ТЕОРИИ МАССЫ

- в зап. социологии и соц. психологии концепции, претендующие на объяснение поведения человеческих множеств, как правило, непрочных и случайных (в отличие от групп и классов), члены к-рых объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между к-рыми имеет характер взаимного усиления эмоций, взаимного заражения и т. п. (напр., толпа зевак во время уличного инцидента). Особое внимание при этом обращается на поведение больших скоплений людей, исчисляемых порой миллионами, на поведение массы в чрезвычайных обстоятельствах (паника, массовый экстаз и т. п.). Понятие "масса" в этом контексте является прототипичным по отношению к теориям массового об-ва, к-рые можно рассматривать как перенос этого понятия на об-во в целом, как описание функционирования об-ва по способу поведения массы. Т.м. создаются в ответ на потребность описания двух соц. тенденций, с особой силой проявившихся в XX в. Первая тенденция - возрастание роли народных масс в историч. развитии, и вторая тенденция - рост классовой поляризации, обострение соц. антагонизмов и одновременно контртенденция - дестратификация, т. е. сближение соц. групп и слоев. Обе тенденции обусловлены сдвигами в соц. структуре об-ва, ломкой старых, традиционных дифференциаций, порожденных прежде всего НТР. Объективно Т.м. направлены, прежде всего, против революционных движений масс, рассматриваемых как "буйство толпы", сокрушающей ценности культуры. Понимание категории "масса" в зап. социологии крайне неопределенно из-за огромной пестроты в толковании этого понятия. В различн. трактовках "масса" понимается: 1) как толпа; 2) как публика; 3) как гетерогенная аудитория, противостоящая классу и относительно гомогенным группам; 4) как уровень некомпетентности, как снижение цивилизации; 5) как продукт машинной техники; 6) как "сверхорганизованное" (Маннгейм) бюрократизированное об-во, где господствует тенденция к униформизму, отчуждению. Вместе с тем имеется определенная общность методологич. установок и исходных принципов Т.м.: стремление исключить из социоло-гич. анализа классовые отношения, отношения собственности, ограничить его интерперсональными отношениями, перевести в русло частных эмпирич. исследований, психологич. редукционизма. По своему происхождению понятие "масса" - прежде всего соц.-психологич. термин. Он выработан в ходе эмпирич. наблюдений над непосредственно обозримыми множествами индивидов (поведением толпы на улице, публики в театре и т. д.). В каждом случае обращает на себя внимание возникновение нек-рой психич. общности, заставляющей людей вести себя иначе, чем, если бы они действовали изолированно, и нередко примитивизирующей их поведение. В дальнейшем эта эмпирич. констатация превращается в абстрактную модель, к-рая прилагается к самым различн. сферам обществ. отношений, к человеческим множествам, уже не являющимся непосредственно обозримыми, напр, к нар. массам, революционным массовым движениям. Термин "масса" заимствован из языка аристо-кратич. групп в критике прогрессивных изменений XVII-XIX вв. Э. Бёрк, Ж. де Местр именовали пугающую их историч. силу "толпой", "массой". У. Г. Лебона моделью "массы" является толпа, рассматриваемая как психологич. феномен возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их соц. положения, национальности, профессии, повода, вызвавшего ее образование. В толпе образуется сом" психологич. ("духовное") единство - "душа тол" пы", она проникается определенными общими чувствами, взаимовнушение дает ей колоссальное увеличение энергии, в толпе глушится исчезает сознательная личность. Хотя Лебон допускает существование "героических масс" он считает, что чаще в толпе берут верх низменные страсти. Для X. Ортеги-и-Гассета "масса" - "усредненная, худшая" часть людей. Модель "массы" как толпы не является общепризнанной; в ряде социологич. концепций обращается внимание на то, что эта модель находится в противоречии с эмпирически фиксируемыми тенденциями современного об-ва - ростом атомизации, некоммуникабельности отчуждения; моделью "массы" видится не толпа, а публика; активного участника толпы сменяет зритель. Напр., Г. Тард требовал "перестать смешивать толпу и публику", в первой люди физически сплочены, во второй - рассеяны, первая "гораздо более нетерпима", вторая более пассивна. Отсюда Тард делал вывод о желательности замены толпы публикой. Позднее Р. Парк исследовал различие между массой как толпой, условием образования к-рой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у к-рой такое взаимодействие может отсутствовать. Г. Блумер считает главными характеристиками толпы (как аудитории) анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, разнообразие их соц. происхождения и положения, отсутствие организованности. "Толпа одиноких" (Д. Рисмен) - лапидарная характеристика "массы" в системе современного об-ва: люди чувствуют себя отчужденными от него, от других людей, отношения между ними проявляются в форме недоверия, даже враждебности. В современной зап. социологии авторы ряда концепций пытаются связать Т.м. с отношениями классов (чаще "страт"). Для Э. Ледерера, X. Аренда "масса" - продукт дестратификации, своего рода антикласс. Для У. Корнхаузера масса - "агрегат" людей, в к-ром не различаются группы или индивидуумы. Лит.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПо., 1йуо, Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М., 1971; Мос-ковичи С. Век толп. М., 1996; Канетти Э. Масса и власть. М, 1997; Kornhauser W. The politics of mass society, пл 1960; Bell D. The end of ideology. N.Y., 1965; Anders G. Die Antiquiertheit des Menschen. Miinch., 1984. Т.К. Ашин.

Просмотров: 2064
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • Второе значение образования как результата
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Душа как Солнце
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • КАК
  • КАК(О)
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Образование как система
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Расставание как феномен общения
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • ТЕЛЕСНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь