|
Стили воспитания
Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). Под неустойчивостью стиля воспитания детей и подростков понимается резкая смена приемов воспитания, скажем, от очень строгого к либеральному, от значительного внимания к ребенку до эмоционального отвержения (Эйдемиллер Э. Г., 1996). Такой стиль воспитания содействует проявлению таких черт, как упрямство, склонность противостоять авторитетам, что часто наблюдается у детей с отклонениями характера (Leonhard К.). Рассмотрим наиболее типичные сочетания отклонений в воспитании, которые позволяют проанализировать причины отклонений в характере ребенка, и также быть поводом для возникновения отклонений в поведении и возникновения непсихических психогенных нарушений (см. табл.). Потворствующая гиперпротекция (сочетание шкал Г , У при Т, 3, С). Ребенок находится в центре внимания семьи с максимальной направленностью на удовлетворение его потребностей. При этом типе воспитания формируются демонстративные (истероидные) и гипертимные черты личности у подростка. Доминирующая гиперпротекция (Г , У, Т, 3 , С). Ребенок в центре внимания семьи, ему уделяется много времени и сил, но существует много запретов, и ребенок лишен самостоятельности. У гипертимных подростков, в результате такого воспитания, усиливаются реакции эмансипации, и они склонны к острым эффективным реакциям, направленным вовне. При тревожномнительных чертах у подростков закрепляются астенические черты. Повышенная моральная ответственность (Г , У, Т , 3, С). Это воспитание, где ребенок также находится в центре родительского внимания, но уровень требований высок. Потребность ребенка удовлетворяется недостаточно. Развивается тревожномнительный тип личности. Эмоциональное отвержение (Г, У, Т, 3, С). В основе его лежат невосприятие ребенка и неудовлетворение его потребностей. Может быть связано с бессознательными механизмами внутренней жизни родителей, осуществляющих перенос отрицательных переживаний из своего детства на жизнь своего ребенка или механизмами отождествления. Крайний вариант такого воспитания – «Золушка». Ребенок ощущает себя отверженным, ненужным. Заостряются черты инертноимпульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности или эпилептоидной психопатии. У детей и подростков с астенической структурой характера или эмоциональнолабильной могут появиться невротические расстройства. При жестоком обращении родителей с детьми (Г, У, Т, 3, С) на первом плане эмоциональное отвержение и неудовлетворение потребностей при наличии системы наказаний и запретов. Могут появиться различные расстройства в поведении. Гипопротекция (Г, У, Т, 3, С). Ребенок предоставлен самому себе. Такое воспитание ведет к делинкветности и асоциальности поведения. Рассмотрим психологические причины отклонений в семейном воспитании. Э. Г. Эйдемиллер в этом смысле рассматривает 2 группы причин.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|