ГЕЗЕЛЛ

(Gesell) Арнольд Люциус (1880-1961) — американский психолог, специалист в области психологии развития, детской и семейной психологии. Образование получил в Висконсинском ун-те (бакалавр, 1903), ун-те Кларка (д-р философии, 1906) и Йельском ун-те (д-р медицины, 1915). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя. С 1911 по 1948 г. Г. — директор Йельской клиники развития детей, в которой изучалось психическое развитие детей. Почетный д-р наук ун-та Кларка (1930), где сотрудничал с Г.Ст. Холлом и Л. Терменом (L. Terman). Чл. Национальной академии наук, вице-президент Международной ассоциации защиты детей (1919—1921) и др. общественных организаций. Лауреат премии Каппа Дельта Фи (1958). Научная деятельность Г. была связана с нормативным изучением процессов развития детей. Он разделял точку зрения Г. Ст. Холла о том, что любые изменения в процессе развития можно понять только с позиций эволюционного подхода, который превалирует над любыми влияниями окружающей среды и культуры. С этих позиций Г. впоследствии выстраивал все свои исследовательские программы, которые были образцом нормальной науки, настолько методически точно выполнял и ясно формулировал он научные задачи. Работая совместно с Л. Терменом в Лос-Анджелесском педагогическом ин-те, Г. применял генетический и психометрический подходы к проблеме умственной отсталости и изменений в процессе развития в целом. Однако его исследовательские интересы выходили за рамки применения уже имеющихся средств тестирования. Он хотел провести гораздо более тщательное, нормативное исследование раннего развития детей. Для этого вернулся в Висконсинский ун-т, а затем перешел в Йельский ун-т, где получил специальное медицинское образование (1915), сочетая учебу с преподавательской деятельностью. В эти годы (1911) при Йельском ун-те впервые была создана Йельская клиника развития детей, где Г. и развернул свои исследования, параллельно продолжая заниматься своей основной работой в качестве школьного психолога в составе Государственной комиссии штата Коннектикут по вопросам образования. В Йеле Г. и его коллеги начали тщательное исследование раннего развития детей. Они использовали в этом проекте фотографирование, а с 1924 г. — киносъемку. Придумывали уникальные приспособления: многие снимки были получены с помощью специально спроектированного фотографического купола. Для наблюдений за детьми применяли зеркало Гезелла (полупроницаемое зеркальное стекло, отделявшее часть помещения, из которого велось наблюдение за поведением детей). Использовались и естественные условия наблюдения, например в фильме, посвященном типичному дню младенца. Полученная нормативная и натуралистическая информация была представлена в Атласе поведения грудного ребенка (1934). Исследования Г. в Йеле касались периода от детства до юности (от рождения до года, от года до трех лет и от трех лет до восемнадцати). Его публикации, разработанные тесты и методы (лонгитюдный метод, метод близнецового контроля) заинтересовали многих педиатров, воспитателей и психологов. Г. доказывал, что изменения поведения развиваются по жестко заданным схемам. В качестве прямого доказательства выступал близнецовый метод, при котором сравнивали обученного и необученного близнецов. Г. открыл, что необученный близнец очень быстро догонял обученного. Однако, несмотря на эти результаты, Г. не ставил своей главной целью экспериментирование. Он намеревался в общем описать и проанализировать ситуации естественного становления, построив систему тестов таким образом, чтобы наиболее отчетливо выявить существенные моменты становления. На основе эих тестовых исследований были выработаны нормы для детей от 4 недель до 6 лет по показателям моторики, речи, адаптивного поведения, личностно-социального поведения и т.п. Твердо придерживаясь идеи о главенстве внутренних эволюционных процессов, Г. последовательно разрабатывал собственное направление, на которое никакого влияния не оказывали ни появившиеся теории научения, учитывающие влияние среды, ни психоаналитические теории развития, ни последующие теории социальных и культурных условий детства и младенчества. В результате его подход сейчас может быть применен только для ограниченного круга исследований, границы которым четко очертил сам Г. Тем не менее модификация тестов Г. (как и тестов Бине) используется в современной диагностике психического развития детей. Основные труды Г.: The First Five Years of Life (в соавт.), Harper, 1940; Development Diagnosis (with С Amatruda), Hoeber, 1941; Infant and Child in the Culture of Today (with F. Ilg), Harper, 1943; The Embryology of Behavior (with С Amatruda), Harper, 1945; The Child from Five to Ten (with F. Ilg), N.Y., 1946; The Jars from Ten to Sexteen (with F. Ilg), N.Y., 1956. Л.А. Карпенко

Просмотров: 2302
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДИСЛЕКСИЯ, НАБЛЮДАЮЩАЯСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ (МКБ 315.0)
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дислексия, наблюдающаяся в процессе развития
  • Дополнительное образование детей
  • Дополнительное образование детей
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ детей и подростков
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ детей и подростков
  • Метод приемных детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • Приемных детей метод
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • Стадии развития поведения ребенка
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Теория трех ступеней развития
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь