Деиндивидуализация

Социально-психологический феномен – утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Деиндивидуализация, как и многие другие социально-психологические феномены, обратимое явление: после возвращения ситуации в нормальное состояние деиндивидуализация пропадает.

Многие социологи и социальные психологи изучали деиндивидуализацию. Густав Ле Бон высказал предположение, что при некоторых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Это может быть связано с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и даже аморальным способом.

На исследователей деиндивидуализации большое влияние оказали впечатления от фашистской Италии и нацистской Германии. Этим объясняются их довольно путаные рассуждения о том, что человек морально укрывается в социальной группе, в результате высвобождается поведение, до этого сдерживаемое моральными запретами. На самом деле, конечно, социальные группы бывают разными. В одних человек ощущает снижение моральных запретов. В других наоборот.

Никто не будет отрицать, что в трудовом коллективе, где каждый работник занимает свое место (не анонимен) и где на каждого обращают «персональное внимание», деиндивидуализация не развивается. Часто даже наоборот – человек не растворяется в коллективе, а кристаллизуется из него благодаря своим успехам и конструктивному влиянию на этот самый коллектив.

Тем не менее, однако, время от времени складываются социальные группы (часто стихийно – толпа хулиганов или футбольных фанатов), объединенные деструктивными влечениями. Участников этих социальных групп объединяет, энергетизирует в том числе и потребность в совершении аморальных и противоправных поступков. И просто потому, чтобы почувствовать себя на время свободным от всяческих запретов, и потому, что запреты мешают «выпустить пар». В результате появляются битые витрины, перевернутые машины, изнасилованные женщины и т.д.

Зиллер отметил, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализацию - с потенциально наказующими. В благоприятных для себя ситуациях человек стремится к персональной ответственности – потому что ожидает поощрения. В неблагоприятных ситуациях человек наоборот стремится поделиться ответственность с окружающими, распылить ее, потому что ожидает наказания. Если наказание будет поделено среди многих окружающих, ему самому достанется лишь небольшая доля этого наказания.

«Мотором» такого рода деиндивидуализации является уже не потребность в свободе от запретов и не потребность «выпустить пар», а вполне рациональный расчет. Любому руководителю знакома ситуация, когда некоторые подчиненные проявляют избыточную активность для того, чтобы избежать персональной ответственности в случае провала: сваливают вину на других, изображают коллективный способ выполнения задачи и т.д. Опытные работники заранее готовятся к провалу: устраивают бесконечные «согласования» с разными людьми – спрашивают их мнение, чтобы затем поделиться с ними ответственностью в случае провала, втягивают других работников в свою сферу ответственности.

Разные люди по-разному склонны к деиндивидуализации. Сильнее склонны конформные личности, уже заранее настроенные на потерю идентичности. Люди с высоким интеллектом менее склонны к деиндивидуализации. Это объясняется тем, что они любят сами размышлять, не доверяясь другим, сами выстраивают приоритеты, целесообразуют свое поведение и т.д.

 





Просмотров: 693
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Атрибуция успеха и неудачи
  • Гостинг
  • Группы
  • Демократичный руководитель
  • Деятельность как предмет психологии
  • Индивидуумы и группы
  • Как добиться, чтобы подчиненные слушались
  • Как развить в себе способность убеждать
  • Как распознать, что ваш ребенок-подросток плохо к вам относится
  • Коллективное мышление
  • Коммуникативная техника "Приглушение проекции"
  • Личностные корреляты интеллекта
  • Морально-психологический статус
  • Мятежи толпы и другие формы коллективного действия
  • Обида
  • Ответственность
  • Преимущества групповой формы психокоррекции
  • Принцип социального доказательства
  • Процедура "Ответственность (незаконченные предложения)"
  • Пытаться изменить другого
  • Религия как общественный невроз
  • Самоактуализированная личность
  • Ситуационная модель руководства Фидлера
  • Социальное паразитирование
  • Тест "Какой Вы руководитель?"
  • Тест "Решительность"
  • Тест на склонность разочаровывать
  • Формирование групп
  • Эмоционально-неустойчивая психопатия
  • Ядро характера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь