|
П. Куттер. Современный психоанализ >> 6. Делинквентное поведение 6.6. Делинквентное поведение 6. 1. Общественные аспекты Делинквентное и криминальное поведение поддерживается посредством многоуровневых общественных процессов. Поэтому стоит коротко перечислить их в начале этого параграфа. Было бы неверно рассматривать лишь индивидуальную проблематику отдельных делинквентных случаев и оставлять без внимания социальные причины уголовного поведения. Согласно Роберту Мертону (1971) некоторым людям трудно отречься от делинквентного поведения потому, что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Поэтому людям, выброшенным обществом, так или иначе отодвинутым в сторону, очень тяжело достичь всех желанных целей легальным путем. В связи с этим они настроены или вынуждены пытаться достичь успеха криминальным образом. Такие люди совершают растраты, обманывают, воруют или грабят, короче добывают себе все то, что не могут заполучить законным путем. На первый взгляд кажется очевидным, что это преимущественно люди неимущие. То есть, в основном, те, кто принадлежит к т. н. нижнему слою общества (Соеп, 1955). Но не стоит недооценивать и возросшую в последнее время индустриальную криминальность (подкупы, взятки, растраты) в <высших кругах>. Подчас роковую роль в судьбе криминальной личности играет склонность общества навешивать ярлыки, когда человек, однажды названный преступником, в значительной степени, утрачивает возможность жить иначе, как только совершая криминальные действия. Делинквентная <карьера> осуществляется, таким образом, в следующей последовательности: 1. Первичное, случайно совершенное преступление (делинквентность). 2. Наказание. 3. Вторичная делинквентность. 4. Более тяжкое наказание. 5. Более серьезное делинквентное поведение. Таким образом, возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности постоянно наносят вред и себе и окружающим. Между делинквентными личностями н людьми, которые их преследуют, возникает некий стереотип отношений, который уже рассматривался нами при обсуждении психосоматических нарушений. Это, главным образом, насильственные взаимодействия, при которых одни демонстрируют другим свою власть, не считаясь с личностью потерпевшего. С одной стороны находятся властные государственные учреждения (полиция, государственная прокуратура, суд), чья законность подтверждена демократией (часто упускаемый факт), с другой - делинквентная личность, чувствующая себя в праве добыть себе якобы причитающееся ей <добро>. Процесс <добывания> осуществляется либо с помощью грабежа (квартиры, банка), либо разбоя, либо косвенным путем: мошенничество, растрата и др. Согласно Паулю Рейвальду общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний, воспитывает преступников, от которых хотело бы избавиться. Такой ход мысли многим покажется не столь уж очевидным, поскольку при оценке соотношений между индивидуальными делинквентными личностями и преследующим их обществом задействованы личные защитные механизмы. Это проективные процессы, состоящие в том, что криминальные компоненты любого человека проецируются на людей, реально совершающих те или иные преступления, и которые вследствие этого кажутся еще более криминальными, нежели являются таковыми на самом деле. Поэтому наказания часто бывают строже, чем человек того реально заслужил. Можно даже допустить, что наказание представляет собой бессознательное заменяющее удовлетворение личных агрессивно - криминальных импульсов. Этим я вовсе не хочу сказать, что легализованное преследование и наказание, а также взвешенное вынесение судебного приговора, как это происходит в судебном праве, вообще искажено проективными процессами и служит в конечном счете лишь заменяющим удовлетворением для представителей исполнительных органов и суда. Я хочу лишь сделать предположение, что при суровых наказаниях, слишком бросающихся в глаза, возможно, определенную роль играют вышеназванные процессы, поскольку психоанализ вполне допускает их существование и у юристов. Сюда относятся и те учителя, которые наказывают своих учеников тем строже, чем сильнее у тех переживания по поводу непережитого самими учителями. В своей книге <Преступник и его судья> (1929) Гуго Штауб и Франц Александер попытались взглянуть на мир статей и параграфов закона психоаналитически, а в своей теории преступлений заклеймили бессознательное участие общества в объективно ошибочных приговорах. 6. 2. Индивидуальные аспекты Люди с делинквентным поведением не в состоянии решить свои внутренние конфликты с помощью невротических защитных механизмов. Однако они не разрушают свой контакт с реальностью, как шизофренические больные, которые отстраняются и уходят в мир иллюзий. Чтобы выстоять перед невыносимым внутренним напряжением, они не прибегают и к помощи телесных заболеваний. И тем не менее они порывают с реальностью и спасаются от внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые полицией, преследуемые государством и наказуемые по закону. Если присмотреться к стереотипам поведения, бывших у этих людей в их детстве, то вполне возможно установить наличие у них травматизирующих доэдиповых нарушенных отношений, которые мы обнаруживали у людей, заболевавших психозами или психосоматическими заболеваниями. Предыстория делинквентного поведения не менее драматична: делинквентных людей не любили в детстве. По меньшей мере, на них не обращали внимания, их воспитание запускали>, эти люди переживали экстремальное состояние - <недостатка>, дефицита общения и внимания со стороны взрослых. Трагическое последствие этого - острый дефицит в душевных структурах. К этому часто присоединяются дополнительные травматизации: с детьми жестоко обращаются (телесные наказания) или, что чаще, они воспитываются в условиях душевной жестокости и безразличия. И тут снова проявляются потенциально криминальные социальные условия <низов>, стиль воспитания в которых столь тесно связан с наказанием. Ребенок, выросший в подобной среде, вряд ли научится чему - то другому, кроме как знанию о наказаниях или жестоком обращении. Подобный опыт <жертвы>, пострадавшего, распространяется от него в дальнейшем на других людей. Происходит типичная <идентификация с агрессором> (Анна Фрейд, 1936), когда насильник проделывает со своими жертвами все то, что проделывали над ним самим в его детстве . Мы ознакомились с существенной психодинамикой при делинквентном поведении, которая делает понятной специфически насильственную форму подобного стереотипа отношений. Стереотипа, в значительной степени и надолго препятствующего здоровому саморазвитию. В связи с этим голландские авторы из Мездагской клиники в Гронингене говорят о <психопатии развития> (1976). В дословном переводе это означает - <болезненное душевное развитие>. Разрушительные бессознательные процессы, первоначально идущие извне, наносят вред развивающейся личности. Затем, по мере их <овнутрения> эти процессы причиняют зло собственному <Я>. Нельзя обойти здесь стороной и параллели с разработанным Балинтом фундаментальным нарушением, характеризующимся недостатком эмоционального участия и более близким мне базисным конфликтом при психосоматических расстройствах. В то же время часто обнаруживаются и особенности пограничной личности. Сюда относятся архаические страхи перед самоуничтожением, отсутствие способности любить, допускающее лишь беглые, поверхностные контакты, большая замкнутость и частые тяжело переживаемые психические состояния, связанные с чувствами бессмысленности, бессильного гнева и отчаяния. Подобные состояния переносятся легче, когда есть возможность позабыть о невыносимости личной ситуации в группе единомышленников. Если же при этом совершаются совместные преступления, то нападению подвергаются представители общества, поскольку преступления такого рода являют собой среди прочего еще и акты мести. Соучастники в этом случае перестают быть жертвами тех своих родителей, которые слишком дословно применяли воспитательную силу. Но они и не жертвы анонимных инстанций, не позволяющих им занять удовлетворяющее их положение. Теперь они виновники, действующие активно. В конце концов можно найти удовлетворение и в том, что ты по своей воле преступаешь запреты. К фантазиям мести часто присоединяются фантазии величия и великолепия. Они тождественны фантазиям при нарцистических нарушениях личности. Наконец, делинквентный поступок дает возможность почувствовать себя лицом, противостоящим правоохранительным органам государства и общества. Конечно, это тем более не трудно, если представители государства и общества действительно в чем - то повинны. Однако при делинквентном поведении чаще действуют проекции на общество личных негативных составляющих, в которых это общество выглядит (иллюзорно) более плохим, чем оно есть в действительности (полицейские, которых можно низвести до <6ульдогов>или <ментов>; представители юриспруденции, которым не верят, что они всерьез пытаются выяснить истинное положение вещей и соответствовать букве закона). В заключение еще несколько слов по поводу специфически полового делинквентного поведения. Согласно Каролю Смарту (1976) убийство детей, проституция и воровство в магазинах чаще встречаются среди женщин, чем среди мужчин. Мужчины чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают; не в последнюю очередь стоит назвать и типично мужское преступление - изнасилование. При судебном разбирательстве женщин намного легче признают невменяемыми и поэтому они, в отличие от мужчин, скорее попадают в психиатрические клиники, нежели на скамью подсудимых. Тем не менее различия в криминальном поведении за последние годы в целом сглаживаются, поскольку - и вследствие женского движения тоже - женщины перестают воспринимать себя как домашних и зависимых существ и конкурируют с мужчинами. Они точно так же, как и мужчины, принимают участие в выработке механизмов общественных требований, например, требований успеха и потребления. Тем самым они неизбежно и в равной степени становятся жертвами господствующих социальных отношений, как и мужчины. П. Куттер. Современный психоанализ. СПб., 1997. Просмотров: 1035 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|