Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 НАУЧНЫЙ СТИЛЬ



НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки – вскрывать закономерности). Ему свойственна логическая доказательность и последовательность изложения как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях. Основная цель научного текста – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Н.с. в письменной форме представлен следующими жанрами: монографиями, статьями, учебниками, справочниками и т.п. Указанные выше базовые экстралингвистические стилеобразующие факторы обуславливают: 1) конструктивный принцип Н.с. (обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи; 2) основные стилевые черты: абстрагизация, т.е. отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения; 3) речевая системность. Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организацию, важную роль при этом выполняет частотность употребления тех или иных языковых средств. Отвлеченно-обобщенность создается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения. Это следующие средства: 1) абстрактная лексика (в том числе терминологическая), выражающая общие понятия; 2) конкретные слова, обозначающие в научном стиле общие понятия; 3) слова, усиливающие обобщенно-отвлеченный характер научного стиля: обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий; 4) глаголы в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку они десемантизируются, придавая выражению качественный характер (глаголы широкой семантики: существовать, иметь, обнаруживать, проявляться); 5) использование в связочной функции глаголов: быть, являться, служить, обладать, отличаться; 6) использование глаголов в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых смысловая нагрузка выражена существительными: подвергать анализу, производить анализ, оказывать влияние; 7) использование глаголов в значении настоящего вневременного; 8) формы глагола выступают с ослабленным, обобщенным значением лица; 9) форма ед.ч. сущ., служащая для выражения общего понятия, а также неделимой совокупности и целостности; 10) повышенная употребительность сущ. ср.р. (свойство, значение, равновесие, явление и т.п.); 11) на синтаксическом уровне: обобщенно-личные предложения; безличные предложения; двучленный пассивный оборот с процессуальным значением (т.е. деагентивные структуры); 12) номинализованные структуры (номинативный характер Н.с.). Подчеркнутая логичность тесно связана с последовательностью изложения, его доказательностью, аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и уровне текста. Ее реализации способствуют следующие средства: 1) полнота грамматического оформления предикативных единиц; 2) преобладание союзных предложений над бессоюзными; 3) преобладание сложноподчиненных предложений; 4) осложнение простых предложений оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения; 5) широкое использование вводных слов и словосочетаний; 6) конструкции и обороты связи; 7) объективный, нейтральный порядок слов; 8) средства подчеркнутой логичности на текстовом уровне: действие категорий связности, логичности, цельности; 9) использование повторов: лексических, синонимических, местоименных; 10) строго оформленная композиция текста: деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений; 11) категория гипотетичности как организующее начало композиции текста; 12) использование средств проспекции и ретроспекции (перейдем к рассмотрению...; как было отмечено выше...); 13) стереотипность связующих средств, наличие готовых формул. Точность, ясность Н.с. достигается: 1) употреблением большого числа терминов; 2) четкими определениями вновь вводимых понятий; 3) однозначностью, недвусмысленностью высказываний; 4) использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения; 5) употреблением обособленных согласованных определений; 6) употребление причастных оборотов в синтаксической функции уточнения; 7) ссылок и сносок в тексте; 8) преобладанием союзия над бессоюзием. Некатегоричность изложения выражается: 1) во взвешенности оценок; 2) эффективности теории и путей ее решения; 3) степени завершенности результатов исследования; 4) в цитировании мнений других авторов. Коммуникативная направленность речи выражается в категории диалогичности. В связи с этим наблюдаются: 1) обращенность к читателю; 2) взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций; 3) собственный диалог; 4) вопросно-ответные комплексы; 5) вопросительные предложения, в частности, проблемные вопросы; 6) цитация чужой речи с оценкой приводимого мнения; 7) императив как обращение к читателю (обратите внимание и т.п.); 8) оценочные средства языка; 9) конструкции связи (подчеркнем еще раз и др.); 10) вводные слова, словосочетания, вставные конструкции с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного характера; 11) развернутые вариативные повторы; 12) противопоставление разных точек зрения на проблему; 13) средства категории проспекции и ретроспекции; 14) разного рода акцентуаторы, связанные с категорией акцентности; 15) категория диалогичности выступает как средство экспрессивности, эмоциональности. Н.с. реализуется в письменной и устной форме (доклад, дискуссия и т.п.).

Просмотров: 1954
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики Общее языкознание. Социолингвистика Словарь-справочник, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • F19.0хх Острая интоксикация, вызванная одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ
  • ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
  • ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
  • Вторичное использование городских ресурсов (URBAN RECYCLING)
  • ЗАПИСЬ СЕАНСОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАССЕТ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОЙ РУКИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ
  • Использование и отношения (USAGE AND ATTITUDES)
  • Использование людских ресурсов
  • Использование незнания
  • Использование терапевтом своей личности
  • КАТЕГОРИИ ТЕКСТА
  • КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
  • ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
  • МЕДИЦИНСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОЗА
  • Метод устного изложения учебного материала
  • Моделей использование (MODELING)
  • Опознавательная функция языковых и стилистических средств
  • ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
  • Проблема изложения античной философии: концептуальный и исторический подходы
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ
  • Сексуальное использование одних детей в семье другими
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Средства информатизации и коммуникации (средства ИК) образовательного назначения
  • Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)
  • Средства общения народов разных государств
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Функции речи
  • аффективное расстройство, резидуальное, связанное с употреблением алкоголя или других психоактивных средств



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь