|
А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА >> 1 Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение.
1 Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение. Я, разумеется, не имею в виду представить здесь обзор работ, которые велись в Советском Союзе в рамках этой проблемы на протяжении многих лет. Я ограничусь изложением только некоторых итогов последних исследо - ваний, которые были выполнены мной вместе с моими сотрудниками Ю. Б. Гип - пенрейтер, О. В. Овчинниковой и другими в Московском университете. Исследования эти были посвящены изучению особенностей человеческого слуха. Почему же в ходе разработки проблемы биологического и социального мы пришли к исследованию такой специальной области, как область слуховых ощущений? В чем состоял замысел наших исследований? Чтобы ответить на эти вопросы, я должен буду остановиться на тех иде - ях и гипотезах, которые были для нас ведущими. Это прежде всего идея о том, что развитие психических функций и спо - собностей, специфических для человека, представляет собой совершенно особый процесс. Процесс этот принципиально отличается не только от процесса разверты - вания биологически унаследованного поведения. Он отличается также и от процесса приобретения индивидуального опыта. Развитие, формирование психических функций и способностей, свойствен - ных человеку как общественному существу, происходит в совершенно специ - фической форме ¦ в форме процесса усвоения, овладения. Постараюсь объяснить, что я под этим разумею. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии своих психических способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных. Конечно, достижения в развитии психических функций и способностей на - капливались постепенно, передаваясь от поколения к поколению. Значит, достижения эти так или иначе закреплялись. В противном случае их прог - рессивное и к тому же все ускоряющееся развитие было бы невозможно. Но как именно эти достижения могли закрепляться и передаваться следу - ющим поколениям? Могли ли они закрепляться в форме морфологических, био - логически наследуемых изменений? Нет. Хотя биологическая наследственность, конечно, существует и на уровне человека, однако ее действие прямо не распространяется на те при - обретения в сфере психического развития, которые человечество сделало на протяжении последних 40 или 50 тысячелетий, т. е. после того, как совре - менный тип людей биологически окончательно сложился и человеческое об - щество перешло от предыстории к историческому развитию ¦ процессу, пол - ностью, управляемому действием объективных общественных законов. Начиная с этого момента достижения в развитии психических способнос - тей людей закреплялись и передавались от поколения к поколению в особой форме, а именно в форме внешнепредметной, экзотерической. Эта новая форма накопления и передачи филогенетического (точнее, ис - торического) опыта возникла потому, что характерная для людей дея - тельность есть деятельность продуктивная, созидательная. Такова прежде всего основная человеческая деятельность ¦ труд. Фундаментальное, поистине решающее значение этого факта было открыто более 100 лет тому назад. Открытие это принадлежит основоположнику науч - ного социализма Марксу. Труд, осуществляя процесс производства (в обеих его формах ¦ матери - альной и духовной), кристаллизуется в своем продукте, То, что со стороны субъекта проявляется в форме деятельности (Unruhe), то в продукте высту - пает в форме покоящегося свойства (ruhende Eigenschaft), в форме бытия или предметности (Маркс). Процесс этого превращения можно рассматривать с разных сторон и в разных отношениях. Можно рассматривать его со стороны количества затра - чиваемой рабочей силы в отношении к количеству произведенного продукта, как это делает политическая экономия. Но можно рассматривать его и со стороны содержания самой деятельности субъекта, абстрагируясь от других его сторон и отношений. Тогда указанное превращение человеческой дея - тельности в ее продукт выступит перед нами как процесс воплощения в про - дуктах деятельности людей их психических особенностей, а история матери - альной и духовной культуры ¦ как процесс, который во внешней, предметной форме выражает достижения способностей человеческого рода (Menschengattung). Таким образом, процесс исторического развития, например ручных орудий и инструментов, с этой стороны можно рассматривать как выражающий и зак - репляющий достижения в развитии двигательных функций руки, усложнение фонетики языков ¦ как выражение усовершенствования артикуляции и речево - го слуха, а прогресс в произведениях искусств ¦ как выражение развития эстетических способностей. Даже в обыкновенной материальной промышленности под видом внешних ве - щей мы имеем перед собой "опредмеченные" человеческие способности ¦ Wesen Krafte des Menschen (Маркс). Мысль эта имеет для научной психологии совершенно генеральное значе - ние. Однако в полной мере значение это выступает при анализе другой сто - роны процесса: при рассмотрении его не со стороны опредмечивания (Vergegenstandigung) человеческих способностей, а со стороны их усвое - ния, присвоения (Aneignung) индивидами. Перед вступающим в жизнь индивидом не "ничто" Хейдеггера, но объек - тивный мир, преобразованный деятельностью поколений. Однако этот мир предметов, воплощающих человеческие способности, сло - жившиеся в процессе развития общественно - исторической практики, в этом своем качестве не дан индивиду изначально. Чтобы это качество, эта чело - веческая сторона окружающих объектов открылась индивиду, он должен осу - ществить активную деятельность по отношению к ним, деятельность, адек - ватную (хотя, конечно, и не тождественную) той, которую они в себе крис - таллизовали. Это, разумеется, относится и к объективным идеальным явлениям, соз - данным человечеством, ¦ к языку, понятиям и идеям, творениям музыки и пластических искусств. Итак, индивид, ребенок не просто "стоит"" перед миром человеческих объектов. Чтобы жить, он должен активно и адекватно действовать в этом мире. Но это только одно условие того специфического процесса, который мы называем процессом усвоения, присвоения или овладения. Другое условие состоит в том, чтобы отношения индивида к миру челове - ческих объектов были опосредствованы его отношениями к людям, чтобы они были включены в процесс общения. Это условие всегда налицо. Ведь предс - тавление об индивиде, о ребенке, находящемся один на один с предметным миром, ¦ это совершенно искусственная абстракция. Индивид, ребенок не просто брошен н человеческий мир, а вводится в этот мир окружающими людьми, и они руководят им в этом мире. Объективная необходимость и роль общения в развитии человека доста - точно хорошо изучены и психологии, и об этом нет надобности говорить. Итак, общение в своей первичной форме, в форме совместной деятельнос - ти, или в форме общения речевого составляет второе обязательное условие процесса усвоения индивидами достижений общественно - исторического разви - тия человечества. Чтобы более полно выяснить смысл этого процесса, мне остается ска - зать, что он представляет собой процесс воспроизведения индивидом спо - собностей, приобретенных видом Homo Sapiens в период его общественно - ис - торического развития. Таким образом, то, что на уровне животных достига - ется действием биологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения ¦ процесса, который представляет собой процесс оче - ловечивания психики ребенка. И я могу лишь согласиться с мыслью профес - сора Пьерона, который в лекции об очеловечивании говорил: "Ребенок в мо - мент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоля - ц: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми"1. Действительно, все специфически человеческое в психике формируется у ребенка прижизненно. Даже в сфере его сенсорных функций (казалось бы, столь элементарных!) происходит настоящая перестройка, в результате которой возникают как бы совершенно новые сенсорные способности, свойственные исключительно чело - веку. Формирование новых специфически человеческих способностей в области слухового восприятия мы и сделали предметом подробного экспериментально - го изучения. А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА. М., 1981. Просмотров: 2323 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|