Из опыта использования ПДО

1. Категории участников психологического исследования. Было обследовано:

22 учащихся 10-х классов

21 учащийся 9-х классов

10 учащихся школы-интерната

35 учащихся профессионального училища

Всего: 88 человек.

2.Трудности, возникающие при проведении обследования. Самая большая трудность состоит в том, что обследуемые устают, и некоторые из обследуемых под конец обследования начинают делать по каждой теме лишь один выбор, либо не очень вдумываются в содержание высказываний. Поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у обследуемых был достаточный уровень заинтересованности в психологическом тестировании. Так же в процессе психодиагностики желателен контроль психолога за тем, чтобы обследуемые не торопились в своих ответах. Другая трудность состоит в том, что некоторые обследуемые не сразу понимают инструкцию в той части, в которой говорится, что нужно делать от 1 до 3 выборов по каждой теме: одни делают только один выбор, другие каждый раз по три, третьи - четыре и больше выборов. Поэтому необходимо несколько раз подчеркивать: «Можете сделать один выбор, можете сделать два, можете сделать три выбора».

3. Трудности, возникающие при статистической обработке. Результат, получаемый в итоге, - качественный. Нельзя применять методы матстатистики к количественным показателям, получаемым на промежуточном этапе обработки ПДО. При необходимости проведения корреляционного анализа данные следует представить в двоичном виде, т.е. по каждой шкале числовое значение может быть либо 0 (отсутствие признака), либо 1 (присутствие признака). При необходимости обобщения данных группового обследования результаты можно представить в процентном соотношении: «такой-то процент обследуемых обладает чертами такого-то типа, такой-то - такого-то и т.д.».

4.Результаты, полученные в ходе статистической обработки. К полученным данным была применена процедура корреляционного и факторного анализа. Основным результатом факторного анализа является то, что шкалы ПДО в высокой степени являются негомогенными. Для личностного опросника это очень хорошо, поскольку свидетельствует о том, что психика действительно исследуется с разных сторон. Было найдено девять факторов, и все они описывают не более 50% дисперсии шкал ПДО. Самое мощное воздействие на шкалы ПДО оказывает фактор «уровень стеничности», но и он лишь на 12% описывает дисперсию шкал ПДО. Вторым по мощности воздействия на шкалы ПДО фактором является фактор «уровень самооценки», описывающий 10% дисперсии шкал ПДО. По данным корреляционного анализа было найдено 56 значимых коэффициентов корреляции, из которых 30 - со шкалами психодиагностических методик: теста Роттера, 3-го субтеста ТУСа, матриц Равена, ОПГ, теста Люшера и самого ПДО; 26 - с пунктами анкетного опроса. Среди первых наиболее большие коэффициенты корреляции, допускающие ошибку в 1%, следующие: шизоидность коррелирует с экстернальностью; с психастеничностью отрицательно коррелируют эпилептоидность, гипертимность, неустойчивость, эмансипированность и риск социальной дезадаптации; неустойчивость коррелирует с истероидностью и лабильностью; неоткровенность с истероидностью; гипертимность с эмансипированностью; негативное отношение к исследованию коррелирует со шкалой ОПГ «человек-человек - "хочу»; риск социальной дезадаптации отрицательно коррелирует с негативным отношением к исследованию; с возможностью развития психопатии коррелирует риск социальной дезадаптации и эпилептоидность. Поскольку эпилептоидность также коррелирует с риском социальной дезадаптации, то, возможно, предположить, что именно по отношению к лицам с этим типом акцентуации надо проявлять максимум внимания. По результатам корреляционного анализа можно так же предположить, что повышенное внимание следует уделять лицам с чертами гипертимного, истероидного и сенситивного типов, а также лицам с выявленной эмансипированностью. Но в первую очередь, конечно, необходимо смотреть шкалы «делинквентность», «возможность формирования психопатии» и «риск социальной дезадаптации». По результатам корреляционного анализа шкал ПДО и пунктов анкеты: риск социальной дезадаптации коррелирует с курением и дисморфоманией; возможность формирования психопатии коррелирует так же с курением и дисморфоманией, кроме этого - с наличием навязчивых действий; делинквентность коррелирует с эмоциональной неустойчивостью, склонностью к конфликтам, прогулами, склонностью к одиночеству и суицидальными наклонностями. Поэтому представляется возможным при сборе биографических данных в работе с подростками обращать внимание на эти пункты: курение, дисморфоманию, наличие навязчивых действий, эмоциональную неустойчивость, склонность к конфликтам, прогулы, склонность к одиночеству, суицидальные наклонности.

Выводы:

1.   Методику ПДО не только возможно, но и необходимо применять при обследовании подростков на наличие проблем личностного порядка, а также на прогнозирование возможности так называемого «отклоняющегося поведения».

2.   Методика ПДО не выдает количественного показателя степени выраженности акцентуации. Поэтому при системном обследовании подростков, когда кроме необходимости выяснить в каком направлении происходит неадекватное развитие личности, требуется еще и выяснить степень отклонения, желательно использовать сопутствующие методики типа « Q -сортировки», показывающие степень личностного неблагополучия. Кроме этого в качестве дополнительной информации желательно иметь при интерпретации данных психологического тестирования данные биографического порядка, life data .

3.   При проведении психологического тестирования желательно соблюдение следующих принципов:

·       количество обследуемых, проходящих тестирование единовременно и в одном помещении не должно превышать 15 человек;

·       наличие более одного экспериментатора способствует более адекватному проведению тестирования;

·       необходимо следить за тем, чтобы все обследуемые ясно и четко усвоили инструкцию с тем, чтобы в процессе собственно тестирования возникало как можно меньше вопросов;

·       за одним столом не должно помещаться более одного тестируемого;

·       испытуемые не должны переговариваться между собой, объяснять друг другу инструкцию, и тем более необходимо пресекать попытки обследуемых высказывать свои мнения и суждения по поводу пунктов опросника, спрашивать друг у друга как он (она) ответили по какой-либо теме;

·       при желании обследуемых выйти на несколько минут не стоит чинить в этом препятствий, поскольку, с одной стороны процедура не требует непрерывного тестирования, а с другой - непродолжительный отдых способствует большей сосредоточенности в выборе ответов.



Просмотров: 1916
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • Арсенал стратегического менеджмента
  • Бизнес с точки зрения лидера
  • Дауншифтинг
  • Жесты нервозности
  • Задатки и способности. Основные тезисы
  • Инфантильность
  • Классификация методов современной психологии. Основные тезисы
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методика "Умение рационально использовать время"
  • Методика Дембо - Рубинштейн
  • Методика изучения факторов привлекательности профессии
  • Методика исследования социального интеллекта
  • Методы изучения личности. Основные тезисы
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Многофакторные опросники
  • Надежность теста
  • Основные свойства внимания
  • Отличия КОрТ и НОрТ (критериально-ориентированного и нормативно-ориентированного тестирования)
  • Первичный результат. Выделение и интерпретация факторов
  • План беседы с соискателем
  • Психодиагностика
  • Релаксация как средство борьбы со стрессом
  • Семантический дифференциал
  • Социальные процессы
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Цветовой тест Люшера
  • Шесть сигм
  • Этапы развития депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь