ДИСКУССИЯ

(лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения. Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение. Существует несколько типов Д., различающихся по их целям: 1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию; 2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения; 3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса. По конечному результату Д. их можно разделить на: 1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.); 2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях); 3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:). Успех Д. во многом определяется: 1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать); 2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу; 3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения. В речи ведущего Д. можно выделить: а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения; б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания. Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь). Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. — 1978. — № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.— М., 1997. Н. И. Махновская

Просмотров: 2035
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  • ВЕДУЩЕГО КОМПОНЕНТА МЕТОД
  • ВЕДУЩИЙ ТИП ОБЩЕНИЯ
  • Ведущего компонента метод
  • Ведущий
  • Драматургическая точка зрения
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Изменение точки зрения наблюдателя
  • Изменение точки зрения наблюдателя
  • Непонимание в процессе общения
  • Общения ведущий тип
  • Посттравматическое стрессовое расстройство у участников военных действий
  • Психогенная точка зрения
  • РЕФЛЕКСИЯ (В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ)
  • Речь судебная в гражданском процессе
  • Семья, в которой работают двое
  • Соматогенная точка зрения
  • Соматогенная точка зрения
  • Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий
  • ТЕСТ ПО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
  • ТЕСТ ПО МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
  • ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ-ПОЛЬЗЫ
  • Точка зрения, ориентированная на человека
  • Участники
  • Участники образовательного процесса в учреждении
  • Участники сети вторичного обмена шприцев
  • Фрустрация в процессе общения
  • Функции участников терапевтической системы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь