|
Восьмая шкала MMPI. АутизацияВ тех случаях, где даже незначительные фрустрации ведут к возникновению тревоги, выраженных отрицательных эмоций, а компенсация достигается за счет аутизации и дистанцирования, т. е. тенденции к уходу из окружающей среды во внутренний мир и к соблюдению “психической дистанции” между собой и окружением, в профиле методики многостороннего исследования личности обычно отмечается пик на восьмой шкале. В клинически выраженных случаях речь идет о шизоидном синдроме. Термин “шизоидный синдром” здесь условно употреблен для обозначения той характерной совокупности проявлений, которая включает в себя эмоциональную холодность и неадекватность эмоций, своеобразие восприятия и суждений (находящее свое выражение в странных или необычных мыслях и поступках) избирательность или формальность контактов. Усредненный профиль этой группы больных, по которой валидизировалась шкала, характеризуется выраженным пиком на восьмой шкале и незначительным повышением на четвертой. В зависимости от того, отмечалось ли ограничение контактов или имели место широкие, но формальные или неадекватные контакты, обнаруживалось либо повышение профиля на нулевой шкале, либо более или менее выраженное его снижение. Шкала состоит из 78 утверждений, учитываемая реакция на которые отражает такие особенности, как изоляцию в результате нарушения социальных контактов и слабости семейных связей, отсутствие глубоких интересов, ощущение воздействия извне, внутреннюю напряженность и неудовлетворенность ситуацией, своеобразное восприятие. Так, например, характерен ответ “Верно” на такие утверждения, как: “Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома”, “Вы не любите находится среди людей”; “У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает”; “Даже находясь в обществе. Вы обычно чувствуете себя одиноко”, “С Вами происходили (или происходят) странные вещи”, “Часто Вы чувствуете как будто все вокруг нереально”. Для лиц с пиком профиля на восьмой шкале характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, снижение способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей (т. е. способности поставить себя на место того или иного из окружающих людей) и в связи с этим недостаточная адекватность эмоционального реагирования. Для лиц такого типа становится трудным, а в резко выраженных случаях и невозможным то, что Conrad (1967) называет “коперниковским поворотом” (т. е. способность субъекта “взглянуть на себя извне с некоторого расстояния и оказаться вновь в мире, который он делит с другими и в котором он представляет собой лишь незначительную частицу”). Поведение таких лиц может выглядеть, лишенным естественной эмоциональной окраски, своеобразным, эксцентричным или надменным. Вместе с тем им свойственны неудовлетворенность ситуацией и ранимость, которые ослабляются аутизацией, выступающей как механизм психологической защиты. Уже при умеренно выраженном пике профиля на восьмой шкале своеобразие восприятия и логики может сопровождаться трудностями в коммуникации с окружающими. Эти трудности выступают и в невербальных, и в вербальных контактах. В невербальных контактах затруднения коммуникации связаны с недостаточно адекватной мимикой, нередко моторной скованностью или дискордантностью. В вербальных контактах эти затруднения проявляются, в частности, в том, что, хотя высказывания лиц такого типа логичны и правильно построены грамматически, у окружающих они могут создавать впечатление двусмысленности или недостаточной понятности их. Склонность к неопределенным и расплывчатым формулировкам в значительной мере связана и с тем обстоятельством, что получение четкого представления о хорошо структурированной социальной ситуации, вторжение очерченных социальных стимулов во внутренний мир у лиц рассматриваемого типа могут выступать как источник тревоги, напряженности, длительных отрицательных эмоций. Нарушение социальной коммуникации может приводить к отсутствию четкого представления о том, как должно вести себя в той или иной ситуации, чего именно ожидают окружающие. Своеобразие мышления может быть обусловлено, в частности, утратой возможности контролировать понятность и принятость своих суждений в результате уже отмеченного нарушения социальной коммуникации. В то же время многие из этих лиц обнаруживают большие способности к построению коммуникаций, в которых используются символы, подчиняющиеся изначально заданной жесткой системе правил (например, правила оперирования математическими символами). Затрудненность повседневных контактов приводит к еще большему увеличению изоляции, поскольку ситуации, требующие таких контактов, порождают или усиливают ощущение внутренней напряженности. Дистанцированность, отчужденность приводят к тому, что лица с высоким пиком профиля на восьмой шкале испытывают затруднения в реальной оценке ситуации и общей картины мира. Они нередко ощущают свою отчужденность и непонятость, неспособность стать действительным членом группы, к которой они принадлежат формально. Стремление ликвидировать свою отгороженность и неспособность преодолеть коммуникативные затруднения порождает амбивалентность в отношениях с людьми, связанную с ожиданием внимания со стороны окружающих и боязнью холодности с их стороны. В результате лица, профиль которых определяется подъемом на восьмой шкале, проявляют к окружающим то чрезмерное дружелюбие, то неоправданную враждебность, причем чрезмерно интенсивные контакты могут сменяться внезапными разрывами. Недостаточность социальных контактов обусловливает беспокойство испытуемых по поводу принадлежности и значимости свой личности, служит основой для аутистического фантазирования и формирования аффективно насыщенных идей или групп идей. Отрицательные сигналы обычно не проникают через окружающую их “скорлупу” аутистического восприятия, но если какое-либо сообщение или событие все же вызывает у них эмоциональный отклик, они обнаруживают неожиданную для окружающих ранимость. В то же время лица с пиком профиля на восьмой шкале (при одновременном снижении профиля на нулевой) могут иметь широкий круг контактов, которые могут отличаться формальностью, отсутствием адекватного эмоционального содержания и строиться без достаточного учета реакций окружения. Деятельность таких лиц может быть весьма активной, но в большей или меньшей степени протекает вне ситуации. Следует иметь в виду, что пик профиля на восьмой шкале может отмечаться у испытуемых, принадлежащих к другой культуре, поскольку иные культурные стереотипы могут обусловливать своеобразное с точки зрения данной культуры восприятие, иные экспектации и формы эмоционального реагирования, определяя некоторые особенности мышления и организации межличностных контактов. Сочетания с ранее рассмотренными шкалами. Если особенности личности, отражающиеся в пике профиля на восьмой шкале, сочетаются с неприятными физическими ощущениями (нередко своеобразным и) и идеями, имеющими отношение к состоянию физического здоровья, то отмечается повышение профиля и на первой. При этом если пик профиля на восьмой шкале существенно выше, чем пик на первой, и особенно если одновременно отмечается повышение профиля на шестой шкале (при низком уровне профиля на третьей и седьмой) , то вероятно формирование аффективно насыщенных и трудно корригируемых концепций, связанных с состоянием физического здоровья, сверхценных и даже бредовых образований. При незначительном превышении пика профиля на восьмой шкале этот тип профиля чаще всего указывает на ригидный стереотип поведения, ориентированного на заботу о физическом благополучии. Такая забота используется как средство, позволяющее рационально объяснять отчужденность и отгороженность от окружающих наличием соматически обусловленных затруднений. Следует отметить, что чем более выражен пик на восьмой шкале, тем более вычурный и необычный характер приобретают описания соматических ощущений. Если чувство недостаточной связи с окружением, неудовлетворенной потребности в контактах выражается в нарастании тревоги или подавленности, пик профиля на восьмой шкале сочетается с пиком на второй. Амбивалентное отношение к окружающим порождает при этом наряду со стремлением к контактам угрюмую недоверчивость, а нередкое повышение профиля на четвертой шкале отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью воспринять обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. На оценочных шкалах при этом отмечается пик профиля на шкале F, связанный главным образом с низкой ,конвенциональностью. Такая конфигурация профиля (пики на шкалах F, второй, четвертой и восьмой при относительно низком уровне профиля на третьей и седьмой) довольно типична для шизоидных личностей, обеспокоенных своей отгороженностью и испытывающих трудности в социальной адаптации. Если демонстративные тенденции, обусловленные высоким уровнем вытеснения, проявляются у индивидуумов, которые чувствуют себя отчужденными, непонятыми и не включенными в социальную среду, то обычно отмечается сочетание пиков на третьей и восьмой шкалах. Этот профиль свидетельствует о глубокой дисгармоничности, поскольку отражает парадоксальное сочетание ориентировки на актуальное поведение, на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склонностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев, и трудностями межличностной коммуникации. Будучи обеспокоены вопросами о месте своей личности в обществе и ее значимости, эти люди нередко формируют круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду, в которой их значимость безоговорочно признается. Они в меньшей степени, чем лица с изолированными пиками профиля на третьей шкале, способны вытеснять отрицательные сигналы и предпочитают исключать из круга своего общения носителей таких сигналов. Намеренность такого изменения круга общения либо вытесняется, либо хорошо рационализируется. Подобного рода поведение может вести к нарастанию десоциализации. Не ощущая себя частью общества, личности описываемого типа обычно менее связаны социальными установками и считают себя вправе принимать решения, затрагивающие межличностные отношения вне зависимости от обусловленных предшествующими контактами экспектаций. Высказывания и действия окружающих, свидетельствующие об осуждении такой позиции, лица описываемого типа более или менее успешно игнорируют или избегают их путем прекращения общения с лицами, осуждающими их, или наконец, прибегают ко лжи, чтобы избежать осуждения. Эти личности эгоцентричны, аутизированы и обычно способны длительно продолжать деятельность только при сохранении в ней игрового элемента. Цели, которые требуют напряженной и длительной деятельности, лишенной игрового элемента, они объявляют несущественными. Наряду с построением своеобразной среды вопрос о своем месте в обществе и значимости своей личности лица с описываемым типом профиля могут разрешать путем идентификации с какой-либо формой деятельности, высокую значимость которой они провозглашают. При этом они предпочитают ситуации, при которых эта идентификация, а также компетентность в избранной области-деятельности не могут быть подвергнуты сомнению (деятельность, осуществляемая в одиночку, узкая специализация и т. п.). Такое сочетание при достаточно выраженном подъеме профиля почти всегда свидетельствует о болезненном состоянии той или иной природы иди по крайней мере о легкости возникновения декомпенсации. Если описанные формы поведения оказываются недостаточными для того, чтобы устранить тревогу или существенно снизить ее уровень, то наряду с ведущими пиками профиля на третьей и восьмой шкалах отмечается также отражающее тревогу повышение на второй и седьмой шкалах, причем высота профиля на седьмой шкале может приближаться к уровню его на восьмой. Если в результате затруднения межличностных связей нарушается социальная адаптация, в профиле методики многостороннего исследования личности это обычно отражается сочетанием пиков на восьмой и четвертой шкалах. В клинических случаях это сочетание (иногда с дополнительным пиком на шестой шкале) встречается весьма часто. Личности с таким типом профиля характеризуются не агрессивным асоциальным поведением, а асоциальными поступками, совершенными в результате недоразумений, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности четко осознать социальную норму и своеобразного подхода к ситуации. Неспособность правильно организовать и контролировать свои контакты и своеобразие мышления могут обусловливать связь этих лице девиантными группами. Такая связь служит одной из наиболее частных причин их асоциального поведения. Такой тип профиля характерен для подростков и юношей с выраженной тенденцией относиться к окружающим с недоверием, воспринимать их как источник потенциальной опасности или во всяком случае как людей чужих..Постоянное ощущение угрозы может толкать их на превентивное нападение. Если такой стереотип поведения сохраняется в зрелые годы, он способствует нарастанию отгороженности и отчуждения и усилению нарушений социальной адаптации. В тех случаях, когда нарушение межличностных связей и нарастающая аутизация сопровождаются формированием аффективно заряженной идеи или группы идей, профиль методики многостороннего исследования личности характеризуется сочетанием пиков на шестой и восьмой шкалах. Выраженные повышения профиля на этих шкалах (особенно при отсутствии подъемов на шкалах невротической триады) свидетельствуют о склонности к формированию трудно корригируемых или некорригируемых концепций, связанных с представлением о наличии угрожающих или опасных действий окружающих. Характерна выраженная избирательность перцепции, при которой воспринимается преимущественно информация, подкрепляющая уже сформированную концепцию. Если такой отбор информации выражен настолько, что приводит к утрате контакта с реальностью, а межличностные отношения организуются на базе некорригируемых концепций, то испытуемый с описываемым типом профиля заменяет реальное общество псевдообществом, представляющим собой совокупность его собственных проекций. В клинике это проявляется бредовыми синдромами. В этом процессе может играть роль также механизм аутистической коммуникации, проявляющийся, в частности, формированием галлюцинаторных образов. В тех случаях, когда галлюцинаторные переживания полностью определяют поведение, можно говорить об аутистическом обществе. При умеренной выраженности пиков профиля на шестой и восьмой шкалах может отмечаться только сочетание аутизации, дистанцирования, отчуждения с ригидностью, стремлением возложить на окружающих вину за нарушение межличностных отношений, жизненные трудности и эмоциональные конфликты. Если склонность ориентироваться на внутренние критерии и коммуникативные затруднения сочетаются с выраженной тревожностью, то профиль методики многостороннего исследования личности может характеризоваться изолированным и более или менее равномерным подъемом (“плато”) на седьмой и восьмой шкалах. Такой тип профиля отражает ощущение особости или неповторимости своей личности и тревогу по поводу недостаточного признания этой личности окружением. Такие чувства (не обязательно неосознаваемые) приводят к возникновению депрессивных тенденций, которые при, выраженном плато на седьмой и восьмой шкалах отмечаются независимо от уровня профиля на второй. Депрессивные явления нередко сочетаются с раздражительностью и тревожностью или ощущением повышенной утомляемости и апатии. Профиль, определяющийся плато на седьмой и восьмой шкалах, чаще отмечается в юношеском возрасте, а у лиц зрелого возраста позволяет говорить о некоторой инфантильности. Если повышение профиля на седьмой и восьмой шкалах наблюдается при наличии и других пиков профиля, то их соотношение отражает либо преобразование тревожности (при относительно более высокой седьмой шкале) , либо склонность к возникновению устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения (при относительном преобладании восьмой). Просмотров: 2406 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|