Актер - Сцена - Образ, предложенный Х. Вернером для моделирования взаимодействия организма и среды.
Образ "актер - сцена" Х. Вернер заимствовал у Я. Икскюля. Среда - это некая сцена или объект для действия и развития организма, а организм - соответственно - это актер или субъект на этой сцене. Организм не просто реагирует на среду, он оперирует этой средой (сценой) для достижения каких-то своих целей, а также он играет некоторую роль, которую для него "придумали" другие организмы или обстоятельства. Поэтому анализ развития индивида требует исследований закономерных изменений в системах "актер - сцена" ("субъект - объект"), которые возникают в процессе прогрессивной или регрессивной эволюции.
В разных областях науки сравнительный анализ показывает, что все организмы рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют им взаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию. В противном случае они просто не могли бы развиваться.
Индивид (организм) активно все отражает и исследует свойства среды, благодаря этому возникает физиологическое и психическое развитие. Психологические структуры могут только ассимилировать ту информацию и тот опыт, для которых они имеют соответствующую психическую систему. Строение организма селективно определяет характер его взаимодействия и результат его опыта.
Жизненный опыт закрепляется в функциональных структурах, которые были первоначальным источником взаимодействия. Такая обратная связь ведет к качественному переходу от одной стадии развития индивида к другой, более прогрессивной.
По X. Вернеру, объективная причина развития заключается в том, что организация предшествующих стадий логически подразумевает, но не содержит в себе организацию последующих стадий. Взаимодействие организма со средой (актера со сценой) меняется на протяжении всей жизни, потому что организация на каждой стадии развития отличается от другой.
Когда взаимодействия "актера" со "сценой" благоприятны для обоих, то организация остается стабильной. В противном случает возникают условия для выведения системы "актер - сцена" из равновесия, и возрастает возможность её функциональной и структурной реорганизации.
Литература Л.Ф. Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
Индивид (от лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт, отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина связаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.