|
Некоторые аспекты применения MMPI в подростковом возрастеНакопленный к настоящему времени опыт применения методики многостороннего исследования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет считать, что шкалы методики остаются валидными и для этого возраста. Составляющие тест утверждения при их предъявлении в этой возрастной группе не вызывали затруднений у испытуемых. При этом вне зависимости от формы предъявления (брошюрный, карточный или компьютерный варианты теста) использовались только 377 утверждения, которые входят в основной брошюрный вариант ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ МНОГОСТОРОННЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Данные, рассмотренные в этом разделе, относятся к возрасту 14-16 лет, который может рассматриваться как нижняя граница между подростковым периодом и ранней юностью. Адекватность применения методики в этом возрастном периоде, по-видимому, может обуславливаться тем, что в этом возрасте происходит формирование устойчивого образа Я, морального сознания, определение своего места в жизни и внутренней позиции, появление чувства своей неповторимости, индивидуальности. В то же время свойственная пубертатному периоду глубокая перестройка как биологических, так и психологических функций обычно сопровождается существенными сдвигами в уже сложившихся к этому времени поведенческих стереотипах, что предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям подростков. В зависимости от биологических и социальных условий большая или меньшая часть подростков находится в этот период на грани между психологической нормой и патологией. Своевременная диагностика тенденций в развитии личностных черт, особенно относящихся к аффективной сфере, является важной предпосылкой для ранних профилактических и корригирующих мероприятий. Не меньшее значение такая диагностика имеет для помощи подростку в решении двоякой задачи - понять свои склонности, т. е. познать самого себя, и овладеть соответствующей социальной ролью, т. е. найти себе место в обществе- Диагностическая работа с подростками в указанных направлениях облегчается использованием методики многостороннего исследования личности, предназначенной для выявления некоторых черт характера и особенностей актуального психического состояния. При использовании популяционного стандарта для исследования подростков следует иметь в виду, что в этой возрастной группе усредненный профиль методики имеет некоторые особенности. Наиболее характерные из них - повышения или пики профиля на четвертом, восьмой и девятой шкалах, которые отражают такие особенности возрастной психологии, как большая склонность к реакциям протеста, свойственная пубертатному периоду (особенно у юношей) погруженность во внутренний мир и своеобразием восприятия ситуации, более высокая активность, переоценка своих возможностей и оптимистичность. Эти особенности профиля методики были подтверждены изучением больших контингентов подростков. Свойственная этому возрасту склонность к решению мировоззренческих проблем и формированию собственных концептуальных подходов может находить свое отражение в подъеме профиля на шестой шкале. Тем не менее, применение при исследовании подростков популяционного стандарта может давать ценную информацию, поскольку подросткам предстоит адаптироваться к миру взрослых и выраженные подъемы профиля на указанных шкалах, особенно превышающие границу популяционной нормы, могут отражать затруднения в процессе этой адаптации. Помимо этого, использование популяционного стандарта при повторных исследованиях дает возможность оценить динамику личностного развития и выяснить, в какой мере пики профиля были связаны с возрастными особенностями. Разработка и использование стандарта специально для подросткового возраста оправдана в том случае, если целью является исследование соответствия испытуемого психологическим параметрам, характерным для его возрастной группы. Если все же используется популяционный стандарт, то в последнем случае необходимо сопоставление индивидуального результата с усредненным профилем контрольной группы того же возраста. Применение методики многостороннего исследования личности позволяет получить ценные результаты как для исследования различных вариантов нормы с целью психологического консультирования, так и для изучения психических отклонений, часть из которых впервые обнаруживается именно в подростковом возрасте в связи с уже упоминавшимся повышением требований к адаптационным механизмам. Ниже рассматриваются особенности психического состояния и отдельные формы психических отклонений в соответствии с умеренным или выраженным повышением профиля на тех или иных шкалах методики многостороннего исследования личности, которые эти особенности отражают. Пик профиля на первой шкале обычно наблюдается у подростков, у которых характерологическая тревожность и мнительность, усугубляемая возрастной возбудимостью и впечатлительностью, может приводить к возникновению беспокойства за состояние своего физического здоровья. Они начинают обращать внимание на ощущения со стороны внутренних органов, особенно сердца, которые могут возникать за счет вегетативной дистонии, нередкой в пубертатном возрасте, причем тревога, сопровождающая эти явления, может действительно усилить неприятные ощущения за счет тахикардии с чувством сердцебиения, а иногда и нарушениями сердечного ритма. О предрасположенности к таким состояниям может сигнализировать подъем профиля на седьмой шкале. При умеренном повышении профиля на первой шкале повышенное внимание к состоянию своего здоровья не нарушает обычного жизненного стереотипа подростков, не мешает школьным занятиям и развлечениям в коллективе сверстников. Обращение к врачу чаще предпринимается по инициативе родителей, а поведение, связанное с озабоченностью здоровьем, может принимать адекватные формы: физические тренировки, режим закаливания, общеукрепляющие мероприятия. Подобные явления могут усиливаться под влиянием психогенных моментов, несоразмерного беспокойства родителей. Такое усиление отражается в выраженном пике профиля на первой шкале. В этом случае речь идет об ипохондрическом синдроме. При этом увеличивается число и выраженность неприятных физических ощущений со стороны различных органов и систем. Забота о своем здоровье в значительной мере начинает определять поведение, может быть направлена на привлечение внимания окружающих и использоваться для получения прямых или косвенных преимуществ (что сопровождается дополнительным пиком на третьей шкале). Ипохондрическое состояние может также сопровождаться снижением настроения, с чем бывает связано повышение профиля на второй шкале. Аналогичный профиль может наблюдаться и при синдроме дисморфофобии, развитию которого у подростков способствует, с одной стороны, обостренный интерес к своей внешности, с другой - тенденция у некоторых к контролю особенностей и функций своего организма. Клинически данный синдром проявляется в представлениях о каких-либо диспропорциях своего телосложения, неправильности черт лица. В случае характерологической ригидности аффекта, отражаемой дополнительным пиком на шестой шкале, выраженность синдрома может достигать степени сверхценной идеи, серьезно нарушающей поведение. Пик профиля на первой шкале может быть обусловлен возникновением или усилением ипохондрической симптоматики под влиянием ятрогении. Учитывая повышенную чувствительность подростков к ятрогении, необходимо соблюдать осторожность, сообщая им результаты медицинского осмотра и психологического тестирования. Умеренный пик профиля на второй шкале у подростков может иметь двоякое значение. Он может отражать легко возникающее ощущение внутренней напряженности или тревожные реакции на психогенные ситуации, не достигающие однако степени, нарушающей поведенческие стереотипы. С другой стороны, этот пик свойственен подросткам с гипотимным характером (в этом случае обычно имеется и снижение профиля на девятой шкале) , у которых отмечаются несвойственные возрасту низкие активность и инициативность, серьезность, склонность избегать шумных компаний и стремление к небольшому числу межличностных контактов, которым придается выраженное эмоциональное значение. Из-за недостаточной активности они могут производить впечатление астеничных. Их неактивность и нередко медлительность затрудняет школьные занятия, что в значительной мере компенсируется повышенной серьезностью, вызывающей, как правило, расположенность преподавателей. Депрессивные явления у подростков, отражающиеся в пике профиля на второй шкале, выходящем за нормальные пределы, проявляются либо в форме выраженной и устойчивой характерологической гипотимии, либо как субдепрессивная фаза циклотимии, либо в виде тревожных и депрессивных реакций. Последние в силу эмоциональной лабильности подростков встречаются относительно часто. Как и у взрослых, для оценки преобладания тревожных или депрессивных явлений в состоянии подростка может использоваться соотношение уровня профиля на второй и девятой шкалах: в том случае, если пик профиля на второй шкале не сопровождается его снижением на девятой, речь обычно идет о преобладании явлений тревоги; если же снижение профиля на девятой шкале выражено в той же мере (или более) , чем его пик на второй, можно считать, что преобладает депрессивная симптоматика. Как дополнительный признак выраженности тревоги могут оцениваться наличие и величина пика профиля на седьмой шкале. Следует иметь в виду, что особенности депрессивной симптоматики и ее проявления в профиле методики зависят от возраста. В старшем возрасте в клинической картине (приближающейся к таковой взрослых) преобладают подавленное настроение, печаль, тоска, тревога, что отражается в высоких баллах по второй шкале. У младших подростков депрессия может скрываться за фасадом пассивности, лености, безразличия, ухода от контактов со сверстниками, что обеспечивает психологическую защиту от непереносимости окружения и отражается в повышении профиля на нулевой шкале. Возможны иные картины, когда к депрессивной симптоматике присоединяются (а иногда и маскируют ее) постоянная раздражительность, готовность к агрессии, которые также представляют собой механизм защиты. Агрессивность может быть непосредственной, например, в форме дерзости, но чаще принимает вид коварных поступков или же проявляется в актах разрушительного вандализма, которыми подростки “мстят своему злому” окружению. Подобные проявления отражаются в дополнительном пике профиля на четвертой шкале. Особенно важно, что сочетание выраженных пиков профиля на второй и седьмой шкалах может отражать переживания депрессивной бесперспективности, безысходности, ощущения собственной неполноценности, тревоги, которые в некоторых случаях сопровождаются суицидальными тенденциями. Попытки демонстрации суицида с целью вызвать к себе жалость или добиться каких-либо уступок чаще наблюдаются при сочетанном подъеме профиля на второй и третьей шкалах. На опасность суицида может указывать профиль с высокими (около 80 и более Т-баллов) значениями второй шкалы, особенно при отсутствии признаков депрессии в клиническом статусе. Со спецификой подросткового периода связаны трудности в клинической диагностике истероидных черт характера. Поскольку последние относятся к явлениям психического инфантилизма, приходится оценивать признаки уровня эмоциональной зрелости испытуемого, сравнивая его с возрастной нормой. Решение подобного рода задачи очевидно облегчается при применении нормализованной тестовой методики, в частности, методики многостороннего исследования личности. Умеренному пику профиля на третьей шкале обычно соответствуют тенденция к демонстративному поведению (в котором могут отмечаться черты артистичности) , стремление привлекать к себе внимание окружающих, склонность к фантазированию, потребность в положительной оценке окружающих и некоторое преувеличение их расположенности к себе. Выраженному пику профиля на третьей шкале обычно соответствуют такие типичные для истероидной психики черты, как жажда признания, эгоцентризм, стремление выдвинуться, склонность к псевдологии, лабильность настроения, капризность, невыносливость к длительным нагрузкам (если это не деятельность, направленная на самовозвеличивание). Часто встречается тенденция к неосознаваемому использованию соматической симптоматики в качестве защиты от фрустрации, отреагированию тревоги в демонстративных и соматических реакциях, что в профиле проявляется в виде одновременного подъема на первой шкале. Как индикатор свойственных истероидному характеру попыток представить себя в более выгодном свете известное значение имеют сочетающиеся с подъемом на третьей шкале высокие баллы по шкалам L и отчасти К. Умеренное повышение профиля по третьей шкале, особенно в комбинации с таким же умеренным подъемом на девятой шкале, может служить благоприятным прогностическим показателем успешности испытуемого в деятельности, требующей развитого воображения, фантазии, умения идентифицировать себя с какой-либо ролью, оказывать эмоциональное воздействие на людей (особенно в больших грушах). Распространенным случаем обращения родителей или воспитателей за помощью к консультанту-психологу или психиатру являются девиантные, неприемлемые для общества формы поведения подростка, обусловленные игнорированием или даже активным отверженцем им существующих в данном обществе социальных норм и ценностей. В зависимости от выраженности пика профиля на четвертой шкале отражаемая им степень отрицания общепринятого уклада жизни и лежащих вето основе представлений о ценностях может варьировать от усиления вообще свойственных подросткам нонконформизма, реакций оппозиции и протеста до явно асоциального поведения, сопровождающегося повторным нарушением правовых норм, что нередко расценивается как проявление асоциальной психопатии. Такие подростки зачастую попадают в поле зрения не только психиатра, но и правоохранительных органов. Причины формирования такого рода форм поведения разнообразны. К ним, в частности, относятся неоформленность, нечеткость социальной роли, вызванные тем, что от подростка требуют выполнения многих обязанностей взрослого и в то же время мотивируют ограничения его прав несовершеннолетием. Такое сочетание способствует усилению реакций оппозиции и протеста. Благополучное освоение новой для него роли взрослого может быть, в частности, затруднено отсутствием или неприятием в детстве образца для положительной идентификации, перенесением на общественные структуры власти протеста против авторитарной атмосферы в семье. Все это ведет к фиксации инфантильных стереотипов поведения, варьирующих от умеренного, чисто внешнего нонконформизма до явной асоциальности. С пиком на четвертой шкале связано также повышение вероятности включения подростка в обособленные от общества группы сверстников. Этому способствует экстравертированность, представляемая на профиле низкими баллами по нулевой шкале. Следует также иметь в виду, что в подобные группы, в силу свойственной подросткам реакции группирования, могут включаться те, у которых пик профиля на четвертой шкал изначально отсутствовал. Однако, субкультура группы может стать причиной появления пика на четвертой школю за счет усвоения ценностей соответствующей девиантной группы. В этих случаях правильнее говорить не об антисоциальном, а о диссоциальном поведении. Если в таких случаях удается достичь коррекции поведения при включении подростка в группу с положительной социальной ориентацией, отмечается снижение уровня профиля на четвертой шкале. Отвержение морально-этических норм, неспособность обучаться на собственном негативном опыте, импульсивность, тенденция к объединению в асоциальные группы могут способствовать развитию наркомании, алкоголизма, - делинквентности поведения. В структуру новых социальных ролей, которые формируются у подростка, входит и вызываемая к жизни под влиянием физиологического созревания необходимость идентификации с определенным полом. Процесс этот протекает не всегда гладко, причем условия раннего воспитания в семье или заменяющей ее группе имеет не меньшее значение для его нормального или анормального хода, чем биологические факторы (распределение хромосом, соотношение мужских и женских половых гормонов). Нарушение идентификации с образом родителя того же пола, желание родителей иметь ребенка другого пола, сопровождающееся стремлением развить у него или у нее соответствующие интересы и умения, могут привести к несвойственной данной культуре женственности у мальчиков и мужских черт характера у девушек. Выявление подобных неадекватных половых черт облегчается оценкой баллов по пятой шкале, высокие баллы которой указывают на возможность несоответствия между формальной принадлежностью подростка к определенному полу и его (или ее) идентификацией с социальной и культурной ролью мужчины или женщины. Хотя повышение профиля на пятой шкале отражает преимущественно несоответствие реальному полу характерологических черт и культурного стереотипа, в силу свойственной подростковому возрасту недостаточно дифференцированной сексуальности в некоторых случаях при особо неблагоприятных обстоятельствах (например, в поддерживающей такое развитие социальной среде и/или при отсутствии корригирующих мероприятий) выявляемые пиком на пятой шкале отклонения могут принимать форму гомосексуализма и других нарушений типа трансвестизма, транссексуализма. Низкие (ниже 50) баллы по пятой шкале свидетельствуют о подчеркнутой или даже гипертрофированной демонстрации подростком принадлежности к своему полу, что иногда является признаком невротической гиперкомпенсации противоположных (гомосексуальных) желаний. Изолированный небольшой пик на шестой шкале, не достигающий 70 Т-баллов (без существенного повышения баллов на остальных шкалах) , указывает на целеустремленность и постоянство интересов подростка, поскольку в данном случае устойчивость аффекта может служить стабилизирующим фактором. Проявления этой устойчивости в поведении подростка в значительной мере определяются направленностью интересов и особенностями социализации. Отражая целенаправленность, настойчивость, упорство в достижении цели, умеренный подъем на шестой шкале позволяет говорить о способности Добиваться высоких достижений. В то же время при недостаточной интериоризации социальной нормы пик на шестой шкале (особенно при сочетании его с пиком на четвертой) отражает склонность к конфликтам, к перенесению на окружающих вины за собственные проступки и неудачи, затяжные реакции протеста, упорное оппозиционное поведение. В любом случае подростки с доминирующим пиком профиля на шестой шкале воспринимаются как упрямые, плохо поддающиеся корригирующему влиянию со стороны воспитателей. Если пик профиля на шестой шкале выражен значительно, существенно превосходит другие шкалы профиля, превышает 70 T-баллов, то это с высокой степенью вероятности указывает на возможность формирования на базе аффективной ригидности сверхценных образований. Наиболее четко это проявляется в сверхценном отношении к неблагоприятным обстоятельствам, к нарушенным отношениям со сверстниками и преподавателями или родителями, принимающим форму 'неоправданно значимого конфликта. В такой ситуации может иметь место также сверхценная оценка значимости действий окружающих (иногда с приписыванием им злого умысла) , настороженность и подозрительность, Выраженный пик профиля на шестой шкале может отражать также сверхценные увлечения, а сочетание с пиком на восьмой шкале может указывать на своеобразные мировозренческие построения, приобретающие для подростка особую ценность. Следует' иметь в виду, что при сочетании со значительным подъемом профиля на других шкалах пик на шестой шкале может указывать на высокую вероятность хронифицирования психопатологических явлений, характер которых определяется этим сочетанием. Повышению профиля на седьмой шкале соответствуют у подростка личностные особенности, в основе которых лежат тревожность, нерешительность, склонность к сомнениям. В то же время их отличает тщательность, чувство ответственности, высокий уровень внутреннего стандарта, социальная ориентированность. При умеренном повышении профиля на седьмой шкале эти последние черты могут выступать на первый план и способствовать успешности таких подростков, особенно в стабильных условиях, при благожелательном отношении окружающих и достойной оценке их добросовестности. При более выраженном повышении профиля на седьмой шкале тревожная боязливость, чувство внутреннего беспокойства, неуверенность в своих силах затрудняют выполнение обычной деятельности и межличностные контакты. Успеваемость в школе у таких подростков бывает ниже, чем их интеллектуальные возможности. Особенно плохо переносятся устные экзамены, на которых в результате волнения и боязни оказаться несостоятельным ухудшается способность вспомнить нужный материал и последовательно изложить свои мысли. При выполнении письменных работ подросток из-за чрезмерной тщательности и постоянных сомнений часто не успевает закончить их в срок. Мучительной бывает необходимость выступать перед аудиторией. Даже при наличии достаточной мотивации боязнь переживания неудачи препятствует эффективному участию в работе, требующей принятия самостоятельных решений, особенно ответственных, что проявляется в снижении инициативы, активности и в стремлении избежать конкуренции при выполнении такой работы. Вопреки иногда высокой потребности в общении такие подростки могут избегать сверстников из-за стеснительности, робости, боязни насмешек. В ситуациях, усиливающих тревожность (что сопровождаете повышением профиля на седьмой шкале) , возникает ожидание чего-либо плохого, по ничтожным поводам появляются сомнения, опасениям боязнь оказаться несостоятельным. Тревожное ожидание неприятностей может распространяться и на близких людей, неожиданное отсутствие которых вызывает мысли о том, что они стали жертвой несчастного случая. Большая впечатлительность может обусловить затяжные реакции в виде подавленного настроения после неприятных переживаний (в этих случаях обычно отмечается дополнительный подъем на второй шкале и/или плато на шкалах семь-восемь). Стараясь оградить себя от ситуации, усиливающих тревогу, подростки с рассматриваемыми чертами обнаруживают предпочтение к установленному стереотипу жизни и деятельности, вынужденные изменения которого, отход от запланированных мероприятий могут сопровождаться подавленностью, либо раздражением и даже агрессивностью. Из патологических образований наиболее вероятен синдром навязчивых состояний с формированием различных защитных действии (ритуальное и ограниченное поведение) и реже- ипохондрический синдром, в частности, с элементами дисморфофобии (в этом случае отмечается сочетание с пиком на первой шкале профиля). Следует учитывать вероятность компенсации указанных черт в благоприятных условиях по мере взросления. Пик профиля на восьмой шкале отражает аутистическую тенденцию, склонность к погружению в свой внутренний мир, неадекватность эмоциональных реакций на социальные контакты, недостаточную способность к интуитивному восприятию и проигрыванию чужих ролей, к сопереживанию. Все это приводит к своеобразию восприятия и оценки нестандартности логических построений, которые при умеренная выраженности этих черт и хорошем интеллекте могут проявляться в своеобразной одаренности и умении формировать оригинальные решения. Эти черты часто проявляются уже в детстве, отражая отклонения от нормальной социализации в процессе индивидуального развития. В подростковом возрасте такие черты могут усиливаться или впервые появляться в связи с рядом характерных возрастных особенностей, к которым могут быть отнесены чувство оторванности, одиночества, своей индивидуальности, непохожести на других, ролевая и личностная неопределенность, тяготение к общим теориям и формулам, создание собственных теорий политики, философии, своеобразный эгоцентризм мышления, склонность принимать крайние позиции, потребность в общении и одновременная избирательность его, которые в период перехода к взрослости связаны с увеличением числа и расширением диапазона социальных ролей. Если пик на восьмой шкале в значительной мере связан с подростковым кризисом развития, то при последующих исследованиях в более зрелом возрасте может отмечаться его снижение или даже исчезновение. При выраженном пике профиля на восьмой шкале недостаточная обратная связь с социумом часто приводит у подростков к более или менее искаженным взаимоотношениям с окружающими ввиду невозможности правильно оценить как их отношение к себе, так и последствия своих поступков. Не формируется адаптивное представление о социально желательном поведении, хотя при достаточной компенсации оно может регулироваться чисто внешними, формальными ограничениями. Вследствие отсутствия внутренних условий для возникновения адекватных форм поведения некоторые из ситуаций, обычно считающихся стимулирующими, могут оставлять аутичного подростка безразличным, другие же, казалось бы банальные, способны вызывать у него неожиданно сильные эмоциональные реакции. Реакции подростков при тенденции к аутизму, несмотря на их разнообразие (.пассивность, робость, крайняя застенчивость, сензитивность, но также и суетливость, капризность, раздражительность, озлобленность, грубость) , отличаются несоответствием ситуации. Кроме того, их зачастую отличает отсутствие свойственной возрасту непосредственности и целостности переживаний. Как правило, сочетаются различные эмоциональные проявления, часто противоположного свойства, например, холодность и чувствительность. Эмоциональная отгороженность может обусловливать и когнитивную изоляцию, которая вызывает потерю интереса к реальному, конкретному окружению с образованием наклонности к фантазированию, мудрствованию, беспредметному философствованию, к необычным увлечениям. Изложение ими своих взглядов и концепций, несмотря на достаточный словарный запас, воспринимается окружающими как расплывчатое и нечеткое. Аутистическая тенденция обычно затрудняет включение в группу сверстников, но даже при внешней экспансивности и поддержании формального общения эмоциональных контактов у таких подростков не возникает. В то же время их могут привлекать девиантные молодежные группы и течения, удовлетворяющие их потребность в своеобразии и позволяющие реализовывать необычные подходы. Пику профиля на девятой шкале у подростков соответствует повышение активности и общительности, расширение круга социальных контактов, снижение уровня тревоги, оптимистическое восприятие ситуации, преувеличение своих возможностей, легкость вхождения в новую среду и новую ситуацию, хорошая сообразительность, способность “схватывать все на лету”. Они отличаются большей легкостью эмоционального реагирования, положительной оценкой окружающих, оптимизмом. При умеренном повышении профиля на девятой шкале поведение может быть достаточно адаптивным, однако и в этом случае оно отличается большей выраженностью ряда черт, вообще характерных для подросткового возраста: стремление к самореализации и независимости, общительность и склонность к группированию (со стремлением к лидерству) , озорство и шумливость, неусидчивость. Такие черты у подростка обычно расцениваются как выражение живого, общительного характера и редко приводят окружающих к мысли о необходимости психологической коррекции. В благоприятной социальной среде с адекватными мерами воспитания гипертимические черты могут даже способствовать хорошей адаптации подростка в коллективе и высокой продуктивности деятельности, если последняя его захватывает. Усиление описанных черт отражается в возрастании пика профиля на девятой шкале. При выраженном его повышении состояние характеризуется повышенным настроением, возрастанием активности, многоречивостью, отвлекаемостью и непоследовательностью мышления. При такой степени гипертимности подросток может категорически отвергать любые авторитеты, становиться неуправляемым, дерзким, непримиримым в своих взглядах, неприятие которых окружающими может вызывать у него вспышки раздражения. Появляется излишняя самоуверенность, которая при повышенной потребности в деятельности и столкновении с препятствиями вызывает конфликты. Свойственное гипертимным личностям сравнительно сильное половое влечение, а также возросшая жажда удовольствий могут приводить в условиях ослабления морально-этического контроля (что отражается в сопутствующем пике на четвертой шкале) к антисоциальным поступкам, часто групповым. Поскольку индивидуальное психическое развитие в большей степени зависит от готовности к получению информации и от особенностей данного процесса, полезные сведения об этом аспекте формирования личности дает нулевая шкала, позволяющая выявлять тенденцию к интро- и экстраверсии. Согласно воззрениям К. Leonhard, эти полярные личностные черты определяются тем, что в мышлении и действиях при экстраверсии преобладает роль ощущений, а при интроверсии - представлений. В течение периода развития психики ребенок проходит путь от непосредственной реакции на события, воздействующие на его органы чувств, к меньшей зависимости от внешних влияний, когда его действия во все возрастающей степени становятся результатом мыслей, основанных на сформировавшихся представлениях. Иными словами, происходит движение от экстраверсии к относительной интроверсии. От того, на каком уровне завершается это движение, зависит большая или меньшая представленность у субъекта соответствующей черты. Таким образом, у подростка, находящегося еще на пороге зрелости, выявляющаяся тенденция в том или ином направлении может носить преходящий характер (как, впрочем, и многие другие свойственные этому возрасту черты). При преобладающей экстраверсии, обнаруживаемой низкими баллами по нулевой шкале, можно ожидать настойчивого стремления к новым впечатлениям. Поскольку нулевая шкала отражает степень социальной митра- и экстраверсии, нарастание экстраверсии (снижение уровня профиля на нулевой шкале) будет выражаться в усилении свойственного подросткам стремления к расширению круга контактов, которые при очень низких значениях этой шкалы обычно поверхностны, нестойки. В группе подростки с низкими баллами по нулевой шкале (особенно при умеренном ее снижении) легко принимают на себя социальные обязанности, связанные с широкими межличностными взаимодействиями. Легкость и простота установления межличностных контактов может обеспечить успешность в общественной и других формах деятельности, связанных с общением. Представленная высокими баллами по нулевой шкале профиля тенденция к интроверсии означает, как упоминалось выше, что в жизни данного субъекта представления имеют большее значение, чем ощущения. Таким образом, поступающая извне информация подвергается более глубокой переработке до предпринимаемых на ее основе действий, чем при преобладании экстраверсии. До известной степени это дает преимущество в смысле способности к более точной оценке и прогнозированию событий. Однако при превышении оптимального уровня (высокие баллы на нулевой шкале) черты интровертированности способствуют такому субъективизму в понимании окружающего, который может граничить с отрывом от реальности. Смещение акцента & сферу мышления может происходить за счет ослабления готовности к деятельности, в связи с чем глубоко интровертированный подросток обычно внешне пассивен. Поскольку речь идет о социальной интроверсии, при высоких баллах на нулевой шкале отмечаются нудности установления социальных контактов, стремление уклониться от принятия на себя социальной ответственности. Эмоциональная потребность в общении при этом может сохраняться и Даже.быть высокой, нередко реализуясь в стабильных, избирательных и обычно немногочисленных контактах. Трудности общения могут возникать в результате своеобразия интересов интровертнрованного подростка, его неспособности найти среди сверстников понимания его идей, а также вследствие несоответствия созданного его воображением идеального образа друга (подруги) тем, с кем приходится сталкиваться в окружении. Изолированный пик на нулевой шкале, отражая глубокую степень интроверсии, нередко указывает и на аутистическую тенденцию и в этом случае близок по своему диагностическому значению к пику на восьмой шкале. За исключением такого изолированного подъема на нулевой шкале, изменения высоты профиля на этой шкале сами по себе не указывают на наличие психопатологических явлений, однако в сочетании с другими шкалами могут отражать характерные особенности таких явлений. В частности, при сочетании пиков на нулевой шкале и на седьмом шкале (выходящих за пределы нормы) невротические явления могут проявляться в попытках разрешения множества возникающих обычно у интровертированных подростков абстрактных проблем в виде мучительных навязчивых размышлений, поглощающих большую часть свобода наго времени. Одновременное повышение профиля на нулевой и шестой шкалах, при котором интровертированность сочетается с ригидностью аффекта, может свидетельствовать о предрасположении к фиксации идей, формирующихся в отрыве от социальной реальности или Даже в противоречии с ней н носящих характер сверхценных образовании. Богатство внутреннего мира, обычно свойственное интравертам, в комбинации со склонностью к образному фантазированию, которой обладают личности с чертами демонстративности (дополнительный пик профиля на третьей шкале) оказывает на дисгармоничный характер развития подростка, хотя и может быть признаком одаренности в области искусства и литературного творчества. Просмотров: 2617 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|