|
В. В. Макаров. Лекции по психотерапии >> СЦЕНАРНЫЙ АНАМНЕЗ ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА Лекция № 20 1.СЦЕНАРНЫЙ АНАМНЕЗ ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА Лекция № 20 1. Сценарный анамнез 1. 1. До зачатия Какова судьба и образ жизни ваших прародителей? Далеко не все люди, выходцы из советской эпохи, знают истории своих предков глубже чем на три поколения. Обычно рассказывают о бабушках н дедушках, иногда о прабабушках и прадедушках. Важно узнать, какими были прародители, за что ими гордятся и что о них скрывают. То, что усиленно скрывается старшими поколениями, для молодежи может явиться предметом гордости. Опишите характер каждого из прародителей. Какие поступки прародителей запомнились семьей, какими болезнями страдали прародители, в каком возрасте и от чего умерли? Какова судьба и образ жизни ваших родителей? Информация, которая нас интересует по этому пункту, во многом сходна с предыдущей. 1. 2. От зачатия до рождения Были ли вы зачаты сознательно? Настроены ли были ваши родители зачать ребенка или ваше зачатие явилось случайностью? Готовились ли родители к зачатию? Как протекала беременность? Здесь важны переживания матери во время беременности. Насколько ей было комфортно с вами, и приносили ли вы ей боли, дискомфорт или другие неприятности. Когда вы начали шевелиться и пинаться. Разговаривала ли с вами мама и реагировали ли вы на ее слова. Прикасался ли папа к маминому животу и слушал ли ухом ваше сердцебиение. Как хорошо было с вами вашим родителям и как вам с ними было хорошо. Были ли попытки прервать беременность? Если такие попытки были, то сколько, при помощи чего, к каким последствиям повели? Была ли необходимость сохранять беременность? Если такая необходимость была, то в каком триместре беременности, в связи с чем и как она сохранялась? Важно подробно изучить фотографии семьи до вашего появления и периода беременности вами. 1. 3. Рождение и раннее детство Какова очередность вашего рождения? Важно вспомнить всех детей, которых родила ваша мама. Какой период времени прошел от предыдущих родов до ваших? Если это были первые роды, то они часто протекают тяжело и для матери, и для младенца. В ряде случаев возникает сценарий разрывов у матери. Назовите дату вашего рождения. Что эта дата значила для семьи и вас? Родились ли вы вовремя, раньше или позже? Имеет ли дата рождения для семьи какое - то символическое значение? В каких условиях и как протекали роды? Рождались ли вы в советском родильном доме или в других условиях? Как долго протекали роды? Стимулировали ли родовую деятельность медикаментами? Проводилось ли кесарево сечение? Проводились ли разрезы промежности матери? Зашивали ли промежность после родов? Как быстро вас приложили к материнской груди? Как долго вы пробыли в родильном доме? Как повлияли ваши роды на мать? Что с ней произошло? Болела ли она? Как изменилась ее жизнь после вашего рождения? Назовите даты рождения ваших сибсов. Что эти даты значат для семьи и вас? Сколько детей хотели иметь ваши родители? Планировали ли они определенное количество детей? Какого пола, какова очередность рождения? Какое будущее предрекалось каждому ребенку? Были ли вы желанным ребенком? Соответствовало ли ваше рождение планам родителей? Соответствовал ли ваш пол желаниям родителей и семьи? Готовилась ли семья к вашему рождению? Как отнеслись к вашему рождению мать, отец, прародители, сибсы, другие значимые люди? Читали ли вы свое свидетельство о рождении? Некоторые семейные легенды и умалчивания рассеиваются, когда берешь в руки своесвидетельство о рождении и читаешь строчку за строчкой. Кто выбрал ваше имя и с чем или с кем это связано? Каждое имя имеет значение. Важно провести анализ имен, даваемых в вашей семье. Можно проанализировать имена прародителей, родителей, их сибсов, вашего поколения членов семьи, подробно изучить ваше имя. Насколько вы соответствовали и соответствуете ему? Как ласково называли вас родители и домочадцы? Какие клички давали вам дома, в учебных заведениях и на улице? От чего происходит и что обозначает ваша фамилия? Здесь, кроме точки зрения семьи, которая может нести в себе одну из легенд семьи, важно вновь обратиться к Словарю русских имен. Ведь многие фамилии произошли от имен. Важно услышать, как звучит фамилия, как она звучит из уст клиента. Произносит ли он ее утвердительно, ровно и спокойно, просто передавая информацию. Или он произносит ее тихо, даже <проглатывая> ее часть. У самого клиента и участника группы можно спросить: <Чего можно ждать от человека с такой фамилией? Каков человек, носящий такую фамилию?> Важно услышать, как звучит фамилия вместе с именем и . отчеством, насколько это благозвучно. И что означает сочетание этих трех значений? Какими именами вас называли в раннем детстве в семье? Важно вспомнить все эти имена и вновь услышать, какой отклик они вызывают в вашей душе. Посещали ли вы детские ясли? Этот важнейший жизненный опыт обычно бывает вытеснен в связи с его явным травматизмом. Ведь ясли - своеобразный детский <инкубатор>. Воспоминания о том периоде жизни вытесняются в связи с Родительскими запретами или по другой причине. Восстановить период, затушеванный, записанный чувствами, образами, соматическими ощущениями, отдельными словами и обрывками слов, очень важно. И это удается после ряда сеансов возрастной регрессии в трансе. Кто в семье уделял вам больше всего времени? Люди, которых воспитывали бабушка и дедушка, - это такие люди, чья информация в Родительском состоянии особенно устарела н противоречит действительности. У таких людей часто не воспитаны качества, позволяющие им самостоятельно адаптироваться в изменяющемся мире. У них может быть множество предрассудков и страхов. Люди, пользовавшиеся постоянным вниманием мамы, более адаптивны. Многое, конечно, зависит от того, насколько приспособлена н здорова сама мама. По - другому формируются те, кто воспитывался тетями и дядями, старшими братьями и сестрами. Ваше развитие и болезни в дошкольном детстве? Здесь особенно важны ваши ощущения и переживания от болезней. Многие сохранили чувство комфорта и заботы о них, когда они болели. Только в это время они становились центром внимания. О них заботились, им делали подарки. Родительская забота о больном ребенке представляется прямо инстинктивной реакцией. Только воспитывать ребенка так, чтобы он стремился заболеть - неправильно. Поэтому во время болезни ребенка можно награждать за продвижение к здоровью, за успешное лечение. Важно подробно изучить ваш семейный альбом с фотографиями вашего раннего детства. 1. 4. Дошкольное детство Кто занимался вашим воспитанием? Те, кого воспитывали бабушка и дедушка, несут в себе многие пережитки, свойственные прародителям. Они могут быть недостаточно адаптированы к современной жизни. Важно вспомнить всех, кто вас воспитывал и наложил свой отпечаток на формирование личности. Посещали ли вы детский сад? Посещение детского сада или, как это было принято называть, организованное воспитание в развитии ребенка може1 играть двоякую роль. В том случае, если семья не может обеспечить адекватное развивающее воспитание, то детский сад частично заполняет этот пробел. С другой стороны, в детском саду дети подвергались и идеологическому воспитанию, а значит, социальной психотерапии. Они более стандартизированы, чем так называемые домашние дети. Кроме того, детский сад давал ребенку еще несколько авторитарных фигур для формирования его Родительского и Детского состояний. Посещение детского сада, особенно круглосуточных групп, само по себе для ребенка стресс. И вместе с тем детсадовский воспитанник более адаптирован для последующих стрессов социальной жизни. Чем в более старшем возрасте ребенок вдет в сад, тем вероятнее формирование у него самобытных черт личности. Расскажите о своих товарищах. Важно узнать, какими были ваши товарищи: пол, возраст, социальная принадлежность и т. д. ? Каковы были ваши игры? К каким ролям в играх вы стремились, на какие соглашались, каких избегали и на какие не соглашались никогда? Что стало с вашими товарищами? С кем из них вы поддерживали отношения в другие возрастные периоды жизни? Вспомните яркие эпизоды общения с ними. Как вас называли в семье? Вспомните и назовите все ваши имена и прозвища. Что значили они для вас? Что значили они для других членов семьи? Произнесите их еще раз. Какой эмоциональный отклик это вызывает у вас? Сообщите о своих прозвищах, как и в предыдущем пункте. Только все это за пределами семьи. Кем вы мечтали стать? Кем вы мечтали стать для себя, для родителей, для сверстников? Были ли у вас мечты о будущей профессии, взрослой жизни? Что вы отвечали, когда вас спрашивали, кем вы желаете стать? Какие роли вы чаще исполняли в детских играх? О каких ролях в детских играх вы мечтали? Как вы достигали свои мечты? На какие роли вы соглашались? Каких ролей избегали? Ваши увлечения противоположным полом? Был ли у вас интерес к противоположному полу? Делали вы это для себя или для кого - нибудь другого? Помните ли вы имена тех, кем вы были увлечены? Помните ли вы имена тех, кто был увлечен вами? Сообщите о своей любимой сказке. Была ли у вас любимая сказка? Может быть, их было несколько? Сообщите о самой привлекательной для вас роли в этой сказке. Сообщите о симпатичных для вас ролях. Сообщите о ролях, которые вас отталкивали. Ваш семейный альбом. Это очень важно и информативно - посмотреть вместе с терапевтом, а может быть, еще и в терапевтической группе ваш семейный альбом. Члены вашей семьи вновь всплывут в вашей памяти. Вы сможете обнаружить интересные и неожиданные факты, прийти к важным выводам. Так, участник одной из терапевтических групп, неуверенный, испытывавший страх будущего, отличавшийся националистической, антисемитской настроенностью, принес на встречу группы свой семейный альбом. При анализе его семейных фотографий было высказано предположение, что его мать - еврейка по национальности. В ближайшее же время этот факт подтвердился. Оказалось, что семья это усиленно скрывала. И само сокрытие приводило к определенному эмоциональному климату в семье с неуверенностью и страхом будущего. Раскрытие этой семейной тайны повело к значительному улучшению состояния клиента, которое, правда, наступило после этапа бурных эмоциональных реакций и переоценки ряда жизненных ценностей. Как вы себя чувствовали наверху <качелей жизни>? 1. 5. Младший школьный возраст Настроены ли были вы идти в школу? Вы мечтали о школе? Вы собирались в школу? Вы завидовали тем, кто учится? Подготовлены ли вы были к обучению в школе? Знали ли вы буквы? Умели ли вы читать? Умели ли вы считать? Умели ли вы складывать и отнимать? Что еще вы умели перед школой? Была ли у вас необходимая одежда, портфель, книги, иные школьные принадлежности? Опишите свой первый день в школе. С кем вы шли в школу? Что вы несли? Что вы увидели, когда туда пришли? Что вы ожидали и что явилось для вас неожиданным9 Понравилось ли вам в школе9 Захотелось ли пойти на следующий день9 Расскажите о первой учительнице Какая она была9 Что вам запомнилось в ее внешности, ее [поведении9 Что из высказываний учителя вам особенно запомнилось9 Какие поступки учителя вам особенно запомнились9 Стала ли она самым авторитетным для вас человеком? Часто ли вы вспоминаете ее теперь9 Хотели ли вы иметь другого первого учителя? В чем начало обучения оправдало ваши ожидания, в чем не оправдало9 Расскажите о ваших школьных друзьях и врагах. Сколько у вас было друзей9 Знали ли вы их до школы? Сколько у вас было врагов9 Знали ли вы их до школы? Устраивало ли вас ваше место в иерархии класса9 Приходилось ли бороться за повышение статуса? Каковы были ваши успехи в обучении9 Какие предметы вам давались легко, а какие с трудам9 Устраивали ли вас, членов вашей семьи, знакомых и значимых других людей ваши успехи в обучении9 Перечислите любимые и нелюбимые вами предметы обучения? Как вы оценивали отношения между вашими родителями9 После того, как вы стали учиться, посмотрели ли вы другими глазами на вашу семью? Изменилась ли ваша оценка родителей9 Изменились ли ваши отношения к родителям? Перечислите ваши прозвища Какие прозвища вам давали на улице, дома, в школе9 Какие из них вам нравились, какие были терпимы, какие обижали? Что вы предпринимали для избавления от них? Назовите ваши главные радости, огорчения, разочарования Вспомните то, что вызвало у вас самый большой эмоциональный отклик Ваши увлечения противоположным полом? Были ли у вас такие увлечения9 Как долго они длились и чем завершились? Сообщите имя или имена тех, кем вы были увлечены и тех, кто был увлечен вами Важно познакомиться с альбомом ваших фотографий этого возраста. Как вы чувствовали себя внизу <качелей жизни>? 1. 6. Средний школьный возраст (5 - 7 классы) Как вы реагировали на новых педагогов? Легко ли вам было приспособиться к значительному увеличению числа педагогов9 Как они реагировали на вас? Как складывались у вас отношения с педагогами9 Что из их высказываний вам особенно запомнилось9 Что из их поступков вам особенно запомнилось9 Какие предметы вам нравились, какие нет? Как изменились ваши успехи в обучении? Учиться стало легче или труднее? Больше или меньше времени вы уделяли подготовке домашнего задания? Как складывались ваши отношения со сверстниками? Много ли у вас было друзей? Много ли у вас было товарищей? Как складывались ваши отношения со старшеклассниками9 Какова была ваша роль в иерархии сверстников в школе и по месту жительства? Сообщите о ваших друзьях и врагах. Как складывались ваши отношения с противоположным полом? Перечислите ваши прозвища. Как вас называли дома, по месту жительства, в школе? Назовите ваши увлечения Как вы проводили свободное время? Как часто менялись ваши увлечения? Были ли у вас стойкие увлечения? Влияли ли увлечения на ваши успехи в обучении? Кем вы собирались стать в будущем9 Были ли у вас конкретные планы о будущей профессии, вашей деятельности9 Мечтали ли вы о будущем? Желали ли вы быстрее вырасти9 Видели ли вы во сне будущее9 С кем из окружающих вас людей или героев были связаны ваши мечты о будущем9 Как вы оценивали отношения между вашими родителя - чи9 Ваши родители жили дружно9 Как часто они ссорились9 Что вы чувствовали, когда они ссорились? Была ли у вас уверенность в ваших родителях9 Кто из них вам был ближе9 Боялись ли вы, что с родителями может что - либо произойти? Сообщите о вашей любимой сказке или истории. Была ли у вас в этом возрасте любимая сказка, история, легенда, кинофильм, которые вы по несколько раз читали, смотрели, слушали и вам не надоедало? Был ли там любимый герои или любимый сюжет? Какому герою или реальному человеку вам хотелось подражать? Кто был этот герой или человек? И в чем вам хотелось ему подражать? Во всем ли он вам нравился? Как вы подражали ему? Ваш семейный фотоальбом - как он отражает этот ваш возраст? 1. 7. Старший школьный возраст Какие предметы обучения вам нравились, какие нет? Чем привлекали и чем не привлекали вас предметы обучения? Как давались вам предметы, которые вам нравились? Как давались вам предметы, которые не нравились? Связывали ли вы свое будущее со знаниями определенных предметов? Считали ли вы, что определенных предметов в учебном заведении не хватает? Занимались ли вы дополнительно по этим предметам? Считали ли вы, что некоторые предметы для вас бесполезны? Как много времени вы уделяли подготовке домашнего задания? Как вы относились к педагогам? Были ли педагоги, которые вам нравятся, безразличны, не нравятся, невыносимы? Были ли педагоги, которым вам хотелось подражать? Связано ли было у вас отношение к предметам с отношением к педагогам? Какие высказывания педагогов вам особенно запомнились? Высказывания о вас, по предмету, на другие темы? Воспроизведите эти высказывания и дайте им комментарии. Какие поступки педагогов вам особенно запомнились? Эти поступки могли касаться вас, ваших товарищей, или не касаться никого. Как они характеризовали педагогов? Какое впечатление они произвели на вас тогда? Как вы оцениваете их сейчас? В каких педагогов вы влюблялись? Были ли педагоги женского и мужского пола, ваше отношение к которым можно назвать влюбленностью? Расскажите о них. Как долго длилась ваша влюбленность и чем она закончилась? Какие профессии вы выбирали для себя? Была ли одна профессия, которую вы для себя выбрали? Или таких профессий было несколько и вы колебались в выборе? А может быть, таких профессий не было вовсе? Сообщите о ваших друзьях и врагах. Расскажите о каждом из ваших друзей. Чем он привлекал вас? Что в нем вам не нравилось? Как возникла ваша дружба? Как складывались ваши отношения? Как долго длилась ваша дружба? Чем она завершилась? Кто были ваши враги? Как возникла вражда? В чем она проявлялась? Как долго она длилась? Чем она завершилась? Расскажите о ваших прозвищах. Перечислите все прозвища, которыми вас награждали в этом возрасте. Что они для вас значили? Какие из них вам нравились, какие были терпимыми, какие вызывали отрицательные эмоции? Как вы стремились избавиться от них и делали ли это? Важно изучить ваш семейный альбом школьных лет. Как вы себя чувствовали наверху <качелей жизни>? 1. 8. Годы после окончания школы и до создания собственной семьи Чем вы наполняли вашу жизнь? Чувствовали ли ностальгию по школе? Ощущали ли вы себя взрослым? Вам нравилось быть взрослым? Чем вы занимались? Ошибались ли вы в выборе профессии? Как складывались ваши отношения с противоположным полом? Как вас называли окружающие? Перечислите ваши прозвища, которые вы получали дома, от друзей и товарищей, противоположного пола и т. д. Кто из людей был вам особенно близок? Перечислите близких вам людей. Какие из высказываний этих людей вам особенно запомнились? Какие из поступков окружающих вас людей произвели на вас наибольшее впечатление? О чем вы мечтали, чего опасались в профессии, в отношениях с противоположным полом, в уровне жизни? Как складывались ваши отношения с противоположным полом? В чем проявлялись ваши успехи, а в чем неудачи? Чем вас устраивали ваши поклонницы и поклонники, а в чем нет? Искали ли вы или ждали ту единственную, единственного? Думали ли вы обзавестись семьей? Часто ли вы оценивали лиц противоположного пола с точки зрения вступления с ними в брак? В чем вы особенно преуспевали? Назовите ваши главные успехи в работе, в учебе. В отношениях с противоположным полом? Ваши основные успехи в развлечениях, хобби, спорте? В чем другом вы особенно преуспели? Как относились к вашим успехам значимые для вас люди? Что вас особенно огорчало в связи с вашей неуспешностью? В какой области вы были неуспешны? Достаточно ли усилий вы прилагали для преодоления неуспешности? Ваша неуспешность была для вас ожидаемой? Как относились значимые для вас люди к вашей неуспешности? Кому из героев, персонажей или реальных людей вы подражали? Назовите этого героя. Чем он вам особенно нравился? Чем он вам не нравился? Как удавалось вам подражать ему? Может, таких героев было несколько? Важно изучить ваши фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытаться представить вашу жизнь. И это особенно важно! Часто ли вы попадали на <качели жизни>? 1. 9. Годы <второго семейного гнезда> Если этого пока не случилось, то особенно важно представить себе это! Как вы впервые вступили в брак? Долго ли длился период ухаживания? Был ли это именно тот самый единственный человек? Мечтали ли вы именно об этом браке? Был ли ваш супруг похож на кого - то из ваших родственников? Сообщите о самых ярких впечатлениях брачной церемонии. Настроены ли были вы на красочную брачную церемонию? Как вы себя чувствовали? Протекала ли она так, как вы рассчитывали? Такую ли свадьбу вы хотели? Все ли желанные вами гости пришли? Ваши впечатления от первой брачной ночи? Сообщите о родственниках вашей супруги. Что вы можете "казать о ее родителях? Что можете сказать о прародителях? (то можете сказать о сибсах? Оправдывает ли Ваша супруга ожидания своей семьи. Насколько она понравилась, вашим прародителям? Насколько она понравилась вашим сибсам? Сообщите о первых месяцах семейной жизни. Сообщите от отношении значимых для вас людей к вашему браку. Насколько ваша модель семьи и модель семьи супруги подошли друг другу? Насколько ваши модели семьи дополняли друг друга? Насколько модели ваших семей входили в противоречие друг с другом? Насколько вам удалось адаптировать эти модели? Какое количество детей вы планировали иметь? Были ли у вас планы в отношении количества детей? Были ли конкретные планы в отношении их пола, внешности и т. д? Насколько совпадали эти ваши планы с планами вашей супруги? Сообщите о рождении первого ребенка. Как быстро возникла беременность вашим первенцем? Как она протекала? Как изменились отношения в семье в связи с этой беременностью? Как протекали последние дни перед родами? Как протекали ролы? Оправдал ли новорожденный ваши надежды и ожидания9 Как протекал послеродовой период? Какие изменения в жизнь вашей семьи внес первенец? Сколько всего у вас детей? Этого ли количества детей вы желали? Совпадает ли их пол с вашими желаниями9 Хотели бы вы изменить количество ваших детей? Как росли и развивались ваши дети? Как они переносили болезни9 Каково их здоровье? Каковы их успехи в обучении9 Каково их общее развитие? Оправдали ли они ваши ожидания? Сообщите о самых запомнившихся высказываниях ваших детей о вас. Как ваши дети вас называли в различные периоды жизни? Что самое важное они сказали вам о вас? Сообщите о самых запомнившихся поступках ваших детей Какие поступки ваших детей вызвали у вас радость? Какие поступки вызвали чувство страха9 Какие другие поступки особенно запомнились вам? Какую судьбу вы планировали для ваших детей? Вы планировали судьбу своих детей? Делали это исходя из своих мыслей и предпочтений или из их склонностей и способностей9 Что вы предпринимали для реализации ваших планов? И что вы не сделали для того, чтобы ваши планы осуществились? Что из ваших планов сбылось? Что еще сбудется? Чему не суждено сбыться? Важно изучить ваши семейные фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытаться представить вашу жизнь. Находились ли вы на <качелях жизни> на этом вашем жизненном этапе9 1. 10. Годы <опустевшего семейного гнезда> Если этого пока не произошло - сообщите о своих планах. Если вы это пока не планировали - пофантазируйте на эту тему. Это особенно важно! С кем вы будете жить после того, как вырастут дети? Останутся ли жить с вами ваши дети или кто - то из них? Будет ли у них своя семья или нет9 Кто еще будет жить с вами под одной крышей9 Где вы будете жить9 Как вы будете реализовать себя9 Продолжите ли вы работать или займетесь чем - то другим9 Будете ли вы отдыхать? Осуществите ли вы свои заветные мечты? 1. 11. Годы завершения жизни Давайте представим будущее. Это особенно важно! В каких условиях вы будете завершать свою жизнь? Где и с кем вы будете жить? Чем вы будете заниматься? Кто будет с вами в последние дни вашей жизни9 Что и кому вы скажете? Что и кому вы завещаете9 Важно изучить ваши фотографии этого периода жизни. А если вы еще не дошли до него, то попытаться представить вашу жизнь. Какие переживания и действия вызывают у вас <качели жизни>? 1. 12. После завершения жизни Как будут протекать ваши похороны? Кто будет присутствовать, кто отсутствовать? Что будут говорить? Что будут чувствовать? Где вы будете похоронены? Как будет выглядеть ваше надгробие? Что будет написано на вашей могильной плите9 Что связанное с вами будет происходить после завершения вашей жизни? В. В. Макаров. Лекции по психотерапии. М., 1999. Просмотров: 967 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|