В. А. Ганзен. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ >> Заимствуем из современных учебников психологии множество понятий, описывающих основные психические явления: сознание, внимание, память, ощущение, во...
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Заимствуем из современных учебников психологии множество понятий, описывающих основные психические явления: сознание, внимание, память, ощущение, восприятие, перцепция, мышление, представление, речь, эмоции, чувства, аффекты, мотив, действие, воля.
Понятия этого множества по логической и семантической близости группируется следующим образом (каждая триада реализует одну из функций психики, указанных справа от триады): сознание + внимание + память - функция интеграции; перцепция + ощущение + восприятие - функция реактивного отражения; мышление + представление + речь - функция активного отражения; аффект + эмоция + чувство - функция реактивного регулирования; воля + мотив + действие - функция активного регулирования.
Первое понятие в каждой триаде является ведущим и объединяющим для двух остальных.
Сознание - это высший интегратор психики человека.
Внимание и память представляют собой "сквозные" психические процессы: они участвуют во всех психических явлениях.
Память интегрирует информацию мире в одном хранилище.
Внимание "связывает" субъект с объектом или его образом.
Перцепция реализует функцию непосредственного отражения, она существует в двух формах: ощущения и восприятия.
Образы восприятия и ощущения непроизвольны, поэтому перцепция выполняет функцию реактивного отражения.
Мышление является формой опосредованного психического отражения, оно может быть образным и вербальным, чем и обусловлено вхождение в эту триаду представления и речи.
Мышление реализует функцию активного отражения, так как оно не копирует явление, но позволяет проникнуть в его сущность путем активных преобразований информации в образной и знаковой формах.
Аффект (здесь - целостная психическая реакция) существует в двух формах: эмоций и чувств, выполняет функцию реактивного, приспособительного регулирования.
Активное регулирование производится при помощи волевых действий.
Мотив как осознанная опредмеченная потребность играет роль побудителя к действию.
В. А. Ганзен. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. Л., 1984.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.