иначе, на свое усмотрение, ответить на каждый вопрос. Если кто-то из спрашивающих сбился, он выбывает из круга.
Может случиться так, что останется только один из спрашивающих. Он тогда объявляется победителем. Однако не стоит затягивать череду вопросов и ответов. К тому же участники обычно довольно скоро понимают разницу между открытыми и закрытыми вопросами, успешно контролируют свою речь. Отвечающего участника можно менять примерно через 15-20 вопросов к нему.
Упражнение заканчивается, когда ведущий замечает, что все участники успешно освоили технику открытых вопросов. В конце проводится небольшое обсуждение:
- Возникли ли какие-то сложности?
- Есть ли вопросы, которые сложно отнести к категории открытых или закрытых?
- Кто из отвечающих отвечал более многословно, кто менее? почему?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.