Психодиагностическая методика "Основные параметры психического состояния"

Основные параметры психического состояния

Методика ОППС (Основные параметры психического состояния) разработана в 1998 году Кармановым А.А. Данная методика предназначена для экспресс-диагностики так называемых основных параметров психического состояния, состояния в котором находится испытуемый в момент обследования. Основные параметры психического состояния понимаются как валовые и срезовые показатели наиболее общих особенностей протекания психической жизни человека в данный момент. В результате применения факторного анализа были выделены следующие три основные параметры:

  • Настроенность-фрустрированность;
  • Спонтанность-полезависимость;
  • Ригидность-транс.
В названии каждого параметра заложены противоположные полюсы параметра (так например ригидность является противоположным полюсом по отношению к трансу). Стимульный материал методики представляет собой стандартный (из 8 карточек) набор Цветового теста Лющера.

Описания параметров
Настроенность-фрустрированность
Настроенность - фрустрированность является мерой координированности психических процессов. "Критическими точками", состаляющими этого параметра являются:

  • Достаточность иерархической координации мотивов
  • Напряженность побуждения
  • Эмоциональная устойчивость
  • Активность восприятия
  • Самостоятельность мышления
Таким образом, можно составить примерное описание человека, находящегося в состоянии фрустрированности: бесцельное времяпрепровождение, шаткость и неустойчивость целей, связанная с этим неуверенность в своих действиях, растерянность; побуждения к конкретным действиям несильны и непродолжительны, человек быстро остывает, часто переключается на новые виды деятельности; эмоционально неустойчив (эмоции быстро сменяют друг друга, либо наоборот затягиваются); восприятие неактивно, человек сильно подвержен иллюзиям (во всех смыслах), отвлекаем, сильно впечатлителен; продуктивность мышления зависит от многих факторов, как от других психических процессов (излишние эмоции сильно мешают логике, например), так и от факторов окружающей среды (погоды, температуры воздуха и пр.).
Описание человека в состоянии настроенности: целенаправленность всех действий и поступков, человек всегда в состоянии объяснить зачем он сделал то или иное действие, как оно состыковывается с иными его действиями, намерениями; побуждения достаточно сильны и продолжительны, в рамках разумного стремится завершить начатое или только задуманное дело; эмоционально устойчив, эмоции являются, как правило следствием ситуации, а не ее причиной, мало задумываются над своими эмоциями, их природой (особенно без стимулирующей на это ситуацией извне); восприятие активно, т.е. оно обрабатывает информацию в первую очередь, исходя из прагматической ценности ее; холодный рассудок, логичность.
Спонтанность-полезависимость
Близкими по смыслу спонтанности и полезависимости являются термины "активность" и "пассивность". Спонтанность означает порождаемость конкретных действий изнутри, т.е. эндогенность их. Полезависимость означает порождаемость действий (как и иных составляющих психической жизни) извне, т.е. экзогенность их. Тремя наиболее важными составляющими этого параметра являются:
  • энергетический уровень
  • баланс симпатической и парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы
  • уровень концентрации внимания, и вообще - владения психическими процессами
  • зависимость-независимость от ситуации
  • конформность-неконформность
Портрет полезависимого человека: низкий энергетический уровень (сам по себе или неадекватно ситуации); преобладание парасимпатической составляющей; человек - "раб ситуаций" (к примеру он проходит мимо вешалки, на которой висит чужая шляпа и одевает ее, и не потому, что своровал - а так как "ситуация обязывает"); неадекватная управляемость, зависимость от других людей (проявляется как в покорности, так и в стремлении подражать, приспособиться...).
Портрет спонтанного человека: высокая энергетика; преобладание симпатики; человек ведет себя как лидер, стремящийся повести за собой. Крайним вариантом состояния спонтанности является состояние аффекта (в классическом понимании): чрезвычайно высокий энергетический тонус, сужение внимания, персеверации и т.п.
Ригидность-транс
Параметр ригидность-транс в первую очередь отражает уровень личностной динамики, роста, развития, прогресса человека. Один полюс этого параметра, ригидность - состояние окостенелости, невозможности анализировать свои поступки, получать обратную связь о результатах своей деятельности, персеверации на всех уровнях, нежелание детально дифференцировать объекты и процессы окружающего мира; очень стабильная самооценка. Другой полюс этого параметра, транс - отличается непредсказуемостью поступков человека (и главное - мнений, оценок!), в состоянии транса человек сильно переоценивает значимость тех или иных событий как результата своей деятельности или деятельности других людей; человек в данном состоянии склонен увлекаться мистикой, верить в астрологию и других барабашек; малейшее фактор внешней и внутренней среды способен спровоцировать человека в состоянии транса на очень сильный скачок в личностном развитии; в целом, состояние транса - это уже есть движение (прогресс, регресс - в равной степени), постоянный переход в новое качество.

Основные параметры психического состояния и общенаучный базис цель-средство-результат
Является очевидным, что три параметра теста напрямую соотносятся с категориями общенаучного базиса цель-средство-результат. Так, первый параметр, настроенность-фрустрированность, отражает категорию "цель". А именно отражает способность человека к адекватной постановке цели, внутренней свободе в выборе целей своей деятельности. "Спонтанность-полезависимость" является отражением категории "средство", свидетельствует об уровне внутренней свободы в выборе средств достижения поставленной цели. Недаром у данного параметра присутствует такой важный компонент как активность, ибо активный человек, человек, находящийся в состоянии возбуждения - значительно свободнее в выборе средств, чем человек утомленный, подавленный, расслабленный. Агрессивность как составляющая данного параметра тоже повышает свободу действий, что является очевидным, так как человек в состоянии агрессии об интересах окружающих людей думает не в самую первую очередь. "Ригидность-транс" является воплощением категории "результат", отражает уровень переживания результата, "уровень порога восприятия" его. В состоянии ригидности индивид недооценивает значимость полученных результатов. Именно это заставляет персевирирующего человека неоднократно выполнять какое-то действие, повторять десятки раз одну фразу: высоко поставленная планка, мощный фильтр, включенный в момент нахождения в состоянии ригидности, настолько тормозят акцептор результатов действия, что человек даже не замечает того, что действие закончено, фраза сказана... Наоборот, человек в состоянии транса склонен весьма переоценивать значимость для себя тех или иных результатов, да и вообще событий. Человек в состоянии транса постоянно "перетекает" из одного состояния в другое. И поводом для очередного перетекания может стать все, что угодн: и черная кошка, перебежавшая дорогу, и счастливый билетик, и взгляд искоса незнакомого человека, и парад планет.

Проведение обследования
Испытуемому предъявляется стандартный набор цветовых карточек теста Люшера на белом фоне. Дается стандартная инструкция. Количество раскладов: один и только один. Когда остается четыре цвета - психолог просит теперь выбирать наиболее ненравящиеся цвета. Записывается порядок цветов. Например, последовательность 12340756 означает, что испытуемый расположил цвета в такой последовательности: синий, зеленый, красный, желтый, серый, черный, фиолетовый, коричневый.

Обработка результатов
В ОППС нумерация позиций расклада начинается с конца. То есть наиболее отвергаемый цвет (в нашем примере коричневый)находится на первой позиции, наиболее нравящийся цвет (у нас синий) - на 8-й. Будем обозначать как П0 номер позиции серого цвета, П1 - синего и т.д. Для нашего примера значения получаются следующие: П0=4, П1=8, П2=7, П3=6, П4=5, П5=2, П6=1, П7=3.
Сырые баллы параметров вычисляются так:
НФ=П1+П3+П4-3*П7
СП=2*П3+П4+П7-2*П1-2*П2
РТ=2*П4+2*П2+П6-2*П5-2*П0-П3
В нашем примере будет: НФ=8+6+5-3*3=19-9=10
СП=2*6+5+3-2*8-2*7=12+8-16-14=20-30=-10
РТ=2*5+2*7+1-2*2-2*4-6=10+14+1-4-8-6=25-18=7
После этого сырые баллы нужно перевести в стены, окончательные баллы:

Сырые баллы параметров

НФ

СП

РТ

Стен

-18 ¦ -15

-23 ¦ -18

-27 ¦ -17

1

-14 ¦ -13

-17 ¦ -16

-16 ¦ -9

2

-12 ¦ -10

-15 ¦ -12

-8 ¦ -4

3

-9 ¦ 0

-11 ¦ -10

-3 ¦ 2

4

1 ¦ 7

-9 ¦ -5

3 ¦ 7

5

8 ¦ 11

-4 ¦ 1

8 ¦ 11

6

12 ¦ 13

2 ¦ 5

12 ¦ 15

7

14

6 ¦ 9

16 ¦ 18

8

15 ¦ 18

10 ¦ 23

19 ¦ 27

9


В нашем примере:
НФ=6
СП=4
РТ=5

Итак, мы получили профиль (645). О чем нам это говорит? Во-первых, необходимо этот профиль соотнести с идеальным (975 - профилем, который получается из обработки АТ-нормы 34251607). В примере отклонения имеют НФ и СП. И первый вывод, который мы можем сделать - наиболее оптимален 3-й параметр, и возможно человеку в таком состоянии лучше посоветовать заняться размышлением, подведением итогов, анализом успехов и т.д. и т.п. Отклонения в 1-2 балла от идеального профиля можно рассматривать как варианты нормы. Экстремальные профили типа 115, 999, 519 и т.п. всегда свидетельствуют о наличии серьезной проблемы, которая мешает эффективной деятельность индивида. Обращаем внимание, что профиль 975 является идеалом, а не нормой в статистическом смысле (наиболее популярным профилем). И если НФ=7 нельзя говорить, что человек находится в состоянии фрустрированности на основании того, что его показатель меньше идеала. В статистическом смысле нормой является 555. Поэтому целесообразно профиль 666 рассматривать как состояние настроенность-спонтанность-ригидность, а профиль 444 - как фрустрированность-полезависимость-транс.

Наиболее выразительным методом представления результатов является следующий. Обозначим каждый параметр одной буквой (н - настроенность, ф - фрустрированность и т.д.). Если параметр НФ, например, больше 5, то он - Н. Меньше - значит Ф. Если параметр отклоняется от профиля 555 на 1-2 балла (значения: 3, 4, 6, 7), то обозначаем параметр строчной буквой. Больше отклонение - заглавной. Таким образом, в нашем примере профиль 645 мы можем представить как нп-, где прочерк обозначает, что третий параметр не отклонился ни к одному из полюсов. Человек в таком состоянии отличается отличается некоторой расслабленностью, зависимостью. И, хотя он в состоянии поставить перед собой какую-нибудь цель, но эта цель, если она есть - расплывчата. Человек вынужден часто корректировать свои цели, еще даже близко не приблизившись к концу. Трезвость этого человека не позволяет дестабилизироваться состоянию.

Другой профиль, НС-, свидетельствовал бы нам уже о другом состоянии. Это состояние, пожалуй, наиболее адекватно в спортивных состязаниях, где необходимо и четкое осознание целей, настрой, повышенный тонус, некоторая агрессивность, холодный ум.
Ф-Т - заставляет предположить возможность суицида
НСР - не так хорошо как многие могли бы предположить, весьма вероятно - человек в состоянии параноида

Об использовании методики
Поскольку в методике использованы валовые показатели психического состояния, то результаты ее более устойчивы во времени, нежели аналогичные (САН, ФПС-1Л, опросник Спилбергера...) Стимульный материал ЦТЛ не в состоянии способствовать диагностике психических свойств. Поэтому ОППС следует рассматривать только как параметры состояния человека. Методику можно проводить с лицами возрастов: от подросткового до старческого. Нельзя проводить ОППС с лицами находящимися в состоянии наркотического опьянения. Критично следует относиться к результатам, полученным от недееспособных и частично дееспособных лиц: инвалидов, частично вменяемых, страдающих психическими расстройствами и т.п. Методика была апробирована на российском контингенте и применение ее к лицам других культур без предварительной апробации и адаптации представляется нецелесообразным. ОППС не рекомендуется для проведения какого-либо отбора.



Просмотров: 2109
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • В. А. Ганзен. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ >> Структурна схема психического состояния (рис.
  • Влияние напряженности на деятельность
  • Восковая ригидность
  • Вторичный результат. Методика
  • Желтый цвет
  • Зеленый цвет
  • Методика "Цель-Средство-Результат"
  • Методики диагностики психического состояния
  • Настроенность - фрустрированность
  • Основные параметры психического состояния - Заключение
  • Параметрический подход.
  • Параметры психического состояния и категории "цель", "средство" и "результат"
  • Первичный результат. Выделение и интерпретация факторов
  • Полезависимость
  • Проблема динамики параметров психического состояния
  • Психические состояния и психические свойства
  • Психическое напряжение
  • Психическое состояние
  • Ригидность - транс
  • Свойства внимания
  • Синий цвет
  • Спонтанность
  • Спонтанность - полезависимость
  • Тесты, диагностирующие психические состояния
  • Транс
  • Физиономический тест Кунина
  • Фиолетовый цвет
  • Фрустрированность
  • Цветовой тест Люшера
  • Цветовой тест Люшера - как его обойти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь