Влияние сверстников

(peer influences) – роль интеракций детей и подростков с равными себе на всём протяжении детства, отрочества и юности в социализации и развитии личности (Джонсон, Джонсон, 2005). Принято считать что эти отношения являются «критическим фактором развития и социализации». Влияние сверстников рассматривается в разных аспектах. 1. Влияние общения со сверстниками на ценности, аттитюды, перспективы и социальную компетентность. В общении со сверстниками дети невольно и непосредственным образом перенимают умения, знания, ценности и установки, которые не всегда возможно получить от взрослых, которые нередко не владеют соответствующими коммуникативными способностями, например, как вести себя в ситуации конфликта или побороть искушение. Это происходит, как полагают, потому, что сверстники аффективно объясняют, почему следует вести себя так или иначе и тем самым снабжают действенными моделями уместного или неуместного поведения. Социализирующее влияние сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода. Часто отношения со сверстниками позволяет удовлетворить и потребность в сравнении. 2. Просоциальное и антисоциальное поведение. Например, если подросток видит, что сверстники не одобряют проблемное поведение (наркотизацию, ранние сексуальные отношения, делинквентность и др.), он, вероятно, будет от него дистанцироваться, и наоборот, стремиться к нему, чтобы заслужить их одобрение. В свою очередь полное неприятие ребёнка сверстниками может побуждать его к антисоциальным действиям, таким, как агрессивные, деструктивные и др. 3. Импульсивность. Влияние сверстников может побуждать ребёнка смотреть на свои желания с точки зрения других людей и, таким образом, овладевать контролем своих побуждений. 4. Способность выбирать перспективу, то есть адекватную точку зрения для восприятия и оценки своего поведения. Под влиянием сверстников ребёнок, во-первых, научается воспринимать проблемы и ситуации их глазами, то есть преодолевать свой эгоцентризм. Во вторых, эта способность является одной из важнейших для когнитивного и социального развития. Например, для развития умения представлять информацию в понятном для других виде, развития способности быстро схватывать смысл сообщений других, конструктивно разрешать конфликты, охотно делиться информацией о себе, содействовать групповому решению проблем и показывать положительное отношение к другим в сходной ситуации. 5. Автономия, то есть способность понимать ожидания других в любой ситуации и быть способным в выборе того, соответствовать этим ожиданиям или нет, опираясь на складываюшиеся собственные представления о ценностях. Указывается, что взаимоотношения сверстников в силу указанных в пункте 1 факторов оказывают сильное влияние на развитие системы ценностей, социальных навыков и социальной сенситивности, равно как на интернализацию принятия и поддержки, создающих основу для самоодобрения. 6. Одиночество. Конструктивные отношения со сверстниками позволяют детям в значительной степени избегать «мук одиночества», особенно если они лишены возможности это делать в общении со взрослыми. 7. Идентичность. В общении со сверстниками дети начинают осознавать сходства и различия между собой и другими, они экспериментируют с разными социальными ролями, помогающими им интегрировать собственное чувство Я, проясняют свои аттитюды и ценности и объединяют их в самоопределение, создавая в итоге систему координат для восприятия и понимания себя. 8. Коалиции. В детстве большинство людей завязывает дружеские отношения и формирует привязанности. Образующиеся коалиции обеспечивают помощь и поддержку не только в течение детства и отрочества, но и в последующие годы. 9. Продуктивность, стремления и психологическое благополучие. Плохие отношения со сверстниками в начальной школе обычно предвещают психологические нарушения и делинквентность в средней школе, а подобные отношения в средней школе предсказывают появление взрослой психопатологии. Д.В.Джонсон и Р.Т.Джонсон указывают, что, к сожалению, многие современные школы и другие общественные институты никак не способствуют развитию у детей и подростков здоровых и продуктивных отношений со сверстниками, и это является одной из наиболее важных задач, стоящих перед родителями и педагогами.

Просмотров: 1360
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Влияние сверстников
  • Группа сверстников
  • ГРУППА СВЕРСТНИКОВ
  • Группа сверстников
  • Группа сверстников (PEER GROUP)
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Методика «Проблемные ситуации в общении подростков»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Причинностные отношения, или отношения причинности
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • Промышленные отношения (отношения в промышленности)
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
  • Реакция группирования со сверстниками
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШУТЛИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, или ритуальная шутливость
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь