|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.
Вегетарианец(vegetarian), человек, не употребляющий в пищу животные продукты, включая мясо, рыбу, яйца и молочные продукты, и, кроме того, не носящий одежду, сшитую из шерсти, кожи и меха. Для обоснования вегетарианства используются аргументы полит, и этич. характера. Этич. аргумент апеллирует к моральной стороне вопроса — к правам животных и отрицает право человека убивать их; этой позиции при.держивается буд. доктрина ахимсы. Полит, аргументация связана с тем, что еще во мн. странах существуют голод и недоедание. Последние мед. исследования, подтвердившие, что избыток белка и жиров в ор-. ганизме человека является причиной мн. болезней, также укрепили позиции В. Веданта (Vedanta, санскрит — конец вед), религ.филос. учение, к-рое изложено в Упанишадах (комментариях к Ведам); является самой ортодоксальной школой индуистской философии. Его основателем считается Шанкара (ок. 788—820 гг. н.э.), к-рый ввел понятие не-двойственности (адвайта-веданта). На его развитие оказали большое влияние Рамануджа (ок. 1017—1137 гг.), учивший о бхакти, или приверженности личному богу, к-рый отождествлялся с Вишну, и Мадхва (ок. 1199—1278 гг.), отвергавший монизм Шанкары и признававший самостоятельное существование мира, бога и душ. Последний также полагал, что незнание можно преодолеть с помощью бхакти. Несмотря на это различие позиций, все направления В. едины в признании верховенства брахмана и переселения душ (сансара), в стремлении к освобождению из круга перевоплощений (мокша), а также способности души, или атмана, направляя свои действия, определять тем самым свое будущее воплощение. Сторонники В. в 20 в., вдохновленные идеей о конечном равенстве индивидуальных духовных начал, подчеркивают необходимость социальной справедливости и бескастового об-ва (индийская философия). Веды (Vedas), собрание свящ. текстов индуизма, основываются на высказываниях шрути — божественных откровениях. В. — первые санскритские тексты индоарийцев. Состоят из четырех сборников. Самая древн. кн. — Ригведа (гимны, прославляющие богов, в первую очередь Агни, бога огня, и Индру, бога войны), затем Яджурведа (кн. поклонения, описание жертвенных обрядов), Самаведа (собрание мелодий и песнопений, используемых при жертвоприношениях) и Атхарваведа, к-рая содержит песнопения и магические заклинания (присоединена к канону позже). Впоследствии к В. были добавлены разл. комментарии и теологич. трактаты. Так, др.-инд. свящ. кн. Брахманы представляют собой подробное описание жертвоприношений и служат руководством для жрецов. Араньяки предназначены для лесных отшельников, а Упанишады содержат мистические и филос. тексты. Последние известны также как веданта, или конец вед, и составляют основу учения филос. школы с тем же названием.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|