|
Параметры психического состояния и категории "цель", "средство" и "результат"По нашему мнению, ключом к пониманию ПС является категория деятельности: "Развиваясь и проявляясь в деятельности человека, психические состояния могут "продолжаться" за ее пределы и приводить к более или менее стойким сдвигам его функционирования, влияя на нормальное течение всех его жизненных процессов" [54, c.123]. Исходя из этого категория деятельности рассматривается на максимально высоком уровне: уровне жизнедеятельности (по Г.В. Суходольскому - [160, c.13]). В дальнейшем под словом деятельность мы всегда будем понимать именно жизнедеятельность, самостоятельное понятие, а не, как это иногда случается, действие, включенное во вторую сигнальную систему [127, c.467]. Важнейшими категориями, в координатах которых достаточно полно описывается деятельность, являются категории "цель", "средство" и "результат" [164]. В психологической литературе оперирование этими категориями не столь уж редко. Так А.К. Перов при рассмотрении ПС призывает строго дифференцировать процесс и результат психической жизни [122]. В.И. Чирков, считает, что "Основными факторами, определяющими сущность, качественное своеобразие и интенсивность состояний, являются векторы "мотив - цель" и "цель - результат". Эти векторы являются системообразующими как для всей ПСД [ психологическая система деятельности - А.К.], так и для мотивационно-эмоциональных состояний, в которых отражается личностный смысл, субъективная значимость выполняемой деятельности" [185, c.236]. Как уже упоминалось, А.И. Юрьев рассматривал праксические состояния в координатах: "осознание цели", "достаточность средств" и "очевидность результатов" [197]. Близким к базису ЦСР (цель - средство - результат) является выделение в структуре ПС трех компонент: эмоциональной, активационной и когнитивной [47]. Индивидуальный стиль деятельности также рассматривается по соотношению трех компонент (фаз): ориентировочной, исполнительной и контрольной (см. [76, c.30] и [78]). Используемая в рамках рационально-эмотивной терапии, АВС-методика также несомненно имеет отношение к ЦСР [110]. В философии категории ЦСР разрабатываются давно. Аристотель говорил, что "цель это то, ради чего, - например, цель гулянья - здоровье" [10, c.79]. Л. Фейербах определил цель как волевое представление, которое не должно остаться представлением [168, c.629]. О детерминирующей роли представления в целеобразовании говорил и В. Вундт [25, c.205]. В современной философии цель понимается как образ желаемого будущего [187, c.12]. О том, что "в истории возникновения мышления человека путь к цели идет через средство" говорит М.Г. Макаров [98, c.17]. О результатах часто говорится в отношении их несовпадения с целями: как и у Н.Н. Трубникова [164, c.3-8] так и у Гегеля, который в "Философии права" приводил пример несовпадения целей и результатов Великой Французской революции [33, c.264-265]. Порядок расположения категорий ЦСР не случаен: хотя, по словам И.В. Гете, "Решением всякой проблемы служит новая проблема" (цит. по [161]), но между результатом деятельности и целью деятельности лежит пропасть, несоизмеримо большая, нежели между целью и средством, средством и результатом. Если по цели деятельности можно судить о возможных средствах, и по средствам можно судить о результатах, то по результатам деятельности судить о дальнейшей цели деятельности практически невозможно. Именно здесь особенности деятельности находят наибольшее преломление через свойства личности, свойства субъекта деятельности и через самих себя: "Результат воздействия на любое тело обусловлен внутренней природой последнего, но взаимодействие с внешними влияниями приводит к изменению внутренних свойств внутренней природы тела, обусловленному откладывающимися в нем и сохраняющимися, но уже преобразованными внешними воздействиями" [18, c.265]. На психофизиологическом уровне цель деятельности определяет категория доминанты. По этому поводу А.А. Успенский говорил следующее: "Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее" [167, c.288]. Доминанта несет смыслообразующую функцию психическим процессам, "настраивает" их, и именно в этом смысле мы пользуемся термином "настроенность" для обозначения меры координированности психических процессов. Уровневая организация психических и психофизиологических функций обеспечивает экономию нервно-психических ресурсов при выборе средств деятельности - при достаточности средств исполнение деятельности происходит на более низком, экономичном уровне (см. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1941), это явление мы называем спонтанность. При повышении порога раздражения по отношению к результатам деятельности (по К. Лоренцу [93, c.58-59]) мы говорим о ригидности. Схематическое изображение связи между деятельностью
и ПС, таким образом, можно обозначить так, как сделано на рис.
3.1.
Рис. 3.1. Связь психического состояния и деятельности. Просмотров: 1469 Категория: Статьи Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|