Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). Методика исследования

Методика исследования и обработки результатов

Опросник предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуаций характера и психопатий.

В настоящем виде ПДО не предназначен для разграничения патологических характеров от крайних вариантов нормы, т.е. не может служить даже вспомогательным приемом для постановки диагноза «психопатия» или его исключения.

Опросник включает 25 таблиц-наборов («Самочувствие», «Настроение» и т.д.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. текст опросника).

С подростком проводятся два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице-наборе выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе в строке «+». Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно делать неодинаковое их число.

Во втором исследовании предлагается в тех же таблицах-наборах выбрать наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании два-три неподходящих ответа) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе в строке «-».

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах-наборах (проставляя 0 в регистрационном листе). Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо при достаточном интеллекте о негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы.

Обычно на проведение каждого из исследований требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с небольшой группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться друг с другом или подсматривать выборы друг у друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу проверить, не проставлено в какой-либо графе более трех номеров, и сразу предложить испытуемому сократить число выборов, а если число отказов 7 и более, попытаться предложить сократить их число.

Обработка результатов по шкале субъективной оценки. Эта шкала предназначена для определения, к какому типу относит себя испытуемый, а черты каких типов он у себя отвергает. Код для расшифровки представлен в графе СШ (субъективная шкала) в ключе к опроснику. Каждому типу характера даны символические буквенные обозначения: М - меланхолический, Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный (эмоционально-лабильный), А - астено-невротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Р - паранойяльный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый и К - конформный.

Прочерк означает, что данный выбор является неинформативным.

Каждый буквенный символ равен одному баллу в пользу соответствующего типа, но со знаком плюс в первом исследовании и со знаком минус во 2-м. Например за выбор № 2 в графе «Самочувствие» согласно символам ГК начисляется один балл (ставится один крестик) в пользу типа Г и один балл в пользу типа К, за выбор № 3 согласно символу ЦЦ начисляется два балла (ставится два крестика) в пользу типа Ц. За неинформативные выборы (прочерк) баллы не начисляются. Следует обратить внимание, что за некоторые отказы сделать выбор могут начисляться баллы в пользу какого-либо типа.

Заключение о субъективной оценке делается на основании алгебраической суммы баллов по каждому типу. При этом баллы в первом исследовании зачисляются со знаком плюс (наиболее подходящие выборы), а баллы во втором исследовании со знаком минус (наиболее неподходящие). Если алгебраическая сумма в пользу какого-либо типа составляет +7 и более, то можно делать заключение, что подросток относит себя к данному типу. Если в пользу какого-либо типа алгебраическая сумма составляет величину -7, -8 или большую отрицательную величину, то это свидетельствует о том, что черты данного типа достоверно отвергаются.

Амбивалентность в самооценке. Заключение об амбивалентности делается, если в пользу какого-либо типа набрано большое число баллов как со знаком плюс, так и со знаком минус ( не менее +7 и -7 одновременно), а алгебраическая сумма не позволяет диагностировать или отвергать какой-либо тип. Например, в пользу типа К набрано +11-8=+3, т.е. нельзя сказать, что испытуемый находит или отвергает у себя черты типа К, однако имеется амбивалентность в самооценке.

Амбивалентность в самооценке чаще встречается у шизоидов.

Обработка результатов по шкале объективной оценки. Шкала объективной оценки предназначена для определения типа акцентуации характера или типа психопатии. С ее помощью можно диагностировать те же типы, что и по шкале субъективной оценки, кроме меланхолического (М) и паранойяльного. Эти два типа в подростковом возрасте выявляются крайне редко.

Кроме того, шкала объективной оценки позволяет определить следующие дополнительные показатели: Д - показатель диссимуляции черт характера, Т - показатель откровенности, В - показатель черт характера, свойственных органической психопатии, Е - степень отражения реакции эмансипации в самооценке.

Раскодирование по шкале объективной оценки осуществляется с помощью кодов, представленных в ключе к опроснику в графе ОШ (объективная шкала), причем здесь коды разные для 1-го и 2-го исследований. Также за каждый буквенный символ начисляется один балл в пользу данного типа или дополнительного показателя. Но, в отличие от субъективной шкалы, система оценки по объективной шкале иная - баллы, полученные как в 1-м, так и во 2-м исследованиях складываются не алгебраически, а арифметически, т.е. все они начисляются в пользу данного типа. Кроме баллов за символы в тексте опросника, начисляются также следующие дополнительные баллы:

 


За выделение по шкале субъективной оценки Начисляется по шкале объективной

(+7 и более) черт следующих типов: оценки:

А 1 балл на А

С 2 балла на С, 1 балл на Ш, 1 балл на П

П 1 балл на П

Ш 1 балл на Ш

Р 2 балла на Ш

За достоверное отвержение (-7 и большая

отрицательная величина) черт следующих типов:

Г по 1 баллу на С,Ш,Э

П 1 балл на Н

К 2 балла на И, 1 балл на Ш

За амбивалентность в самооценке 1 балл на Ш

За каждую ошибку выбора 1 балл на Э

За откровенность (Т > Д) по 1 баллу на Ц и П

За высокий показатель диссимуляции (Д >6 ) 1 балл на Н

За сильно выраженную реакцию эмансипации

(Е > 5) по 1 баллу на И,Ш
Определение возможной склонности к диссимуляции черт характера. Оценка графика начинается с этого определения. О возможной диссимуляции черт характера можно говорить, если показатель Д превышает показатель Т не менее, чем на 4 балла.

Констатация возможной диссимуляции снижает вероятность правильности дальнейшей объективной оценки и практически полностью исключает объективную диагностику циклоидного и конформного типов. Высокий показатель Д ( >6 ) наиболее свойственен неустойчивому типу.

Определение степени откровенности. Если Т > Д, то это указывает на значительную

 

откровенность в самооценке. Чаще других это встречается у представителей типов Ц и П.

Диагностика органической природы психопатии или акцентуации. Указание на возможную органическую природу психопатии может быть получено с помощью индекса В по шкале объективной оценки. Это указание правомерно, если индекс В равен или превышает 5 баллов.

Оценка реакции эмансипации, т.е. стремления высвободиться из-под контроля, опеки, присмотра старших. Если число баллов в пользу Е составляет 4 и более баллов, то реакция эмансипации считается выраженной. Очень сильная реакция эмансипации (Е >5) присуща типам Ш и И.

Диагностика типов. Диагностика типов осуществляется согласно следующим правилам.

Правило 1. Тип считается неопределенным, если по шкале объективной оценки минимальное диагностическое число (МДЧ) не достигается в отношении ни одного типа ( нет D ³ 0 ).

Правило 2. Если констатируется возможная диссимуляция (Д-Т ³ 4), то типы Ц и К не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

Правило 3. Если сильно выражена реакция эмансипации (Е ³ 4), то типы С и П не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено ( D ³ 0) только в отношении одного типа, то диагностируется этот тип.

Правило 5. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще другого (других) типов, то тип К не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов.

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа набрано столь большое число баллов, что возвышение над его МДЧ превышает возвышение другого (других) типов над его (их) МДЧ более, чем на три балла, то эти отстающие на 4 и более баллов типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

Правило 7. Если после применения вышеуказанных правил осталось более двух типов, то для дальнейшей обработки оставляются два с максимальным превышением над МДЧ.

Правило 8. При необходимости сделать выбор между несколькими типами, в отношении которых МДЧ только достигнуто или набрано одинаковое число баллов, превышающее их МДЧ, диагностируются 1-2 типа, которые совмещаются с наибольшим числом из остальных сравниваемых. Ниже приводятся совместимые типы:

ГЦ ГИ ГН ЦЛ ЛА ЛС ЛИ ЛН АС АП АШ АИ АН СП СШ ПШ

ШЭ ШИ ШН ЭН ЭИ ИН

Правило 9. Если после применения предыдущих правил осталось два совместимых типа, то диагностируется смешанный тип.

Правило 10. Если осталось два несовместимых типа, то диагностируется тип, имеющий максимальное превышение над своим МДЧ (максимальную D ).

Правило 11. Если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое в числе баллов превышение над их МДЧ или оба они только достигают МДЧ, то для исключения одного из них руководствуются следующим принципом доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):

Г+Л=Г А+Ш=Ш Ц+Э=Э Л+П=П Г+А=А А+Э=Э Ц+И=И Л+Ш=Ш

Г+С=Г Ц+А=А Ц+Н=Н Л+Э=Э Г+П=П Ц+С=С С+Э=Э П+Э=Э

Г+Ш=Ш Ц+П=П С+И=И П+И=И Г+Э=Г Ц+Ш=Ш С+Н=Н П+Н=Н



Просмотров: 13548
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> А. Е. Личко обращает внимание на то, что в классификации К.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования эмоционально - волевой сферы подростков в ряде случаев применяются диагностические личностные опросники.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) разработан Н.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.
  • Классификация характеров
  • Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)
  • Методика "Вербальная фантазия"
  • Методика "Выбор в действии"
  • Методика "Вырежи фигуры"
  • Методика "Запомни рисунки"
  • Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?"
  • Методика "Какой Я?"
  • Методика "Кому чего недостает?"
  • Методика "Кубик Рубика"
  • Методика "Назови слова"
  • Методика "Определение активного словарного запаса"
  • Методика "Оценка объема кратковременной слуховой памяти"
  • Методика "Придумай игру"
  • Методика "Проставь значки"
  • Методика "Раздели на группы"
  • Методика "Узнай фигуры"
  • Методика "Чего не хватает на этих рисунках?"
  • Методика "Что здесь лишнее?"
  • Многофакторные опросники
  • Опросник Реана
  • Тест на выявление уровня самооценки
  • Тест родительского отношения
  • Тесты, диагностирующие психические состояния
  • Физиологические основы характера
  • Шкала депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь