Экономические школы

(economics, schools of). Исторически с сер. 16 в. до последней четверти 20 в. развитие эконом, мысли шло в русле пяти осн. школ: меркантилизма; экономики франц. физиократов; Классической (и неоклассич.) политической экономии; кейнсианства и монетаризма, — представляющих широкий спектр идей. Меркантилисты сер. 16 — сер. 18 в. утверждали, что богатство наций зависит от денежного баланса (торговый баланс). В условиях существовавших в ту пору простых денежных отношений сторонники этой теории разрабатывали политику, направленную на увеличение кол-ва драгоценных металлов в стране. Поощрялся протекционизм. Критики меркантилизма начиная с философа Юма утверждали, что стремление к накопительству золотых слитков — гибельная политика, к-рая в конечном итоге приведет к оттоку золота из страны. Франц. физиократы 18 в. во главе с Франсуа Кенэ (1694—1774) отдавали преимущество аграрному сектору, считая его единств, источником богатства и налоговых поступлений. Они считали, что роль пр-ва должна ограничиваться поддержкой естественного порядка вещей и возлагали надежды на свободную торговлю. Поэтому их подход ограничивался теорией невмешательства гос-ва (laissezfaire). Эту теорию, а также идею свободы торговли взяли на вооружение экономисты-классики. Осн. положения совр. микроэкономики заимствованы из теорий классич. экономики, обобщенных в кн. Смита Исследования о природе и причинах богатства народов (1776). Маржинальный анализ 19 в. привел к появлению неоклассич. экономики, усовершенствовавшей и развившей классическую. Неоклассич. экономика с помощью механизма цен разъяснила взаимосвязь между спросом и предложением и разрешила ряд проблем классич. эконом, теории, напр., кажущийся парадокс большей ценности бриллиантов (роскошь) по сравнению с водой (жизненная необходимость). Гл. проповедники классич., а затем и неоклассич. экономики: Смит, Роберт Мальтус (1766—1834), Рикардо, Милль, Уильям Стэнли Джевонс (1835—82), Маршалл, Артур Сесил Пигу (1877—1959), Вальрас, Парето и Фрэнсис Исидро Эджуорт (1845—1926). Осн. положение классич. экономики — конкуренция. Согласно закону, спрос и предложение уравновешиваются ценой товара. Наличие свободных рынков гарантирует, что своекорыстное поведение людей приведет к эффективному, социально оптимальному размещению ресурсов и производства. Это т.н. невидимая рука, по Адаму Смиту. Роль пр-ва ограничивается вмешательством в тех случаях, когда рынка не существует либо он несовершенен. В нач. 20 в. экономисты дискутировали о роли гос-ва в контроле за безработицей, вызванной колебаниями спроса. Сторонники классич. традиции утверждали, что пр-во должно поддерживать сбалансированный бюджет; др. экономисты выступали за гос. стимулирование спроса путем поддержки бюджетного дефицита, что нашло отражение в труде Кейнса Общая теория занятости, процента и денег (1936). Там же были заложены основы теории того, что сейчас мы называем макроэкономикой. Влиятельный в 1970—80х гг. монетаризм возродил в обновленном виде еще докейнсианские идеи, поставив деньги в центр макроэконом, политики. Он связал уровень цен с общим кол-вом денег в стране. В последнее время монетаристы утверждают, что экономику определяют денежные факторы и что, в частности, увеличение денежной массы госвом скорее ведет к инфляции, чем к повышению занятости (марксизм, позитивная экономическая теория).

Просмотров: 1062
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИКИ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)
  • Делать вид, что не понимаешь
  • ДУАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ или ДУАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • МАЛЬТУС (MALTHUS) Томас Роберт (1766-1834)
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
  • Программа жетонной (символической) экономики
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СЕР- (SER-), СЕРО-
  • Социальный механизм развития экономики
  • СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ)
  • СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА работающих в отраслях экономики
  • Стагнация экономики
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь