Темпы адаптации

Прежде всего должен быть обеспечен приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D. Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет и умеренная температура воздуха — она не должна быть выше 22°С для доношенных малышей. Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием относительно прохладной водой — все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в периоде новорожденности сторонники этой точки зрения.

Но достаточно ли такого закаливания для того, чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям? Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки. Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка, выброшенная из воды — 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях.

Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно — с первого крика, первого вздоха. Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30 - 40°С мороза, при 50°С жары в финской или русской бане, он переносил купание ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи которыми сопровождалось появление человека на свет.

В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благотворное влияние — оно как бы дает толчок защитным силам организма, после чего ребенок хорошо развивается. Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: “Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия) , развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид... Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена. Кожа краснеет и приятна на вид: дитя выглядит полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4-6 недель слабый ребенок неузнаваем". Нередко родители просили крестить ребенка в теплой воде. Результаты крещения были совершенно иными: "Сравнивались дети по истечении шести недель, когда их приносили для молитвы. Буквально все священники заявили о преимуществе холодной воды над теплою; только погружение должно быть полное и весьма быстрое".

Установлено, что высокие темпы адаптации сохраняются у ребенка во всем периоде новорожденности, поскольку в это время малыш приспосабливается к новым условиям жизни. А затем, если адаптационные механизмы не тренировать, их возможности быстро снижаются за ненадобностью, так как младенец находится в комфортных условиях. Родители защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды теплой одеждой, что помогает до поры до времени. Потому что ослабление, сведение адаптивных систем организма на низкий уровень активности делает ребенка беззащитным даже перед легким сквозняком и охлаждением.

Авторы ряда пособий по уходу за ребенком подчеркивают, что развивать те или иные системы его организма целесообразно только по мере их созревания - готовности к функционированию.

Выходит, в то время, когда системы адаптации у ребенка работают наиболее эффективно, его практически не закаливают. И рекомендуют приступать к осторожному закаливанию уже после того, как скорость его приспособительных процессов пошла на убыль, когда возможности организма уже во многом утрачены и их нужно восстанавливать.

Назовем еще два серьезных недостатка в этой системе "осторожного" закаливания детей. Во-первых, перепады температур при таком закаливании значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10 - 12°С, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5 — 1°С за 3 - 6 дней. Во-вторых,. закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин, "На закаливание отводят 5-6 минут, а на изнеживание... — остальные 1434 минуты каждые сутки".

По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и постепенно проводить закаливающие процедуры — такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительным.

Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно: для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в периоде новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптационных систем его организма.

Как это выглядит на практике? Вот как пишет Никитин: "Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинели. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптационная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает, — холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.

В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои руки или даже подышать на них.

В комнате старайтесь поддерживать температуру 17 - 19°С. Если малыш находится в ней голеньким, то тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева) , и мышцы при этом развиваются; прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными; пеленки и одежки не стесняют движения; терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим.

Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одеть и завернуть в пеленку — согреть.

Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок, вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишъ 5 - 10, а у зрелого — порой сразу 60 секунд. По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям. Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития. Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать... Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей, со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности к диатезу: кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь. Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезали буквально в несколько дней и больше не появлялись”.



Просмотров: 1065
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Влияние семьи на становление личности
  • Возможности изменения самооценки ребенка
  • Возрастные особенности детей
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Если ребенок не спит
  • Закаливание
  • Засыпание ребенка
  • Изменения самооценки ребенка
  • Лепет ребенка
  • Младший школьный возраст
  • Особенности психики
  • Пеленание
  • Первые преднамеренные звуки
  • Первый час после рождения
  • Питание после рождения
  • Проблемы раннего детства
  • Прогулки
  • Психические процессы у детей
  • Психологические проблемы детей
  • Развитие ребенка
  • Ребенок обнаруживает, что у него есть руки
  • Ребенок учится управлять движениями рук
  • Режим новорожденного ребенка
  • Сенсорные способности ребенка (до рождения)
  • Сколько ребенок должен спать
  • Стыд за собственного ребенка
  • Устойчивость и концентрация внимания ребенка
  • Уход за ребенком
  • Физический холдинг
  • Эмоциональная связь матери и ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь