|
Дискуссия о наследственности - среде(лат. discussio - рассмотрение, исследование) - дискуссия о природе и воспитании, в философском плане - нативизма-эмпиризма (лат. nativus - врождённый, натуральный, природный; empeiria - опыт), то есть дебаты (фр.debats - обсуждение) о роли наследственности (генетических факторов) и среды, воспитания, научения в формировании структуры организма, функций речи и в целом психики человека, его поведения. В самом начале своего зарождения эта дикуссия касалась врождённых, универсальных свойств психики, например, объёмного зрения. Декарт и его последователи-нативисты указывали, что эта способность является врождённой, доопытной, лишь проявляющейся в опыте или его организующем. В свою очередь эмпиристы, вслед за Локком и Юмом, настаивали, что этому свойству человек научается, приобретает его опытным путём. Подобная дискуссия ведётся и ныне, в частности, это касается проблемы овладения детьми языком. Ноэм Хомски, с позиции нативиста, приводит достаточно убедительные доказательства в пользу того, что человек рождается с неким базовым представлением об универсальной грамматике или врождённой готовностью к овладению языком, которая делает ребёнка способным к столь быстрому усвоению языка (см. Бессознательное). Эмпиристически ориентированные лингвисты, напротив, в своих теориях развития речи подчёркивают основную роль языковой практики и общих принципов научения, которые, по их мнению, вполне удовлетворительно объясняют природу столь сложного явления, как усвоение языка. Особенно оживлённой была и остаётся эта дискуссия относительно психических и личностных качеств человека, например, интеллекта. Вообще говоря, абсолютизация роли природного, с одной стороны, и приобретённого опытным путём, с другой, полезна лишь до известной степени, до появления момента синтеза противоположных точек зрения. См. Инвайроментализм, Хередитаризм, Социобиология.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|