А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ" >> 4. МОТИВЫ, ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ В современной психологии термином "мотив" (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явл...

4. МОТИВЫ, ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ

В современной психологии термином "мотив" (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инс - тинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно пережи - вание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнару - жить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздраже - ние электрическим током. Нет никакой надобности разбираться во всех тех смешениях понятий и терминов, которые характеризуют нынешнее состоя - ние проблемы мотивов. Задача психологического анализа личности требует рассмотреть лишь главные вопросы.

Прежде всего это вопрос о соотношении мотивов и потребностей. Я уже говорил, что собственно потребность - это всегда потребность в чем - то, что на психологическом уровне потребности опосредствованы психическим отражением, и притом двояко. С одной стороны, предметы, отвечающие пот - ребностям субъекта, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другой - сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные состояния, в простейших случаях - в результате действия интероцептивных раздражителей. При этом важнейшее изменение, характеризующее переход на психологический уровень, состоит в возникно - вении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами.

Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, ко - торый способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потреб - ность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функ - ции, т. е. становится мотивом.

Подобное понимание мотивов кажется по меньшей мере односторонним, а потребности - исчезающими из психологии. Но это не так. Из психологии исчезают не потребности, а лишь их абстракты - "голые", предметно не на - полненные потребностные состояния субъекта. Абстракты эти появляются на сцену в результате обособления потребностей от предметной деятельности субъекта, в которой они единственно обретают свою психологическую конк - ретность.

Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но, повторяю это еще раз, потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но, как только субъект начинает действовать, тотчас происходит ее транс - формация, и потребность перестает быть тем, чем она была виртуально, "в себе". Чем дальше идет развитие деятельности, тем более эта ее предпо - сылка превращается в ее результат.

Трансформация потребностей отчетливо выступает уже на уровне эволюции животных: в результате происходящего изменения и расширения круга пред - метов, отвечающих потребностям, и способов их удовлетворения развиваются и сами потребности. Это происходит потому, что потребности способны конкретизироваться в потенциально очень широком диапазоне объектов, ко - торые и становятся побудителями деятельности животного, придающими ей определенную направленность. Например, при появлении в среде новых видов пищи и исчезновении прежних пищевая потребность, продолжая удовлетво - ряться, вместе с тем впитывает теперь в себя новое содержание, т. е. ста - новится иной. Таким образом, развитие потребностей животных происходит путем развития их деятельности по отношению ко все более обогащающемуся кругу предметов; разумеется, что изменение конкретно - предметного содер - жания потребностей приводит к изменению также и способов их удовлетворе - ния.

Конечно, это общее положение нуждается во многих оговорках и поясне - ниях, особенно в связи с вопросом о так называемых функциональных пот - ребностях. Но сейчас речь идет не об этом. Главное заключается в выделе - нии факта трансформации потребностей через предметы в процесс их потреб - ления. А это имеет ключевое значение для понимания природы потребностей человека.

В отличие от развития потребностей у животных, которые зависит от расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности чело - века порождаются развитием производства. Ведь производство есть непос - редственно также и потребление, создающее потребность. Иначе говоря, потребление опосредствуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным его представлением. В этой отраженной своей форме предмет и выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива.

Однако в психологии потребности чаще всего рассматриваются в отвлече - нии от главного - от порождающей их раздвоенности потребительного произ - водства, что и ведет к одностороннему объяснению действий людей непос - редственно из их потребностей. При это иногда опираются на высказывание Энгельса, извлеченное из общего контекста его фрагмента, посвященного как раз роли труда в формировании человека, в том числе, разумеется, также и его потребностей. Марксистское понимание далеко от того, чтобы усматривать в потребностях исходный и главны пункт. Вот что пишет в этой связи Маркс: "В качестве нужды, в качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности. Но последняя (вы - делено мной. - А. Л. ) есть исходный пункт реализации, а потому и ее гос - подствующий момент - акт, в который снова превращается весь процесс. Ин - дивид производит предмет и через его потребление возвращается опять к самому себе. . . ".

Итак, перед нами две принципиальные схемы, выражающие связь между потребностью и деятельностью. Первая воспроизводит ту идею, что исходным пунктом является потребность и поэтому процесс в целом выражается цик - лом: потребность - > деятельность - > потребность. В ней, как отмечает Л. Сэв, реализуется "материализм потребностей", который соответствует до - марксистскому представлению о сфере потребления как основной. Другая, противостоящая ей схема есть схема цикла: деятельность - > потребность - > деятельность. Эта схема, отвечающая марксистскому пониманию потребнос - тей, является фундаментальной также и для психологии, в которой "никакая концепция, основанная на идее "двигателя", принципиально предшествующего самой деятельности, не может играть роль исходной, способной служить достаточным основанием для научной теории человеческой личности".

То положение, что человеческие потребности производятся, имеет, ко - нечно, историко - материалистический смысл. Вместе с тем оно крайне важно для психологии. Это приходится подчеркивать потому, что иногда специфи - ческий для психологии подход к проблеме как раз и усматривается в объяс - нениях, исходящих из самих потребностей, точнее, из вызываемых ими эмо - циональных переживаний, которые якобы только и могут объяснить, почему человек ставит перед собой цели и создает новые предметы. Конечно, в этом есть своя правда и с этим можно было бы согласиться, если бы не од - но обстоятельство: ведь в качестве определителей конкретной деятельности потребности могут выступать только своим предметным содержанием, а это содержание прямо в них не заложено и, следовательно, не может быть их них выведено.

Другая принципиальная трудность возникает в результате полупризнания общественно - исторической природы человеческих потребностей, выражающего - ся в том, что часть потребностей рассматриваются как социальные по свое - му происхождению, другие же относятся к числу чисто биологических, прин - ципиально общих у человека и животных. Не требуется, конечно, особой глубины мысли, чтобы открыть общность некоторых потребностей у человека и животных. Ведь человек, как и животные, имеет желудок и испытывает го - лод - потребность, которую он должен удовлетворять, чтобы поддерживать свое существование. Но человеку свойственны и другие потребности, кото - рые детерминированы не биологически, а социально. Они являются "функцио - нально автономными", или "анастатическими". Сфера потребностей человека оказывается, таким образом, расколотой надвое. Это неизбежный результат рассмотрения "самих потребностей" в их отвлечении от предметных условий и способов их удовлетворения, и соответственно, в отвлечении от дея - тельности, в которой происходит их трансформация. Но преобразование пот - ребностей на уровне человека охватывает также (и прежде всего) потреб - ности, являющиеся у человека гомологами потребностей животных. "Голод, - замечает Маркс, - есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов".

Позитивистская мысль, конечно, видит в этом не более чем поверхност - ное отличие. Ведь для того, чтобы обнаружить "глубинную" общность пот - ребности в пище у человека и животного, достаточно взять изголодавшегося человека. Но это не более чем софизм. Для изголодавшегося человека пища действительно перестает существовать в своей человеческой форме, и, со - ответственно, его потребность в пище "расчеловечивается"; но если это что - нибудь и доказывает, то только то, что человека можно довести голо - данием до животного состояния, и ровно ничего не говорит о природе его человеческих потребностей.

Хотя потребности человека, удовлетворение которых составляет необхо - димое условие поддержания физического существования, отличаются от его потребностей, не имеющих своих гомологов у животных, различие это не яв - ляется абсолютным, и историческое преобразование охватывает всю сферу потребностей.

Вместе с изменением и обогащением предметного содержания потребностей человека происходит также изменение и форм их психического отражения, в результате чего они способны приобретать идеаторный характер и благодаря этому становиться психологически инвариантными; так, пища остается пищей и для голодного, и для сытого человека. Вместе с тем развитие духовного производства порождает такие потребности, которые могут существовать только при наличии "плана сознания". Наконец, формируется особый тип потребностей - потребностей предметно - функциональных, таких, как потреб - ность в труде, художественном творчестве и т. д. Самое же главное состоит в том, что у человека потребности вступают в новые отношения друг с дру - гом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека "первым делом" и неустранимым условием его жизни, высшие, специально - че - ловеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них по - верхностные образования. Поэтому и происходит так, что когда на одну ча - шу весов ложатся фундаментальнейшие витальные потребности человека, а на другую - его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Это общеизвестно и не требует доказательства.

Верно, конечно, что общий путь, который проходит развитие человечес - ких потребностей, начинается с того, что человек действует для удовлет - ворения своих элементарных, витальных потребностей; но далее это отноше - ние обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Это и есть принципиальный путь развития потреб - ностей человека. Путь этот, однако, не может быть непосредственно выве - ден из движения самих потребностей, потому что за ним скрывается разви - тие их предметного содержания, т. е. конкретных мотивов деятельности че - ловека.

А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ".



Просмотров: 2089
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ" >> 2. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ Изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходи - мо рассматривает их как проявления жизни матер...
  • А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ" >> 4. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ Психология издавна описывала субъективность, пристрастность челове - ческого сознания.
  • А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ" >> Таким образом, психологический анализ потребностей неизбежно преобра - зуется в анализ мотивов.
  • А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ" >> Широко распространенный взгляд на природу потребностей и влечений че - ловека заключается в том, что они - то и суть определители деятельности л...
  • А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА >> 1 Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение.
  • Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • Воспитание и потребность смысла жизни
  • Гармоническая личность
  • Гуманистическая психология
  • Деятельность как предмет психологии
  • Духовность
  • Источники социального прогресса
  • Определение общения
  • Особенности высшей нервной деятельности человека
  • Первые дни ребенка
  • Поведенческий компонент рекламного воздействия
  • Понятие желания
  • Потребности и мотивы в рекламе
  • Потребность в агрессии
  • Предмет и задачи психологии
  • Проектирование профессионального пути
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> Глава XV НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УСТАНОВКИ И ТЕНДЕНЦИИ Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя.
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> Глава XVIII ВОЛЯ ПРИРОДА ВОЛИ Всякое волевое действие является целенаправленным действием.
  • Самоактуализированная личность
  • Система психических явлений
  • Структура потребностей и мотивы с позиции психологии рекламы
  • Уровень и специфические особенности мышления дошкольника
  • Факторы влияния политической деятельности на личность
  • Хрестоматия >> А.Н.Леонтьев. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ"
  • Эмоциональная регуляция деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь