|
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия >> Быстрый темп социальных изменений, происходящий в обществе, сказывается отрицательно на сохранении психофизиологической целостности человека в связи...Быстрый темп социальных изменений, происходящий в обществе, сказывается отрицательно на сохранении психофизиологической целостности человека в связи с невозможностью его быстрой адаптации к изменяющимся условиям. В этом плане крайне важны точки опоры, зоны стабильности и стимуляция положительной мотивации, способствующей более легкому перенесению стрессов. Отсутствие вышеперечисленных факторов наряду с потерей или отсутствием интереса и цели в жизни приводит человека "на рельсы" отклоняющегося поведения. Существует разница в преобладании определенных форм отклоняющегося поведения и личностных расстройств, отражающая транскультуральные различия. Например, антисоциальное личностное расстройство, являющееся важной проблемой современного общества на Тайване, регистрируется лишь от 0,1% до 0,3% населения. Suto, Takeichi (1993) показали, что низкое количество лиц с антисоциальным расстройством типично и для Японии. Тем не менее, по данным Lee и др. (1987), в Южной Корее ситуация выглядит несколько иначе. Наличие значительного количества лиц с этим видом расстройств сочетается с высоким уровнем алкоголизма в стране. Интересен факт, свидетельствующий о том, что восточноазиатские культуры, за исключением Южной Кореи, характеризуются низкой частотой антисоциальных личностных расстройств. Это связано с тем, что семейная и социальная структуры являются сильными защитными системами, препятствующими развитию антисоциального расстройства. Согласно исследованиям Robins (1966) дети с такого рода расстройствами чаще всего воспитываются в неполных семьях или в семьях с агрессивным, совершающим акты насилия отцом. Для таких семей характерно отсутствие определенных правил поведения, непредсказуемость ситуаций, малая представленность или полное отсутствие лояльности членов семьи по отношению друг к другу. В японских и тайваньских семьях, где отцы авторитарны и строги, ожидания, предъявляемые детям, достаточно высокие с их ориентацией на достижения в области образования, престиж которого чрезвычайно высок. (Видимо еще и поэтому показатель количества докторов наук на Тайване на душу населения самый высокий в мире). В этих семьях лояльность членов семьи друг к другу ценится чрезвычайно высоко. Однако следует отметить, что авторитарность со стороны родителей способствует развитию других видов личностных расстройств, стержнем которых является тревога. К таким нарушениям относятся расстройство избегания, социальная фобия, зависимые и обсессивно - компульсивные нарушения. В литературе выделяется форма нарушения, носящая не очень определенный характер и называемая нарушением поведения. К этой форме относится поведение, которое может входить в структуру антисоциального нарушения, но только у 1/3 лиц с нарушениями поведения развивается полная картина антисоциального нарушения. Влияние социальных факторов на возникновение нарушения поведения велико. К сожалению, это поведение имеет тенденцию к эпидемическому распространению. Бестужев - Лада еще в начале 1980 годов обращал внимание на нарастание в советском обществе отклоняющегося поведения, являющегося следствием общественного неблагополучия. Хотя, следует помнить о том, что такие люди встречаются в любом обществе. Наличие тенденции к нарастанию отклоняющегося поведения и личностных расстройств свидетельствует о "болезни" и неблагополучии общества, о действии неблагоприятных социальных факторов на целую популяцию. Психологическим фактором, способствующим возникновению нарушений, является распад семьи. Количество распадающихся семей ежегодно увеличивается и особенно в западных странах. Исследования показывают, что около 50% детей, воспитывающихся в ядерных семьях, переживали распад семьи или гибель члена семьи. Исследования длительных последствий разводов на детей показывают, что отклонения, возникающие у детей, связаны не только с разводом, а с воздействием множественных факторов риска. Распад семьи инициирует каскад других отрицательных последствий, способствуя кумуляции факторов, приводящих к развитию патологии. К таким факторам относятся: ухудшение экономического положения разведенного родителя; смена места жительства с ухудшением условий (Riley, 1991); дополнительные отрицательные воздействия, связанные с вторичными разводами. Родители, испытывающие стресс при разводе, становятся менее психологически достигаемыми, имея меньше времени для эмоционального общения с детьми. Различные типы распада семьи по - разному влияют на детей. Например, относительно позитивное для ребенка значение развода в ситуации возникновения у родителя психического нарушения или насилия над детьми в семье. Положительное значение такого развода заключается в освобождении детей от экспозиции в травматической среде, в их выводе из такой среды. Но в силу того, что в большинстве распавшихся семей насилие отсутствовало, развод воспринимается как стресс, приводящий к тревоге и переживаниям. Кроме того, положительное значение развода для родителей далеко не всегда оказывается таковым для детей. Согласно данным Уоллерстайна, большинство детей, перенесших развод, обладают достаточной сопротивляемостью к проблемам дальнейшего развития, но имеют предрасположенность к развитию психических отклонений. Развод стимулирует развитие этих отклонений (Paris, 1997). То есть, развод является не причиной, а фактором риска развития отклоняющегося поведения и личностных нарушений. Кумулятивный риск сочетания биологических, психологических и социальных факторов создает неблагоприятную основу для их развития. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Просмотров: 1633 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|